Марина Черткова
Конспект занятия в подготовительной группе «Микроб! Польза или вред?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Микроб! Польза или вред?»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: воспитание у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Микроб! Польза или вред?“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
Прививать потребность в здоровом образе жизни.
Коррекционно - развивающие:
Развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику.
Активизировать речевую активность.
Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;
Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Методы и приемы: рассказ, беседа, игра, логические рассуждения, проведение опыта, сюрпризный момент
Наглядный материал: иллюстрации по теме, презентация «Знакомство с микробами», книга «Мойдодыр»
Оборудование : телевизор, пластилин, материал для игры «Чудесный мешочек» (зубная щетка, мыло, зубная паста, вихотка, расческа, носовой платок, влажные салфетки, ножницы, щетка для обуви, для Опыта №1:стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг, для Опыта №2: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала, стакан, кипяченая вода, йод, для игры «Чих» пульверизатор с водой, влажные салфетки, баночка с кусочком плесневелого хлеба.
Сказочные герои: Пилюлькин, Знайка, Незнайка (роли исполняют воспитатели группы и помощник воспитателя)
Словарная работа: Микроб, микроскоп
Предварительная работа:
Рассматривание картинок, чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, Г. Остер «Вредные привычки», беседы «Что такое здоровье?», «Чтобы нам не болеть»
Ход занятия:
1. Организационный момент
Пилюлькин: Здравствуйте, меня зовут Пилюлькин. Я живу в сказочном городе, который называется Солнечный город. Догадались, из какой сказки я к вам приехал? (Ответы детей (Незнайка в Солнечном городе)
Я очень рад видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми.
“Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись” (Приветствуют друг друга)
Пилюлькин: В Солнечном городе всегда тепло, светит солнце, а коротышки ходят в шортиках и платьицах. Какое сейчас время года в моем городе? А в вашем городе тоже только одно время года? Какое время года сейчас? Какой сегодня день недели? Какая сегодня погода? Как надо одеваться в холодное время года? (Отвечают на вопросы. На календаре выставляют месяц, день недели, погоду за окном.)
2. Погружение воспитанников в тему воспитательного занятия. Сообщение темы и цели занятия.
Пилюлькин: Ребята, недавно мы с коротышками читали книгу, в которой есть такие строчки:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Как она называется? О чем она?
(Дети вспоминают какую книгу и про что читали. («Мойдодыр», рассуждают)
(Пилюлькин показывает картинки)
Ребята, посмотрите на этих двух мальчиков. Один мальчик чистый, умытый, аккуратный, а другой неумытый, грязное лицо, руки. Какой мальчик вам понравился больше? Почему?
Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены.
– Какие правила гигиены, ребята, мы с вами соблюдаем дома?
– Для чего это надо делать?
Правила личной гигиены – это когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов, старается не быть замарашкой, как этот мальчик на картинке.
Пилюлькин: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждают)
Сюрпризный момент
В группу заходят Знайка и Незнайка (у Незнайки правая рука зажата в кулак, потому что она вымазана черной краской, громко спорят.
Знайка: Почему, Незнайка, ты всегда такой грязный? Ведь ты знаешь, что, если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.
Незнайка: А вот и нет. У меня всегда руки грязные, а я ни разу не заболел, потому что грязные руки- это как прививка от болезни. Есть даже стихотворение такое:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье не приводит
Ни к чему.
Вновь испачкаются руки
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы?
Время попусту терять.
Незнайка подходит к детям, начинает с ними здороваться за руку
Незнайка: Здравствуйте, ребята! (руки детей пачкаются краской)
Пилюлькин: Ребята, а что распространил наш гость? (Ответы детей)
Знайка: Если что-то трогать грязными руками, то с грязью переносятся вредные… (микробы), давайте Незнайку и тех, с кем он здоровался грязными руками, срочно отправим помыть руки.
Незнайка: Не хочу мыть руки! Мои микробы- полезные!
