Анастасия Метс
Конспект занятия в подготовительной группе «Многонациональная страна — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 Петроградского района
города Санкт-Петербург
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в подготовительной к школе группе на тему :
Многонациональная страна – Россия.
Конкурс «Педагог ДОО. Лестница успеха».
Подноминация «Воспитатель. Молодые надежды».
Составитель
Воспитатель
Метс Анастасия Алексеевна
Санкт-Петербург, 2022г.
Содержание
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Пояснительная записка…. 3
Конспект занятия….6
Список используемой литературы…. …. 9
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв.
Итоговое занятие на тему «Воспитание у дошкольников чувства патриотизма посредством ознакомления с разными народностями, населяющими Россию» (образовательная область «Ознакомление с окружающим миром») в рамках краткосрочного проекта «Народы России», приуроченного ко дню народного единства в подготовительной к школе группе составлено в соответствии с ООП ДОУ, а также с учетом санитарных норм.
В настоящее время происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Российская Федерация, она одна для всех тех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо с детства совершать такие дела, которые были бы направлены на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Цель: закрепление целостного представления детей о России как о многонациональном государстве.
Задачи:
Образовательные:
1. закреплять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России.
2. систематизировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).
Развивающие:
1. развивать мышление, внимание и память.
Воспитательные:
1. воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Материально-техническое обеспечение: видео – проектор для показа презентации «Народы России», р/и «Одень кукол в народные костюмы», карта России, настольная игра «Государственные символы России», демонстрационные картинки «Народы России», человечки весёлый и грустный, кубик-путешественник с номерами станций 1-6, картинки с этапами приготовления национальных блюд, картинки «Жилище – народность», карточки – раскраски «Народы России»; колонка для проигрывания музыки; подушка на каждого ребенка; цветные карандаши, простые карандаши; лента; тюбетейка; 2 спортивных конуса.
Технологии:
-игровые технологии;
-педагогические технологии;
-информационно - коммуникационные технологии.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и сказок народов России, беседы на тему: «День народного единства», «Государственные символы России», «С чего начинается Родина», «Традиционные костюмы народов России», показ русской народной одежды детям (кокошник, русские рубахи, валяная шляпа, сарафан). Подвижные игры: татарская народная игра «Тюбетейка», башкирская народная игра «Иголка и нитка», «Липкие пеньки»; настольные игры: р/и «Моя Россия» ( ориентировка на карте: стороны света; верх – низ; лево-право); русская народная игра «Бирюльки».
Ход занятия
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями!
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь все в круг на ковре. У меня есть такая ленточка, но она не простая, давайте это проверим! Передавая ленту, наматывайте её на свой палец. Обращаю ваше внимание, что пальчик лентой сильно не затягиваем!
Воспитатель читает стихотворение:
Мы живем в стране большой, прекрасной,
Любим наши реки и поля.
Реет флаг наш бело-сине-красный
Много лет над башнями Кремля.
Повелось в России так от века,
И страна по праву тем горда,
Что национальность человека
Дружбе не мешает никогда.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, как мы все связаны одной «нитью». Мы с вами сейчас – единое целое. А как вы думаете, в нашей группе, что нас всех объединяет?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно, это дружба!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: В России проживают разные народы, и всех объединяет дружба! Дружба – великая сила. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить кирпич, а у тех, кто взялся строить вместе уж и дом готов. И еще есть пословица – один в поле не воин. Все мы разные, и всех нас объединяет дружба. А теперь давайте вернем нашу ленту на место. Ребята, садитесь на подушки и посмотрите на экран, давайте вспомним, где проживают различные народы, населяющие нашу большую Родину.
Показ презентации «Народы России». (в презентации карта России с появляющимися на ней картинками 10самых многочисленных народностей –русские,татары, марийцы, чуваши, удмурты, башкиры, буряты, чеченцы, ханты, чукчи.
