Ольга Бикмаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по Масленичным денькам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования Масленицы, продолжать знакомить с русским народным фольклором.
Задачи.
Образовательные задачи:
- продолжать формировать знания о народных традициях празднования Масленицы, в целях приобщения детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества;
- закрепить знания детей о русском фольклоре на примере сказок,
- дополнить знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, пословицы, поговорки) ;
- способствовать умению использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие по Масленичным денькам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Развивающие задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Масленица»;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать логическое мышление при использовании закличек, пословиц и поговорок,
- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок, ребусов и викторины по содержанию русских народных сказок;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям празднования «Масленицы», народному творчеству;
- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;
- формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;
- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;
- формировать положительные черты личности в условиях общественной жизни на примерах русских народных традиций.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, продуктивная, двигательная.
Словарная работа:
обогащение – заигрыш, разгуляй, вечерки, теща, зять, золовка.
активизация – квашня, лакомка, посиделки, заклички, пословицы и поговорки.
Материалы и оборудование:
• карточки с ребусами;
• карточка с вопросами викторины;
• накрытый праздничный стол;
• корзина;
• ингредиенты, необходимые для приготовления блинов;
• сосуд с водой;
• предметы, необходимые, для изготовления красивых тарелочек - картонные тарелочки черного цвета, клей, кисточки, цветная соль, влажные салфетки;
• проектор для показа слайдов, ноутбук, презентация;
• тарелка с блинами;
• Д/и "Печем блины";
• музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
• домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;
• игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;
• оформление тематической выставки книг;
• разгадывание сказочных загадок;
• разучивание малых фольклорных тем по теме;
• раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»;
• чтение русских народных сказок;
• рассматривание иллюстраций к сказкам;
• решение ребусов;
• совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами;
• игры детей в народные игры;
• вождение русских народных хороводов.
Ход занятия:
Слайд 1
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Поздоровайтесь и с нашими гостями. Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано ли? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед Весне - Красне? Как вы думаете ( Ответы детей: Весна не придет пока мы ее не встретим)
Воспитатель: А почему вы так считаете ( Ответы детей: Потому что Масленица.)
Воспитатель: А что за праздник такой, "Масленица" кто знает ( Ответы детей: Проводы зимы, встреча весны)
Воспитатель: Это самый шумный, озорной, веселый праздник в конце зимы. В старину люди считали, что зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе Весна-Красна мимо проедет.
Без чего не может пройти ни одна Масленица? Какое самое главное Масленичное угощение (Ответы детей)
Слайд 2
Воспитатель: Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и пшеничной муки. С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Блин считается символом Масленицы. А почему (Ответы детей)
Слайд 3
Воспитатель: Верно, блин круглый, поджаренный, снятый «с пылу, с жару», напоминает солнышко. А Масленица праздник - весеннего солнца.
Слайд 4
От души вас поздравляю
И сердечно приглашаю:
Звучит мяуканье кота и звук упавшей миски.
Слайд 5 Обращаем внимание на картинку с опрокинутой квашней.
Воспитатель: Ах, ты Васька шалун! Я гостей зазываю на блины, а он взял и квашню мою перевернул. Ребята, что же нам теперь делать? В избе ни масла, ни молока, ни яиц, ни сахара не осталось, как же мы блины-то печь будем?
(Ответы детей)
Слайд 6
Воспитатель: А как Вы думаете, где в деревне можно взять продукты для блинов (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, давайте мы с Вами пойдем к моим добрым соседушкам и попросим их помочь нам. Спросим у них продукты для блинов. А какие продукты мы будем просить (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы нам не забыть, что нужно для блинов мы с вами поиграем в игру «Печем блины», выберем картинки с теми продуктами, которые нужны для приготовления блинов и выстроим их в последовательности сверху вниз.
Д/и «Печем блины»
Воспитатель: Ну что, ж возьмем корзинку и пойдем с вами к моей соседке Марьюшке, попросим у неё маслица для наших блинов.
Воспитатель: А кто мне скажет почему Масленицу празднуют целых 7 дней (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята. Каждый день особенный!
Слайд 7
Начинается Масленица в понедельник - встреча.
Слайд 8
Главная участница Масленицы — большая кукла, её делали из соломы, наряжали в яркое женское платье. Куклу усаживали на сани и с песнями, везли на самую высокую гору и устанавливали там.
Слайд 9
Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок, играла в разные веселые игры.
Слайд 10
- Вот мы и пришли! Тук-тук-тук, Марьюшка открывай! (обращаем внимание на слайд) Появляется изображение деревенской избы и хозяюшки
Щелчок мышкой
- Кто это ко мне пожаловал? И как вас много!