Пилюлькин: Как вы думаете, ребята, микробы полезные или вредные? (Дети предлагают варианты)
Знайка: Кто считает, что микробы- вредные, потопайте ножками.
Незнайка: А кто со мной согласен, что микробы не приносят никакого вреда, а наоборот, полезные, похлопайте ручками.
Пилюлькин: Ребята, кто же прав: Знайка или Незнайка? Вот мы и узнаем сегодня микробы- это вредно или полезно.
3. Основная часть
Пилюлькин: Дети, кто из вас знает, что такое микробы? (Выслушать ответы детей и их предположения)
1. Словарная работа
МИКРОБ- прочитайте
Микробы – это очень маленькие живые существа. (иллюстрация). Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.
Словарная работа МИКРОСКОП (Картинка микроскопа)
Микроскоп – это прибор с двумя увеличительными линзами, через которые можно увидеть микробов.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран
2. Просмотр презентации «Знакомство с микробами» (слайд 1-4)[/b]
Пилюлькин: У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа, ни сердца, ни лёгких. Это просто шарики или палочки, посмотрите.
- Но микробы также как мы едят, дышат, двигаются.
Как же они передвигаются? (Ответы детей)
3. Физминутка
- У микробов есть хвостики, которые, которые называются жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолёта и микроб движется. Давайте превратимся в микробов и подвигаемся, как они. (Дети двигаются, с помощью воображаемого пропеллера (рук).)
- Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают, как мячик, который мы отбиваем ладошкой об пол. (Дети продвигаются вперёд подпрыгивая)
(слайд 5)
Пилюлькин: Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, в воде…Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принес для вас с улицы снег и поставил его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?
4. Опыт: «Вода кипяченая и уличная»
(опыт – хитрость, небольшой обман)
Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала, стакан, кипяченая вода, йод.
Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.
Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. В этом опыте главное не показать химической реакции йодо-крахмальное соединение.
Пилюлькин: Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?
Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже.
5. Чтение стихов о микробах
Знайка: Доктор Пилюлькин, Миша нам приготовил стихотворение о микробах
Микробы бывают разные:
Ужасные, опасные,
Страшные и грязные,
Корявые, дырявые,
Противные, заразные.
Какие безобразные.
Незнайка: А вот и нет. Не такие они и страшные, эти микробы, а очень даже веселые и любят пошалить. Вот послушайте:
Микроб – коварное животное,
хитрое, а главное, щекотное.
Такое вот животное в живот залезет
И спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Пилюлькин: Как попадают микробы в организм человека? (Ответы детей)
( слайд 6-7)
6. Работа по карточкам
Пилюлькин: Ребята, на столе лежат карточки. Вам нужно выбрать те, на которых показано, как микробы могут пробраться, проникнуть в организм человека.
(Дети выбирают карточки и объясняют свой выбор)
1. Немытые овощи и фрукты.
2. Девочка, гладящая бродячую кошку.
3. Малыш, играющий в песочнице.
4. Чихающий человек
5. Мальчик, поранивший руку.
6. Ребёнок, сосущий палец.
Незнайка неожиданно чихает, не прикрывая рот.
Пилюлькин:- Будьте здоровы! Но, что же вы чихаете, а рот свой не прикрыли? Сейчас от вас отделилось очень много микробов.
Незнайка: А вот и нет. У меня просто в носу защекотало. У других тоже так бывает. Правда, ребята?
Пилюлькин: (слайд 8) Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны /до 40 тысяч/, которые разлетаются на большое расстояние /более трех метров/ и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают. Сейчас я вам это докажу.
7. Игра – демонстрация «ЧИХ»
Это пульверизатор, устройство для разбрызгивания жидкости. Его используют, например, для опрыскивания растений. Представьте, что это человек, у которого насморк, и он чихает, что произойдёт, если при чихании не закрывать рот? Проверим? Апчхи!
