Шелевая Оксана Александровна
Конспект занятия «Оренбуржье — край чудесный» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
тема: «Оренбуржье - край чудесный»
группа: подготовительная
Цель: Познавательное развитие дошкольников. Формирование целостного отношения к малой родине.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области;
- расширить их знания об уникальных природных объектах области (Бузулукский бор, озеро Развал, о пуховязальном промысле, о профессиях восточного Оренбуржья.
Публикация «Конспект занятия „Оренбуржье — край чудесный“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- способствовать развитию познавательного интереса дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;
- воспитывать культуру общения детей, умение слушать других, не перебивая и используя вежливые выражения.
Развивающие:
- развивать навыки учебной деятельности;
- способствовать развитию логического мышления, связной речи;
- продолжить обучать умению работы с картой области.
- учить составлять коллективную сюжетную композицию из фигурок, передавая взаимоотношения между ними.
Методы и приёмы: наглядный (рассматривание карты, просмотр слайд-шоу, словесный (беседа, чтение стихов, отгадывание загадок, практический (работа с картой, исследование свойств полезных ископаемых, работа с пухом, составление макета, коллажа).
Виды детской деятельности:
игровая; коммуникативная; продуктивная; познавателно-исследовательская; музыкально-художественная; чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к истории родного края, к миру предметов и вещей;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на НОД:
1. Ребенок задает вопросы.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Оборудование: коллекция минералов и полезных ископаемых; оренбургские паутинки и палантины; пух оренбургских коз; иллюстрации и фотографии с изображением Бузулукского бора, нефтяной вышки, газоперерабатывающего завода, металлургического завода, озера Развал; карта Оренбургской области.
ТСО: музыкальный центр, компьютер, мультимедийная техника.
Словарная работа:
активный словарь: бор, шахтёры, металл, газ;
пассивный словарь: нефть, руда, металлурги.
Предварительная работа: разучивание стихов о профессиях; беседы об Оренбуржье; просмотр фильмов о достопримечательностях родного края.
Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное.
План НОД:
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть:
Беседа, составление макета, работа с картой, познавательно-исследовательская деятельность, чтение стихов, составление коллажа, дидактическая игра.
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов деятельности НОД.
Длительность НОД
3 мин
23 мин
4 мин
30 мин
План НОД:
1. Вводная часть (3 минуты): мотивация детей, постановка цели.
2. Основная часть (23 минуты): беседа, составление макета, работа с картой, познавательно-исследовательская деятельность, чтение стихов, составление коллажа, дидактическая игра.
3. Заключительная часть (4 минуты): подведение итогов, просмотр слайд-шоу, слушание стихотворения.
Ход НОД
Оренбуржье - край чудесный
1. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло видеописьмо, я предлагаю его посмотреть (просмотр видеописьма).
2. Воспитатель: Ребята, вы готовы принять участие в конкурсе? А что нам для этого нужно?
Дети: видеокамера, фотоаппарат, карта.
Воспитатель: Тогда возьмем все необходимое для видеофильма о нашем родном крае и начнём рассказ.
Вот это — карта области, нашего необъятного Оренбуржья. Как и все области и края нашей страны наша область имеет свою символику.
Воспитатель: Кто скажет, что относится к символике страны, области или города? Правильно, это флаг, герб. Помогите мне выбрать герб и флаг Оренбургской области.
Каждая область имеет свой главный город. Он есть и в нашей Оренбургской области.
Может ли кто-нибудь назвать его?
Дети: Оренбург.
Воспитатель: Правильно, это Оренбург. Покажите его на карте. (Ребёнок показывает) Скажите, с какими местами нашего родного края вы бы хотели познакомить зрителей видеожурнала? (Дети перечисляют)
Воспитатель: Итак, начнём с Бузулука. Бузулук является центром Бузулукского района.
Что вы уже знаете об этом районе?
Дети: Там находится Бузулукский бор.
Воспитатель: Что такое бор?
Дети: Лес, в котором растут сосны, ели.
Воспитатель: Что вы можете сказать об обитателях Бузулукского бора?
Дети: В бору водится много животных и птиц.
Воспитатель: Как огромный страж стоит Бузулукский бор на границе степей, оберегая их от опаляющего дыхания ветров — суховеев. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки.
Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. Чем ещё знаменит он?
Дети: Добывают нефть.
Воспитатель: Правильно, с недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что больше пятидесяти лет назад, в 1961 году, здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Посмотрите, в этой капсуле находится нефть. Давайте выясним, что же она из себя представляет?
Дети: Это жидкость темно-коричневого цвета, маслянистая. Ещё нефть обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей.
Воспитатель: Ребята, кто знает, для чего нам нужна нефть?
Дети: Из неё делают бензин, керосин.
Воспитатель: Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из — под земли с помощью специальных нефтяных вышек.
Ребята, в природе там, где есть нефть, обычно встречается и другое полезное ископаемое — газ. Скажите, для чего людям нужен газ?
Дети: Им заправляют автомобили, отапливают дома, на нём готовят пищу.
Воспитатель: Нефть и газ — главное богатство нашей области. Но вы должны помнить, что они могут быть опасны, так как очень легко загораются и даже взрываются, если поднести к ним огонь. Поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить макет растений и обитателей Бузулукского бора (составляется макет).
Воспитатель: Какое ещё достопримечательное место нашей области вы знаете?
