Марина Зацепина
Конспект занятия «Синичкин день» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: знакомство с видами зимующих птиц, с их жизнью в зимнее время, формирование общего представления о синицах.
Задачи занятия:
Образовательные:
1. Познакомить детей с видами зимующих птиц, учить различать их по внешнему виду.
2. Рассказать о синицах, об особенностях внешнего вида и поведения, об их пользе для человека.
3. Формировать представления детей о видах питания зимующих птиц.
4. Рассказать о роли человека в жизни птиц.
5. Сформировать понимание, что необходимо помогать птицам зимой.
6. Познакомить с правилами поведения на улице.
Публикация «Конспект занятия „Синичкин день“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Темочки
7. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице.
Развивающие:
1. Развивать слуховые качества, двигательную активность, умение выполнять правила игры.
2. Воспитывать доброжелательные отношение между детьми, умение играть вместе.
3. Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, способность к подражанию, умение ориентироваться в пространстве.
4. Расширять ориентировку в окружающем пространстве, внимание.
5. Развивать коммуникативные способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство сопереживания, желание и готовность помочь.
2. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать.
Материал и оборудование к занятию: Презентация. Цветная бумага, клей, поднос, салфетки, лист бумаги, фломастеры.
Воспитатель предлагает отгадать детям загадку и послушать отрывок из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима).
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»
Есть птицы перелетные - это те птицы, которые улетают от нас на зимовку в южные страны.
Но сегодня мы познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Воспитатель предлагает отгадать загадки детям.
1. Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка)
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей
Я бывалый … (воробей)
3. Верещунья, белобока, а зовут её…. (Сорока).
Воспитатель продолжает общение с детьми.
Каких зимующих птиц вы еще знаете? Ответы детей
Показ презентации про зимующих птиц, знакомство с видами птиц, их внешним видом. Приложение А (презентация).
Подвижные игры.
А сейчас детишки давайте встанем. Покружились, покружились и в синичку превратились.
Физкультминутка «Шустрая синичка».
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Покружились, покружились и снова в детишек превратились.
С. 1,2, 3, 4, 5, я сейчас иду считать, кому 5 сейчас скажу, в круг я выйти порошу. (Дети выходят со своими стульчиками)
Игра «Птицы в гнездышках».
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда». (стульев на один меньше).
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.
У каждой птички своя песня,
Давайте вспомним, как они поют:
Утки- кря, кря, кря
Вороны- кар, кар, кар
Совы- ух, ух, ух
Воробьи- чик- чирик
Дятел – тррр – тррр
Синица- тинь, тинь
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Воспитатель обращается к детям:
- Дети, мы с вами живём в большом городе. В нашем городе много дорог, по которым ездят большие машины. Машин в городе много, ездят они часто. И чтобы не попасть под колёса машин нужно быть очень внимательными и осторожными во время прогулки по улицам города. Посмотрите, ребятки, какая красивая птичка прилетел к нам в группу. Она ещё маленькая и не знает, как нужно вести себя на улице. Давайте поиграем в игру «Воробушки и автомобиль» и научим её быть внимательными и осторожными. Мы сейчас тоже станем птичками. Надеваем шапки – маски. Я говорю волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в птичек превратись». И вы становитесь птичками. Садитесь, «птички», на стульчики. (Дети - «птички» садятся на стульчики). Это ваши гнёздышки. Птички в домиках посидели и гулять полетели. Прилетели птички, птички – невелички. Все летали, все летали. Крыльями махали. А птички как летают (Воспитатель показывает, а дети повторяют). Птички еще и чирикают. Как они чирикают? (Чик-чи-рик,Чик-чи-рик). (Дети – «птички» летают по комнате, размахивая руками – «крылышками».
- Так они летали, крыльями махали. На дорожку прилетели (дети присаживаются на корточки, зернышки поклевали (постукивают пальцами по коленям, говорят: «Клю – клю – клю»).
- Ребята, вот там в гараже, посмотрите, стоит машина (показываем на руль или игрушечную машину). (В это время воспитатель становится автомобилем). Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль выезжает из «гаража». Он по улице бежит. Пыхтит, спешит, в гудок гудит: Би–би–би, гудит машина. Берегись, берегись. Би–би–би. Берегись, посторонись! Улетайте, птички, с дороги. Летите в свои гнёздышки, чтоб автомобиль вас не задавил. («Птички» улетают в «гнёзда» (садятся на стульчики). (Автомобиль уезжает в гараж).
Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, ребята, автомобиль вас не задавил. Полетели опять зернышки искать». Игра повторяется 2-3 раза. В следующий раз ребёнок изображает «автомобиль».
Подвижная игра «Кот и воробышки»
Кот располагается на одной стороне зала (площадки, стоя с закрытыми глазами, спит. А дети – «воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к коту вместе с воспитателем и произносят:
Котя, котенька, коток,
Котя - черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
На слова «будто спит», кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свои домик (за черту).
Как правило дети- «воробышки» не доходят до кота, воспитатель может положить им веревочку или какой-либо другой ориентир, что бы они его обязательно коснулись. Необходимо контролировать, чтобы дети проговорили полностью текст и не толкали друг друга когда бегут от кота.
После завершения игры воспитатель выполняет с детьми дыхательные упражнения, например, «Гуси летят» (Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука
«г-у-у-у»).
Продолжение разговора воспитателя с детьми о зимующих птицах.
Воспитатель: Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Особенно страдают синицы.
Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? Ответы детей.
Воспитатель: Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти много синиц за зиму. А синицы спасают от вредителей деревья.
Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное.
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1) во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2) подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
3) кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4) корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
А чем можно кормить птиц?
Воспитатель: Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель. Пшено клюют только воробьи. Красавцы снегири любят ягоды рябины, бузины.
Воспитатель приглашает детей сесть за стол и сделать аппликацию птицы-синицы.
Воспитатель заранее подготовил шаблоны «синицы» из цветной бумаги (голова, туловище, клюв, крылья, хвост).
Ход занятия:
Желтый круг, который будет служить туловищем, складываем пополам, к кругу приклеиваем черный прямоугольник, который будет представлять собой хвост птицы и загибаем его. Маленький черный круг, который будет служить головой синицы, приклеиваем к большому желтому кругу, к нему приклеиваем маленький треугольник из коричневой цветной бумаги, который будет являться клювом. Приклеиваем крыло по бокам. Маленький глаз птицы рисуем с помощью синего фломастера. Аппликация птицы-синицы готова. Приложение Б.
Приложение Б
Список использованной литературы.
1. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 461, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил., портр., факс. ; 24 см. - (Русская энциклопедия).; ISBN 978-5-389-05727-2
Интернет –ресурс
1. https://www.maam.ru/detskijsad/sinichkin-den-scenarii-dlja-doshkolnikov-5-7-let.html
2. https://infourok.ru/konspekt-nod-po-priobshenie-k-russkoj-narodnoj-kulture-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-sinichkin-den-5016852.html