МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по Масленичным денькам»

Ольга Бикмаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по Масленичным денькам»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование представлений детей о традициях празднования Масленицы, продолжать знакомить с русским народным фольклором.

Задачи.

Образовательные задачи:

- продолжать формировать знания о народных традициях празднования Масленицы, в целях приобщения детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества;

- закрепить знания детей о русском фольклоре на примере сказок,

- дополнить знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, пословицы, поговорки) ;

- способствовать умению использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие по Масленичным денькам“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

- обогащать и активизировать словарь по теме «Масленица»;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать логическое мышление при использовании закличек, пословиц и поговорок,

- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок, ребусов и викторины по содержанию русских народных сказок;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям празднования «Масленицы», народному творчеству;

- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;

- формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;

- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;

- формировать положительные черты личности в условиях общественной жизни на примерах русских народных традиций.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, продуктивная, двигательная.

Словарная работа:

обогащение – заигрыш, разгуляй, вечерки, теща, зять, золовка.

активизация – квашня, лакомка, посиделки, заклички, пословицы и поговорки.

Материалы и оборудование:

• карточки с ребусами;

• карточка с вопросами викторины;

• накрытый праздничный стол;

• корзина;

• ингредиенты, необходимые для приготовления блинов;

• сосуд с водой;

• предметы, необходимые, для изготовления красивых тарелочек - картонные тарелочки черного цвета, клей, кисточки, цветная соль, влажные салфетки;

• проектор для показа слайдов, ноутбук, презентация;

• тарелка с блинами;

• Д/и "Печем блины";

• музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

• домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;

• игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;

• оформление тематической выставки книг;

• разгадывание сказочных загадок;

• разучивание малых фольклорных тем по теме;

• раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»;

• чтение русских народных сказок;

• рассматривание иллюстраций к сказкам;

• решение ребусов;

• совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами;

• игры детей в народные игры;

• вождение русских народных хороводов.

Ход занятия:

Слайд 1

Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Поздоровайтесь и с нашими гостями. Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано ли? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед Весне - Красне? Как вы думаете ( Ответы детей: Весна не придет пока мы ее не встретим)

Воспитатель: А почему вы так считаете ( Ответы детей: Потому что Масленица.)

Воспитатель: А что за праздник такой, "Масленица" кто знает ( Ответы детей: Проводы зимы, встреча весны)

Воспитатель: Это самый шумный, озорной, веселый праздник в конце зимы. В старину люди считали, что зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе Весна-Красна мимо проедет.

Без чего не может пройти ни одна Масленица? Какое самое главное Масленичное угощение (Ответы детей)

Слайд 2

Воспитатель: Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и пшеничной муки. С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Блин считается символом Масленицы. А почему (Ответы детей)

Слайд 3

Воспитатель: Верно, блин круглый, поджаренный, снятый «с пылу, с жару», напоминает солнышко. А Масленица праздник - весеннего солнца.

Слайд 4

От души вас поздравляю

И сердечно приглашаю:

На Масленичные блины.

Звучит мяуканье кота и звук упавшей миски.

Слайд 5 Обращаем внимание на картинку с опрокинутой квашней.

Воспитатель: Ах, ты Васька шалун! Я гостей зазываю на блины, а он взял и квашню мою перевернул. Ребята, что же нам теперь делать? В избе ни масла, ни молока, ни яиц, ни сахара не осталось, как же мы блины-то печь будем?

(Ответы детей)

Слайд 6

Воспитатель: А как Вы думаете, где в деревне можно взять продукты для блинов (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, давайте мы с Вами пойдем к моим добрым соседушкам и попросим их помочь нам. Спросим у них продукты для блинов. А какие продукты мы будем просить (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы нам не забыть, что нужно для блинов мы с вами поиграем в игру «Печем блины», выберем картинки с теми продуктами, которые нужны для приготовления блинов и выстроим их в последовательности сверху вниз.