Дети: Саракташ. (Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Саракташ»). Посёлок Саракташ находится в центральной части области и является центром Саракташского района. Кто скажет чем он знаменит?
Дети: Оренбургским пуховым платком.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всём мире?
Дети: Они красивые, нарядные, лёгкие, пушистые, тёплые.
Воспитатель: Ребята, а вы можете рассказать как появляется пуховый платок? (Ребёнок рассказывает алгоритм изготовления платка).
Воспитатель: А ещё говорят, что оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и её можно протянуть через обручальное кольцо. Хотите проверить?
(С помощью детей проводится опыт)
Получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. (Рассматриваем образец пуха) И, конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души. Для того, чтобы получились такие замечательные платки, надо приложить много усилий. Этот тяжёлый труд. Я предлагаю вам расчесать пух (работаем с ческами).
Воспитатель: На этом мы прощаемся с гостеприимным Саракташским районом и продолжим рассказ об Оренбуржье. Куда мы сможем с вами отправиться?
Дети: В город Орск.
Город Орск находится на востоке нашей области и является центром всего восточного Оренбуржья.
Воспитатель: Чем знаменит город Орск?
Дети: Он знаменит большими заводами, на которых производят металл.
Воспитатель: Ребята, а из чего делают металлы?
Дети: Из руды.
Воспитатель: В восточном Оренбуржье очень много месторождений различных руд: медных, железных, никелевых. Посмотрите на образцы полезных ископаемых. Почему они так называются?
Дети: Потому, что они полезны людям и их нужно выкапывать.
(Вместе с детьми исследуем образцы медного колчедана и бурого железняка, выясняем, что они тяжёлые, прочные, твёрдые)
Как называется профессия людей, которые добывают их из-под земли?
Дети: Это профессия – шахтёр.
Воспитатель: Из руды на заводе в огромных доменных печах выплавляют металл. А как называется профессия людей, которые это делают?
Дети: Она называется металлург.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, шахтёр, металлург — профессии мужские или женские?
Дети: Мужские.
Воспитатель: А почему?
Дети: Они требуют силы, выносливости, смелости.
Воспитатель: О том, какие ещё есть мужские профессии, нам расскажут наши мальчики.
1-й мальчик: Уголь рубить не устал в недрах гор,
Чёрный от сажи отважный шахтёр.
2-й мальчик: Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит сталевар.
3-й мальчик: Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали молот кузнеца.
4-й мальчик: У станка он дни и ночи, всё умеет, он — рабочий.
5-й мальчик: Парень низенького роста и не очень- то силён,
А смотри — легко и просто управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан на работе зорким быть.
Воспитатель: Спасибо, мальчики, я надеюсь, что вы вырастете сильными, смелыми и сможете освоить любую из этих профессий. Сейчас я предлагаю вам подобрать предметы, необходимые для этих профессий (проводится дидактическая игра «Профессии»).
Воспитатель: Ну а мы продолжим наш видеожурнал. Есть в Оренбуржье место, которое знаменито на всю Россию. Особенно оно привлекает людей летом. Как вы думаете, что это за место?
Дети: Соль-Илецк.
Воспитатель: Город Соль — Илецк расположен на юге нашей области. Когда я произнесла слово Соль — Илецк, о чём вы сразу подумали?
Дети: О соли, о солёном озере, арбузах.
Воспитатель: Кто может рассказать о том, как возникло солёное озеро? (Ответы детей) Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. Её добывают здесь уже почти 500 лет, а она не заканчивается. А чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья 1906 года, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России. Как вы думаете, почему люди со всех уголков нашей страны стремятся приехать сюда?
Дети: Отдохнуть, искупаться, полечиться.
Воспитатель: Правильно, солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи.
А чем ещё знаменит Соль-Илецк?
Дети: А ещё в Соль-Илецке растут наши знаменитые арбузы, которые называют «лекарственным лакомством», так как они очень полезны для почек.
Воспитатель: Правильно ребята. Я предлагаю вам составить коллаж о Соль-Илецке, на котором покажем то, чем он славится на всю Россию (составляем коллаж).
3. Воспитатель: Ну, вот и подошёл к концу наш видеорассказ об Оренбургском крае. Давайте вспомним, о каких достопримечательных местах вы рассказали и отметим их на карте Оренбургской области (отмечаем флажками). Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле.
Так давайте завершим наш рассказ стихотворением, которое написал оренбургский школьник Андрей Шнякин. В нём говорится о любви к родному краю.
(Дети садятся на стульчики для просмотра слайдов об Оренбуржье).
«Люблю тебя, мой край родной,
Твои широкие просторы.
Здесь неба синь, хлеб золотой,
И степь, и реки, и озёра…
Люблю тебя, мой край родной,
За всё твоё богатство:
За газ, за нефть, за хлеб ржаной,
За дружбу и за братство.
Люблю тебя, мой край родной,
Степное Оренбуржье,
За твой простор, за твой покой,
За всё самое лучшее!»
Воспитатель: Наш видеожурнал готов, и мы можем отправить его на конкурс. Как нам это сделать?
Дети: По почте письмом или по электронной почте.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что быстрее дойдёт до адресата?
Дети: Электронная почта.
Воспитатель: Молодцы, конечно же электронная почта быстрее. Мы так и сделаем и будем ждать результатов конкурса.