Также на слайдах – традиционное жилище этих народностей, блюда и национальные праздники. Дети совместно с воспитателем вспоминают где живут, что едят и какие традиционные жилища у разных народов.
Воспитатель: ребята, вы теперь знаете, какие народы проживают в нашей большой стране и где у них дома. У меня есть две куклы, скажите мне, пожалуйста, к какой народности относятся эти куклы?
Ответы детей (русские)
Воспитатель: Перечислите, пожалуйста, во что они одеты?
Ответы детей ( перечисление одежды: кокошник, рубаха, сарафан, штаны).
Воспитатель: Ребята, кто мне подскажет, карта какой страны лежит сейчас на столе?
Ответы детей. (Это карта России)
Воспитатель: Давайте поставим наших куколок туда, где они живут. Ребята, а сколько народностей вы уже знаете?
Ответы детей (около 10, перечисляют).
Воспитатель: Нам необходимо найти куколок этих народностей, а в этом нам поможет кубик-путешественник, вас ждет 6 станций, на каждой станции задание, после выполнения которого вы получаете пазлы. Пазлы будут в конвертах, конверты откроем в конце занятия. Вы готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: тогда бросайте кубик, и он укажет, на какую станцию мы отправляемся.
Дети бросают кубик и попадают на станции, обозначенные цифрами от 1 до 6. За каждое выполненное задание дети получают 2 пазла.
Станция 1. Жилище. Соединить линией традиционное жилище и народность, которая в нем проживала.
Станция 2. Одежда. Одеть мальчиков и девочек в традиционные костюмы. Поставить одетых кукол на карте в соответствии с местом проживания.
Станция 3. Блюда. Назвать национальные блюда русских, татар, якутов, чеченцев, бурятов. Разложить картинки с этапами приготовления этих блюд.
Станция 4. Народная игра. Назвать и поиграть в народную игру любого народа.
Станция 5. Народные праздники. Отгадать загадки про народные праздники и назвать чему каждый из них был посвящен.
Станция 6. Дорисовать узоры на костюмах (дети берут платье и рубаху –раскраски и примеры узоров).
3. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Сколько мы прошли станций, и сколько конвертов мы собрали?
Ответы детей (6 станций и конвертов тоже 6).
Воспитатель: верно! А теперь вскроем конверты, кто мне поможет с этим?
Ответы детей (дети вскрывают конверты)
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте все вместе соберем пазл.
Дети собирают пазл.
Воспитатель: Что же у нас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: итак, вы собрали Флаг России. Как вы думаете, почему именно флаг появился в конце нашего занятия?
Ответы детей.
Воспитатель: верно, потому что все народы объединяет не только дружба, но и общая Родина, наша любовь к ней! Наш общий государственный символ – Флаг России. Давайте подумаем, а что еще объединяет все наши народы?
Ответы детей (большая территория нашей страны).Обратить внимание детей на карту России.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, как всегда, выбрать человечков!
Дети выбирают грустного/веселого человечка из коробки.
Воспитатель: Расскажи, мне, пожалуйста, почему ты выбрал веселого /грустного человечка?
Дети объясняют свой выбор. Воспитатель подводит итог, и дети прощаются с гостями.
Список использованной литературы
1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Детство - пресс, 2020 г.
2. Отправляемся в гости к народам России. Сказки, беседы, игры для детей 5-7 лет. Е. А. Алябьева., - изд. ТЦ «Сфера», 2021г.
3. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников,- Зеленова, Н. Г., Осипова Л. Е. Пособие для воспитателей. - М. : «Издательство Скрипторий», 2022.
4. Интернет– ресурсы:
Элементы одежды народов России. https://almode.ru/moda/25777-nacionalnye-kostjumy-narodov-rossii-66-foto.html.
Жилища народов России. https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-zhilisha-narodov-rossii-doshkolniki-5766022.html.
Кухни России : традиционные блюда и их история.
https://www.culture.ru/materials/254771/kukhni-rossii-tradicionnye-blyuda-i-ikh-istoriya