Воспитатель: Здравствуй, Марьюшка, ребята поздоровайтесь! Мы с ребятами к тебе пришли, неприятность у нас случилась, я гостей позвала Масленицу отмечать, блинами хотела угостить, а кот мой взял и квашню перевернул. Нечем мне гостей своих угостить! Дай нам пожалуйста масла для блинов?
Слайд 11
- Хорошо поделюсь я с вами маслом, а раз вы начали Масленицу отмечать, значит знаете и заклички и пословицы, поговорки праздничные? Ну-ка расскажите если знаете?
Дети рассказывают:
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
Будем петь и гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинками баловаться!
Масленица без блинов, как именины без пирогов!
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны!
Масленица идет, блины да мед несет!
Слайд 12
- Ой какие молодцы! Держите масло, пеките блины.
Хочу с Масленицей вас поздравить,
Всёго хорошего спешу пожелать,
Печаль и холод зиме оставить,
Пора весну красавицу встречать!
Воспитатель: Спасибо большое Марьюшка и тебя с Масленицей, до свидания (Ответы детей)
Слайд 13
Воспитатель: Ну что ребята, идём дальше к следующей соседке Дарьюшке, спросим у неё сахара для блинов (Ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете как называется вторник - второй день Масленицы (Ответы детей)
Слайд 14
Воспитатель: Вторник — заигрыш. Взрослые и дети ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили, поздравляли с Масленицей. С этого дня начинались развлечения: играли в различные игры, катались на лошадях, водили хороводы.
Балансир
Воспитатель: Здравствуй Дарьюшка, пришли мы к тебе с большой просьбой. Ребята расскажите моей соседке что у нас случилось. (Ответы детей)
Слайд 15 (звук)
- Сегодня ведь заигрыш, поэтому хочу я с вами поиграть в игру "Угадай сказку", а потом и сахарком угощу.
Карточки с викториной по русским народным сказкам
Воспитатель: Молодцы ребята, русские народные сказки как хорошо знаете! Ну что ж Дарья спасибо тебе и за игру интересную и за сахар. Пойдемте дальше (Ответы детей)
Воспитатель: На каком дне Масленичном мы остановились (Ответы детей)
Слайд 16
Воспитатель: А среду называют - «лакомка». В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. Люди лакомились блинами. Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Дети, вы знаете, кто такая тёща? А зять (Ответы детей)
Воспитатель: Илья, ты вот когда вырастишь и женишься, то мама твоей жены будет тебе тещей, а ты ей зятем. Понятно (Алиса вот ты когда замуж выйдешь твоя мама станет тещей твоему мужу, а он для твоей маме будет зятем) Ну что, вот мы и пришли к другому дому
Слайд 17
А здесь живет Аннушка, в её хозяйстве очень много кур, поэтому мы можем попросить у неё яиц, для блинов. Не забудьте поздороваться!
Полина, давай ты расскажешь, что у нас произошло и зачем мы пришли (Ответы детей)
Щелчок мышкой
- Здравствуйте. Среду-лакомку отмечаете ребята? Конечно мне не жалко берите, только хозяйство у меня большое, курочек много и яиц тоже. Вы вот для блинков яйца берите посвежее. А вы знаете как определить какие яйца свежие (Ответы детей)
Воспитатель: Ребят, с давних пор хозяйки проверяют свежие яйца или нет, проводя эксперимент с водой. Опускают яйца в воду и те которые тонут, значит свежие, а яйца которые всплывают и плавают, в пищу не пригодны! Давайте и мы с вами проверим все ли яйца у нас хороши. (Ответы детей)
Эксперимент с яйцами и водой
Воспитатель: Ну что, не все яйца свежи оказались, ну да ладно его мы брать не будем, а остальные нам для блиночков подойдут. Давайте ребята, скажем спасибо Аннушке, до скорой встречи! Ребят попрощайтесь. (Ответы детей)
Воспитатель: У нас с вами теперь есть масло, сахар и яйца, чего еще у нас не хватает (Ответы детей)
Слайд 18
Воспитатель: Вот за мукой мы к нашему деревенскому мельнику Ивану и сходим, а пока идем я вам расскажу про четверг - «разгуляй». В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, устраивали конские бега, различные соревнования. Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : одни атаковали, другие защищали.
Слайд 19
Вот и пришли мы к Ивану, давайте позовем хозяина и попросим муки у него.
- Здравствуй Иван, мы к тебе пришли с большой просьбой, не одолжишь ли ты нам муки для блинов.
Здравствуйте! Муки говорите вам надо, как же не дать, но вы вот только сначала кроссворд мой разгадайте, а потом и муки возьмете?