Пилюлькин: Что вы почувствовали на ладошках? А на лицо попало? Куда делись капельки слюны?
- Какой вывод из этого можно сделать?
(Ответы детей
Дети делают вывод: при кашле и чихании не надо забывать прикрывать нос и рот носовым платком или рукой. )
Незнайка достает из кармана булочку и начинает ее есть.
Знайка: Ребята, правильно поступает Незнайка?
Незнайка: Но я уже мыл руки, как только пришел к вам! Зачем их мыть так часто?
8. Эксперимент «Микробы на руках»
Знайка: Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.
Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.
Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайка. Я включил утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случиться, если я не вы-ключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.
Вывод: (Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. )
Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.
Как часто надо мыть руки?
(После улицы, после сна, после посещения туалетной комнаты, перед едой, после игры)
(слайд 9)
9. Питание микробов
Пилюлькин: А как вы думаете, чем питаются микробы? (Дети высказывают предположения)
Микробы едят всё: хлеб, овощи, суп, землю и многое другое.
Я покажу вам баночку с кусочком хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесень. Плесень может быть очень опасна для человека, и поэтому мы не будем открывать эту баночку, чтобы плесень не распространялась в комнате.
Но есть микробы не опасные, а наоборот очень полезные. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные продукты.
10. Эксперимент «Размножение микробов» (работа с пластилином)
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Пилюлькин: Незнайка, что с тобой, ты плохо себя чувствуешь? Ребята, кажется, Незнайка заболел: вредные микробы начали размножаться очень быстро. Как вы думаете, отчего заболел Незнайка? (Дети высказывают предположения)
Давайте посмотрим, как происходит размножение микробов. У вас на столе лежит досточка и пластилин.
- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут, поэтому становятся большими. Оторвите немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют) Правильно.
- Что теперь с ними произойдёт? (Ответы детей)
- Правильно, скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? (Четыре)
- Они скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют)
- Что будет дальше?
-Правильно, вот так их становится всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.
(Пилюлькин ставит Незнайке градусник и дает таблетку)
- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство? Они сморщились и слиплись между собой…
Слепите шарики вместе, сдавите их.
- Вот и нет микробов, вот и справился организм. Выздоровел Незнайка.
Ребята, чтобы мы могли успешно бороться с микробами, у нас есть помощники.
11. Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: зубная щетка, мыло, зубная паста, вихотка, расческа, носовой платок, влажные салфетки, ножницы, щетка для обуви.
Пилюлькин предлагает детям по очереди взять из мешочка предмет, называть его и объяснить, для чего он нужен.
4. Закрепление изученного
1. Просмотр отрывка из мультфильма «Урок осторожности»
Пилюлькин: Сейчас я предлагаю вам послушать, что о микробах нам расскажет тетушка Сова? Давайте посмотрим «Урок осторожности»
О чем мы сейчас посмотрели? Давайте повторим правила. (Обсуждение просмотренного)
2. Практическая работа
У меня заготовлена «Рука». Рука сейчас чистая. А какой рука станет, если её не мыть?
Кто поселится на ней? (Ответы детей)
Я предлагаю вам нарисовать микробов и прикрепить на «руку».
Какие цвета вы выбираете?
Индивидуальная работа, помощь.
Посмотрите, что получилось! (Пилюлькин располагает рисунки микробов на руке) Должны быть у детей и взрослых такие руки?
5. Подведение итогов
Пилюлькин: О чем вы узнали сегодня?
С какими словами познакомились?
Какими бывают микробы?
Что нужно делать, чтобы микробы не приносили вред организму?
Что нужно делать при кашле и чихании?
Знайка и Незнайка читают стихотворение
Если ты простыл дружок
Кашляй в носовой платок
Не рассеивались чтобы
На других твои микробы
Каждый раз перед едой
Нужно руки мыть с водой!
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом.
Пилюлькин: Молодцы. Вам понравилось наше занятие?
Давайте похлопаем друг другу.