Д/и «Печем блины»

Воспитатель: Ну что, ж возьмем корзинку и пойдем с вами к моей соседке Марьюшке, попросим у неё маслица для наших блинов.

Воспитатель: А кто мне скажет почему Масленицу празднуют целых 7 дней (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята. Каждый день особенный!

Слайд 7

Начинается Масленица в понедельник - встреча.

Слайд 8

Главная участница Масленицы — большая кукла, её делали из соломы, наряжали в яркое женское платье. Куклу усаживали на сани и с песнями, везли на самую высокую гору и устанавливали там.

Слайд 9

Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок, играла в разные веселые игры.

Слайд 10

- Вот мы и пришли! Тук-тук-тук, Марьюшка открывай! (обращаем внимание на слайд) Появляется изображение деревенской избы и хозяюшки

Щелчок мышкой

- Кто это ко мне пожаловал? И как вас много!

Воспитатель: Здравствуй, Марьюшка, ребята поздоровайтесь! Мы с ребятами к тебе пришли, неприятность у нас случилась, я гостей позвала Масленицу отмечать, блинами хотела угостить, а кот мой взял и квашню перевернул. Нечем мне гостей своих угостить! Дай нам пожалуйста масла для блинов?

Слайд 11

- Хорошо поделюсь я с вами маслом, а раз вы начали Масленицу отмечать, значит знаете и заклички и пословицы, поговорки праздничные? Ну-ка расскажите если знаете?

Дети рассказывают:

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Веселись, народ:

В гости Масленка идет

С пирогами и блинами, -

Весну под руку ведет!

Будем петь и гулять, -

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

Блинками баловаться!

Масленица без блинов, как именины без пирогов!

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны!

Масленица идет, блины да мед несет!

Слайд 12

- Ой какие молодцы! Держите масло, пеките блины.

Хочу с Масленицей вас поздравить,

Всёго хорошего спешу пожелать,

Печаль и холод зиме оставить,

Пора весну красавицу встречать!

Воспитатель: Спасибо большое Марьюшка и тебя с Масленицей, до свидания (Ответы детей)

Слайд 13

Воспитатель: Ну что ребята, идём дальше к следующей соседке Дарьюшке, спросим у неё сахара для блинов (Ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете как называется вторник - второй день Масленицы (Ответы детей)

Слайд 14

Воспитатель: Вторник — заигрыш. Взрослые и дети ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили, поздравляли с Масленицей. С этого дня начинались развлечения: играли в различные игры, катались на лошадях, водили хороводы.

Балансир

Воспитатель: Здравствуй Дарьюшка, пришли мы к тебе с большой просьбой. Ребята расскажите моей соседке что у нас случилось. (Ответы детей)

Слайд 15 (звук)

- Сегодня ведь заигрыш, поэтому хочу я с вами поиграть в игру "Угадай сказку", а потом и сахарком угощу.

Карточки с викториной по русским народным сказкам

Воспитатель: Молодцы ребята, русские народные сказки как хорошо знаете! Ну что ж Дарья спасибо тебе и за игру интересную и за сахар. Пойдемте дальше (Ответы детей)

Воспитатель: На каком дне Масленичном мы остановились (Ответы детей)

Слайд 16

Воспитатель: А среду называют - «лакомка». В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. Люди лакомились блинами. Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Дети, вы знаете, кто такая тёща? А зять (Ответы детей)

Воспитатель: Илья, ты вот когда вырастишь и женишься, то мама твоей жены будет тебе тещей, а ты ей зятем. Понятно (Алиса вот ты когда замуж выйдешь твоя мама станет тещей твоему мужу, а он для твоей маме будет зятем) Ну что, вот мы и пришли к другому дому

Слайд 17

А здесь живет Аннушка, в её хозяйстве очень много кур, поэтому мы можем попросить у неё яиц, для блинов. Не забудьте поздороваться!

