Ольга Тыртышникова
Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси «В гостях у хозяюшки» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "В гостях у хозяюшки"
Программное содержание: расширять представление детей о жизни на Руси, продолжать знакомить с бытом Русского народа, крестьянской избой. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, развивать диалогическую форму речи. Обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, лапти, коромысло, чугунок). Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений с союзом : потому что, чтобы. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, умение анализировать. Воспитывать интерес к народному быту, устному народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси „В гостях у хозяюшки“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Словарная работа: активизация и обогащение словаря существительные: изба, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, лапти, коромысло, хозяюшка, каравай, сундук; глаголы: вышивать, прясть, плести; прилагательные: добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в старые времена. Давайте возьмёмся за руки Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише - тише, не бегите,
Карусель остановите. (Музыка).
- Здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут бабушка-загадушка, я хранительница вашего музея. Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим. Проходите, присаживайтесь, будем беседы вести, хороводы водить, в игры играть, песни слушать да хлеб-соль кушать.
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.
О добрых, гостеприимных хозяйках народ придумал пословицы.
- Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
- Много гостей, много и новостей.
- Умеешь в гости звать, умей и угощать)
Хозяюшка :
- В старые времена темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали. Старые плели корзины и учили молодых, вышивали, пряли, почти всё делали своими руками. Также долгими зимними вечерами люди резали миски и ложки, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым радующим глаз.
Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Любая вещь - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом.
Долгими вечерами старики плели лапти. Лапти самая распространённая обувь русского народа. Материал для лаптей было найти не трудно: их плели из липы, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности лаптей внутрь стелили солому, а подшивали подошву конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия левой и правой ноги. Издавна русский народ славился трудолюбием, об этом говорили пословицы, которые придумали люди.
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Дети:
- Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Хозяюшка :
- Чем же была занята хозяйка в доме?
Дети:
- Хозяйка готовила обед, варила щи, кашу, убирала в доме, ухаживала за домашними животными и растила детей.
Хозяюшка :
- Люди не только трудились, но еще и умели весело играть. Давайте с вами поиграем в русскую игру «Федул».
Физминутка.
Эй, Федул,
Что губы надул?
Эй, Федул,
Что губы надул?
Ты не злись, не сердись,
А ребятам улыбнись. (Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул.
Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится.)
Ты немножко попляши, (Дети хлопают в ладоши. Федул пляшет)
Что нам делать прикажи!
После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., которые ребята показывают движениями.
- А какие предметы использовала хозяйка, мы отгадаем.
Дети отгадывают загадки и объясняют, почему они так думают (составляют сложноподчиненные предложения с союзом потому что).
Загадки:
Длинная рука чугунок держит за бока (ухват).
Чёрный конь, скачет в огонь (кочерга).
На плечах дуга держит вёдра, в них - вода (коромысло).
Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник).
Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар).
- На столе в избе всегда стоял самовар. Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.
А я знаю стихотворение о самоваре, вот послушайте:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Замечательное стихотворение.
Как уютно в нашей горнице
Спозаранку печка топится
На дровах огонь, пламя шустрое
О тебе рассказ ПЕЧКА РУССКАЯ
Самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает растапливать печь. Ставит в печь три чугунка (горшка). Первый для - щей, второй - для каши, а третий для всех остальных надобностей. Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, а сдобные калачи для малых деток.
Печку складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь назывался ПЕЧНИКОМ. Он всегда пользовался уважением, его все почетали. Важно было не просто сложить печь. Она должна как можно дольше держать тепло, и меньше требовать дров для топки..
Пальчиковая гимнастика.
Мы печем пшеничные
Пирожки отличные Движения по тексту: дети изображают лепку пирожков
Кто придет к нам пробовать
Мама, папа, брат, сестра
Пес лохматый со двора
Дети загибают пальцы поочередно в кулак, начиная с большого.
Тесто замесили
Сахар не забыли
Тесто скалкой раскатали
Раскатали не устали
Взяли ложку с творогом
Пирожок - за пирожком
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко
Хозяюшка :
- Не зря говорили: «Печь нам мать родная, у печи всё красное лето». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для сказок.
- Вспомните русские народные сказки, в которых использовался образ русской печи. ( Дети называют сказки: «Гуси-лебеди», «По-Щучьему веленью», «Колобок и др.) Лексическое упражнение:
2. Использование предлогов на, около, в, за (за печкой, на печи).
-Ребята,посмотрите,что за волшебный предмет у меня в руках (Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, все можем увидеть. "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам предметы деревенского быта. "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены)
Издавна на Руси строили дома из дерева.
- Как вы думаете почему?
Люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Русский человек рождался в деревянной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен без одного гвоздя, а стоит, с места ее не сдвинешь. Воздух в ней всегда смолой пахнет. Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом не один день, всей деревней. Дома строили рядом друг с другом. - Какие люди строили такие красивые дома? (добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные).
- А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:
Коли народ невесел
Низко голову повесил *
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку) Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: "Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая" и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
- А что вам больше всего запомнилось?
- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!
- Давайте возьмёмся за руки (дети идут по кругу)
Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише - тише, не бегите,
Карусель остановите.
- Вот мы с вами вернулись в детский сад.