Анна Абанина
Конспект занятия в подготовительной группе. «Детство Миши Ломоносова»
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Детство Миши Ломоносова».
2. Автор: Абанина Анна Геннадьевна, воспитатель, «МАДОУ №77 «Зоренька» г. Северодвинска.
3. Краткое описание: комплексное занятие в подготовительной к школе группе с приложением фотоматериалов (создание детьми моделей кораблей (аппликация, составление портрета М. В. Ломоносова (пазлы, народная подвижная игра, дидактическая игра «Разложи посуду», изучение карты путешествия М. В. Ломоносова).
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе, „Детство Миши Ломоносова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ломоносов М.В.
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
1. Образовательная - Продолжать знакомить детей с детством М. В. Ломоносова.
2. Развивающая - Расширять и уточнять знания детей о быте поморской семьи.
3. Физическое развитие - Знакомить с народными подвижными играми.
4. Совершенствование художественных навыков в сюжетной работе - аппликации: соблюдение взаимосвязи между объектами построения, композиции и др.
5. Воспитательная - Воспитывать положительные качества личности: внимание к окружающим, заботу о ближнем, желание помочь, интерес к изучению культуры Севера.
6. Способствовать воспитанию любви и гордости за свой народ.
Материал:
- картины с изображением памятных мест посвящённых М. В. Ломоносову
- портрет М. В. Ломоносова разрезанный на пазлы
- готовые детали для аппликации кораблей
-портреты родителей М. В. Ломоносова
-детский портрет Миши
-карта
-посуда старины и современная.
-фото поморской избы
Предварительная работа:
-чтение художественных произведений о жизни поморской семьи
- разучивание с детьми подвижных игр русского народа
-рассматривание иллюстраций с изображением памятных мест о М. В. Ломоносове.
- экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова
-рассматривание посуды, составление описательных рассказов.
-экскурсии в краеведческие музеи г. Северодвинска.
-разучивание русских народных хороводов, песенок, потешек, поговорок.
Ход занятия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, посмотрите какие красивые пазлы лежат у меня на столе, они все разные по форме.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте соберём и посмотрим, что получится.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, Вы отлично справились с заданием.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, какой красивый портрет у нас получился. Вы догадались, чей это портрет? (Портрет М. В. Ломоносова).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Михаил Васильевич Ломоносов собирал мозаику из цветных стёклышек (смальты, а мы собрали его портрет из пазлов.
Стук в дверь. Входит Мудрец.
МУДРЕЦ: Здравствуйте, ребята! Я мудрец! А Вы знаете кто такой Мудрец? (ответ детей)
- Молодцы.
МУДРЕЦ: Я прожил на белом свете много - много лет. Много книг прочитал, много интересного знаю. Хочу Вам рассказать о великом человеке, который родился на северной окраине России, неподалёку от города Холмогоры, в деревне Мишанинской, (показ на карте)
Родился он в семье крестьянина почти 300 лет назад.
Отца звали – Василий Дорофеевич, (показ фото); маму- Елена Ивановна (показ фото).
В семье он был единственным ребёнком и его очень любили родители.
Мальчиком он рос здоровым и сильным, трудолюбивым. Когда ему исполнилось девять лет, отец стал брать его с собой в море.
МУДРЕЦ: Вы догадались, о ком я вам начал рассказывать? (М. В. Ломоносов) (показ портрета)
МУДРЕЦ: Дети, а каким вы себе представляете мальчика –Мишу Ломоносова?
ДЕТИ: сильным, добрым, смелым.
МУДРЕЦ: А как ласково называли мама и папа Михаила Васильевича Ломоносова?
ДЕТИ: Михайлушка
МУДРЕЦ: А как вас ласково называют мама и папа?
МУДРЕЦ: Люди в старину много работали, но умели и отдыхать, устраивать красивые праздники с песнями да хороводами. А вы знаете, в какие игры играли дети в те далёкие времена?
(«Лапти», «Прорыв цепи», «Рыбаки и рыбки» и т. д.)
МУДРЕЦ: А сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Золотые ворота»(объясняет правила)
Повторяйте за мной слова:
Золотые ворота
Проходите господа.
Первый раз – прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим Вас!
Хорошо поиграли и ни чуть не устали.