Полина, давай ты расскажешь, что у нас произошло и зачем мы пришли (Ответы детей)

Щелчок мышкой

- Здравствуйте. Среду-лакомку отмечаете ребята? Конечно мне не жалко берите, только хозяйство у меня большое, курочек много и яиц тоже. Вы вот для блинков яйца берите посвежее. А вы знаете как определить какие яйца свежие (Ответы детей)

Воспитатель: Ребят, с давних пор хозяйки проверяют свежие яйца или нет, проводя эксперимент с водой. Опускают яйца в воду и те которые тонут, значит свежие, а яйца которые всплывают и плавают, в пищу не пригодны! Давайте и мы с вами проверим все ли яйца у нас хороши. (Ответы детей)

Эксперимент с яйцами и водой

Воспитатель: Ну что, не все яйца свежи оказались, ну да ладно его мы брать не будем, а остальные нам для блиночков подойдут. Давайте ребята, скажем спасибо Аннушке, до скорой встречи! Ребят попрощайтесь. (Ответы детей)

Воспитатель: У нас с вами теперь есть масло, сахар и яйца, чего еще у нас не хватает (Ответы детей)

Слайд 18

Воспитатель: Вот за мукой мы к нашему деревенскому мельнику Ивану и сходим, а пока идем я вам расскажу про четверг - «разгуляй». В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, устраивали конские бега, различные соревнования. Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : одни атаковали, другие защищали.

Слайд 19

Вот и пришли мы к Ивану, давайте позовем хозяина и попросим муки у него.

- Здравствуй Иван, мы к тебе пришли с большой просьбой, не одолжишь ли ты нам муки для блинов.

Здравствуйте! Муки говорите вам надо, как же не дать, но вы вот только сначала кроссворд мой разгадайте, а потом и муки возьмете?

Кроссворд

Воспитатель: Спасибо, тебе, Иван, за ребусы такие интересные и за муку.

Молодцы, ребята, быстро вы сообразили как их разгадывать. Попрощайтесь с мельником Иваном. (Ответы детей)

Воспитатель: В пятницу и субботу люди ходили в гости к своим родственникам.

Слайд 20

Пятница — тещины вечерки - зятья угощают своих тёщ блинами.

Слайд 21

Суббота – золовкины посиделки (золовка-сестра мужа). На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных.

Слайд 22

В деревне у нас очень много хороших и добрых людей, давайте зайдем в этот дом и спросим молока. (Ответы детей)

Слайд 23

Воспитатель: Тут живет бабушка Аринушка, ее корова дает очень вкусное молоко. Здравствуйте, ребята, не забываем здороваться! Саша, объяснишь бабушке Аринушке, что у нас произошло? (Ответы детей)

Щелчок мышкой

- Здравствуйте ребятушки! Ну и кот у вас проказник. Конечно дам я вам молока. А мне вот на Масленицу скучно, дети мои в городе живут, а я вот одна. Ребята а вы в игры народные играть умеете?

Воспитатель: Ребят, а давайте мы с вами повеселим бабушку Арина, в игру поиграем (Ответы детей)

Воспитатель: А в какую игру мы можем поиграть (Ответы детей)

Проводится игра "Гори, гори ясно. "

Воспитатель: Спасибо, бабушка Арина! До свидания, ребята попрощайтесь. Слайд 24

Что ребята, все продукты для блинов мы собрали? (Ответы детей)

Воспитатель: А сможем ли мы с вами и тесто замесить на блины и испечь их прямо здесь (Ответы детей)

Воспитатель: А почему (Ответы детей)

Воспитатель: Что же нам делать (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю корзинку с продуктами отдать на кухню, нашим поварам, они нам помогут и напекут вкусных блинов. (Ответы детей)

Отдаем корзинку с продуктами

Воспитатель: А пока готовятся наши блинчики, посмотрите какой стол у меня красивый накрыт! Какая посуда красивая а кто знает, какой росписью она украшена (Ответы детей)

Воспитатель: Да это хохломская роспись. Хохлома – большое старинное торговое село, где изготавливалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Только вот беда тарелочек для блинов на всех-то у меня не хватит! Может мы с вами сделаем красивые тарелочки, каждый для себя (Ответы детей)

Воспитатель: Проходите, занимайте свои места за столом, на котором у нас приготовлено все для изготовления тарелочек.