Кроссворд
Воспитатель: Спасибо, тебе, Иван, за ребусы такие интересные и за муку.
Молодцы, ребята, быстро вы сообразили как их разгадывать. Попрощайтесь с мельником Иваном. (Ответы детей)
Воспитатель: В пятницу и субботу люди ходили в гости к своим родственникам.
Слайд 20
Пятница — тещины вечерки - зятья угощают своих тёщ блинами.
Слайд 21
Суббота – золовкины посиделки (золовка-сестра мужа). На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных.
Слайд 22
В деревне у нас очень много хороших и добрых людей, давайте зайдем в этот дом и спросим молока. (Ответы детей)
Слайд 23
Воспитатель: Тут живет бабушка Аринушка, ее корова дает очень вкусное молоко. Здравствуйте, ребята, не забываем здороваться! Саша, объяснишь бабушке Аринушке, что у нас произошло? (Ответы детей)
Щелчок мышкой
- Здравствуйте ребятушки! Ну и кот у вас проказник. Конечно дам я вам молока. А мне вот на Масленицу скучно, дети мои в городе живут, а я вот одна. Ребята а вы в игры народные играть умеете?
Воспитатель: Ребят, а давайте мы с вами повеселим бабушку Арина, в игру поиграем (Ответы детей)
Воспитатель: А в какую игру мы можем поиграть (Ответы детей)
Проводится игра "Гори, гори ясно. "
Воспитатель: Спасибо, бабушка Арина! До свидания, ребята попрощайтесь. Слайд 24
Что ребята, все продукты для блинов мы собрали? (Ответы детей)
Воспитатель: А сможем ли мы с вами и тесто замесить на блины и испечь их прямо здесь (Ответы детей)
Воспитатель: А почему (Ответы детей)
Воспитатель: Что же нам делать (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю корзинку с продуктами отдать на кухню, нашим поварам, они нам помогут и напекут вкусных блинов. (Ответы детей)
Отдаем корзинку с продуктами
Воспитатель: А пока готовятся наши блинчики, посмотрите какой стол у меня красивый накрыт! Какая посуда красивая а кто знает, какой росписью она украшена (Ответы детей)
Воспитатель: Да это хохломская роспись. Хохлома – большое старинное торговое село, где изготавливалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Только вот беда тарелочек для блинов на всех-то у меня не хватит! Может мы с вами сделаем красивые тарелочки, каждый для себя (Ответы детей)
Воспитатель: Проходите, занимайте свои места за столом, на котором у нас приготовлено все для изготовления тарелочек.
Дети рассаживаются за столом
Воспитатель: Скажите, какие цвета для росписи используют хохломские мастера? ( Ответы детей: красный, зеленый, черный, желтый)
Воспитатель: Молодцы все вы знаете, у нас с вами есть черные тарелочки на которые мы будем наносить узор, с помощью клея и цветной соли. Что мы будем делать сначала (Ответы детей)
Воспитатель: Напоминаю вам правила, клей наносим аккуратно, а лишнюю соль стряхиваем на подносы, соль мы не пробуем на вкус. Сначала мы клеем нарисуем ягодки, а сверху посыплем солью. А какого цвета соль мы возьмем для ягод (Ответы детей)
Воспитатель: Ягоды мы сделаем красные, А затем клеем нарисуем листочки и завитки и посыплем их солью, какого цвета (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно желтого. Ну что приступим к делу?
Дети делают хохломскую тарелочку
Воспитатель: Какие замечательные тарелки у нас получились! Молодцы ребята. Не забудьте вытереть руки салфетками.
А вы знаете как называется последний день Масленицы (Ответы детей)
(Слайд 25)
Воспитатель: Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Обычно говорили: - Ты прости меня, прости. Все обиды отпусти! «Бог тебя простит», — отвечали на это. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы.
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права
(Слайд 26)
Вот такая она - Широкая Масленица!
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня побывали (Ответы детей)
Воспитатель: Какие задания вам были интересны больше всего (Ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось сегодня с вами, вы так мне помогли, без блинов на Масленицу меня не оставили, молодцы и сказки знаете и ребусы решать умеете, и заклички и пословицы знаете, в игры народные играете, еще и мастера вон какие! А как вы думаете а песни на Масленицу какие поют (ответы детей)
Воспитатель: А давайте споем эту песенку про блины?
Исполняется песня "Ой блины, блины. "
Воспитатель: Какая хорошая и веселая песенка, правда? (Ответы детей)
Повар приносит блюдо с блинами поздравляет детей с Масленицей.
Воспитатель: Вот и блиночки наши готовы. Давайте мы с вами пойдем помоем руки и отведаем наших вкусных блинов, отметим Широкую Масленицу. До свидания!
Выходим из зала.