МУДРЕЦ: Слушайте дальше:
- Суров русский Север. Тёплые дни стоят всего-то месяца три, а остальное время – зимушка-
зима. И люди на Севере природе под стать – крепкие душой, надёжные в дружбе.
«Словесная игра»
МУДРЕЦ: Скажите пожалуйста, как называют людей которые живут в Москве? (Москвичи)
-Почему их так называют?
ДЕТИ: потому что живут в Москве.
МУДРЕЦ: В Архангельске? (Архангелогородцы,
МУДРЕЦ: А в Северодвинске? (Северодвинцы,
МУДРЕЦ: А на Севере? (северяне).
МУДРЕЦ: Людей, которые живут на севере, ещё называют – поморами.
А сейчас мы перенесёмся в те давние времена и заглянем в избу поморскую (картина)
В деревенской семье была русская печь, старинная посуда, деревянная мебель.
Домашними делами и воспитанием детей занимались женщины.
МУДРЕЦ: Дети, попробуйте разложить посуду на два времени: Прошлое и настоящее. Какой посудой пользовались в те далёкие годы, а какая посуда есть у нас сейчас.
Игра «Разложи посуду»
МУДРЕЦ: Хорошо, а кто может рассказать как называлась посуда и из чего была она сделана?
ДЕТИ: крынка – из глины, для приготовления каши,
чугунок - из железа, для приготовления горячих блюд;
туесок - из бересты, для хранения круп
деревянные ложки - для еды и т. д.
МУДРЕЦ: А сейчас посуда из каких материалов изготавливается?
ДЕТИ: перечисляют.
МУДРЕЦ: Поморы зимой жизнь ведут в деревнях и сёлах, а чуток потеплеет – выходят в море. Рыбу ловят, на тюленей охотятся, грузы перевозят. И так до осени ищут они в море свою удачу. От моря - то вся жизнь их зависит.
МУДРЕЦ: Как называлось судно, на котором Ломоносов с отцом выходили в море?
ДЕТИ: «Чайка»
МУДРЕЦ: Почему судну дали такое название?
ДЕТИ: За быстрый и лёгкий ход.
МУДРЕЦ: Давайте рассмотрим из каких частей состоит судно: корпус, мачта, паруса, флаг.
Предлагаю вам стать строителями и построить свой корабль. Вот готовые детали, из которых вы можете себе выстроить любое судно.
Вы молодцы, настоящие строители. Посмотрите какие красивые корабли получились у нас.
МУДРЕЦ: Миша Ломоносов всегда помогал своему отцу в рыбацком деле, но когда выходила пустая минутка он читал книги. Молодой Михаил Ломоносов перечитал все книги, которые были в их деревенской библиотеке, стал знать больше своих учителей. Один учитель даже упал перед ним на колени и сказал, что больше ни чему его научить не может. И тогда молодой Ломоносов отправился за знаниями.
-А куда пошёл Михаил Ломоносов за знаниями? (В Москву)
-Он шёл очень долго по дорогам, по лесам. Шёл в Москву.
Там он учился разным наукам.
МУДРЕЦ: Друзья, вам понравилось наше путешествие? Вы бы хотели узнать, о Михаиле Васильевиче Ломоносове дальше? Как он жил? Вот вам карта жизненного пути. Она и послужит вам пригласительным билетом в следующее путешествие.
1. На реке Двине был остров,
Всяк Великим звал его.
Жил рыбак там, Ломоносов,
Растил сына своего.
2. В десять лет Михаила плавал
В девятнадцать — шёл в Москву
Школяром там стал Михайло,
Хоть и ростом был с версту
3. В Петербурге он учился.
И в Германии бывал,
Но на родину стремился,
По России он скучал.
4. А в России неспокойно:
В Академии наук
Иноземцам лишь привольно,
Им все козни сходят с рук
5. Ломоносов обещает,
Что отдаст науке жизнь,
И Россию прославляет
Славным гением своим.
6. Он и химик, он и физик,
И геолог, и пиит.
И бессонными ночами
Он над опытом сидит.
7. Ломоносов открывает
Первый Университет.
Здесь науки процветают,
Здесь ученья яркий свет.
8. Обещание он сдержал,
Он науке жизнь отдал.
Фотоматериалы