Дети рассаживаются за столом

Воспитатель: Скажите, какие цвета для росписи используют хохломские мастера? ( Ответы детей: красный, зеленый, черный, желтый)

Воспитатель: Молодцы все вы знаете, у нас с вами есть черные тарелочки на которые мы будем наносить узор, с помощью клея и цветной соли. Что мы будем делать сначала (Ответы детей)

Воспитатель: Напоминаю вам правила, клей наносим аккуратно, а лишнюю соль стряхиваем на подносы, соль мы не пробуем на вкус. Сначала мы клеем нарисуем ягодки, а сверху посыплем солью. А какого цвета соль мы возьмем для ягод (Ответы детей)

Воспитатель: Ягоды мы сделаем красные, А затем клеем нарисуем листочки и завитки и посыплем их солью, какого цвета (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно желтого. Ну что приступим к делу?

Дети делают хохломскую тарелочку

Воспитатель: Какие замечательные тарелки у нас получились! Молодцы ребята. Не забудьте вытереть руки салфетками.

А вы знаете как называется последний день Масленицы (Ответы детей)

(Слайд 25)

Воспитатель: Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Обычно говорили: - Ты прости меня, прости. Все обиды отпусти! «Бог тебя простит», — отвечали на это. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы.

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права

(Слайд 26)

Вот такая она - Широкая Масленица!

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня побывали (Ответы детей)

Воспитатель: Какие задания вам были интересны больше всего (Ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось сегодня с вами, вы так мне помогли, без блинов на Масленицу меня не оставили, молодцы и сказки знаете и ребусы решать умеете, и заклички и пословицы знаете, в игры народные играете, еще и мастера вон какие! А как вы думаете а песни на Масленицу какие поют (ответы детей)

Воспитатель: А давайте споем эту песенку про блины?

Исполняется песня "Ой блины, блины. "

Воспитатель: Какая хорошая и веселая песенка, правда? (Ответы детей)

Повар приносит блюдо с блинами поздравляет детей с Масленицей.

Воспитатель: Вот и блиночки наши готовы. Давайте мы с вами пойдем помоем руки и отведаем наших вкусных блинов, отметим Широкую Масленицу. До свидания!

Выходим из зала.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Путешествие на Луну». Конспект занятия в подготовительной группе Цели и задачи: вызвать интерес к космическому пространству; расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: "Путешествие в Африку". Задачи: -дать детям элементарные представления об.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Морское путешествие»Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Морское путешествие» Конспект открытого итогового занятия по математике в подготовительной группе «Морское путешествие» I. Программное содержание: Обучающие.

Конспект занятия «Путешествие к острову «Чудес» в подготовительной группе Конспект на тему: «Путешествие к острову «Чудес» в подготовительной группе. Тема: «Путешествие к острову чудес» Интеграция образовательных.

Конспект занятия «Путешествие в страну Театра» в подготовительной группеКонспект занятия «Путешествие в страну Театра» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида» Конспект Интегрированной непрерывной.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в магазин» Задачи: Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Чудес» Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке Закрепить знания о составе чисел.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Конспект занятия с презентацией в подготовительной группе «Сказочное путешествие» Конспект занятия с презентацией в подготовительной группе «Сказочное путешествие»Цель: Совершенствовать умение отгадывать загадки. Развивать.

Конспект занятия по робототехнике в подготовительной группе «Путешествие в страну роботов»Конспект занятия по робототехнике в подготовительной группе «Путешествие в страну роботов» Конспект по робототехнике в подготовительной группе. Воспитатель : Шиханова С. В. «Путешествие на планету «Роботов» Цель: развитие способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по Масленичным денькам»
Опубликовано: 29 марта 2022 в 13:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по Масленичным денькам»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бикмаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД