Ольга Орешко
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Красивая ваза с полевыми цветами»
Цель: Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования – печать поролоном с трафаретом.
2. Задачи:
Художественно - эстетическое развитие:
- продолжать формировать умение детей работать с красками;
- развивать чувство формы, цвета, композиции;
- развивать творческое воображение, фантазию;
Социально - коммуникативное развитие:
- закреплять умение договариваться;
- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое
- воспитывать аккуратность, эстетический вкус
Интеллектуальное развитие:
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Красивая ваза с полевыми цветами“» размещена в разделах
- развивать наглядно-действенное мышление;
Речевое развитие:
- закреплять умение преобразовывать существительные в прилагательные.
3. Планируемые результаты:
- умение соотносить форму и размер предлагаемых предметов;
- расширение используемых речевых форм;
- обогащение представления о видах творчества;
4. Виды детской деятельности: изобразительная деятельность
5. Метод: диалог, игра
Прием: работа поролоновой кистью или кусочком поролона, кисточка, трафарет
6. Активизация словаря:
Фарфоровая, хрустальная, бронзовая, сосуд, мольберт, венчик, стебель
7. Подготовка к занятию. Предварительная работа:
Рассматривание различных ваз, беседа о материалах, из которых изготавливают вазы. Рисование на занятиях и в свободное время. Дидактическая игра «Собери картинку». Чтение стихотворения С. Михалкова «Ваза», чтение рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
8. Материалы и оборудование:
Трафареты с изображением ваз разной формы – 25 шт, Трафареты с изображением ромашек, васильков, колокольчиков – по 3 шт. для каждого вида. Поролоновые губки, гуашь в тарелках, кисть – 25 шт. Разрезные картинки с изображением ваз. Прищепки – по две на ребенка (примерно 50шт., кисточки-25 шт.
Ход образовательной деятельности.
Создание образовательной ситуации:
Дети сидят за столами. Подготовленные листы бумаги лежат на столах трафаретами вниз. Трафареты в коробочках.
I часть. Воспитатель: Посмотрите у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями. Входит помощник (завхоз) с красивой вазой и читает стих :
Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в … (вазу).
Воспитатель: Правильно, ребята. Есть разные виды ваз. Рассказывает о глине, стекле, плетеной вазе (различных материалах которые могут использоваться для изготовления ваз). Как вы думаете, ребята, почему же надо аккуратно относиться с каким предметам как ваза?
Дети говорят различные версии. Можно и разбить…
Воспитатель:
- Да, так случилось и со мной. Я «разбила» несколько ваз. И теперь их надо «склеить». Поможете? Тогда откройте конверты на ваших столах.
Проводится дидактическая игра «Собери вазу». На столах в конвертах. Дети достают кусочки и собирают их в вазу.
Воспитатель:
- Хорошо, что не все вазы хрупкие. Давайте сыграем в игру «Угадай, какая ваза». Я буду называть разные материалы, из которых делают вазы, а вы будете говорить, какая ваза.
- Ваза из стекла называется… (стеклянная);
- Из фарфора … (фарфоровая);
- Из хрусталя… (хрустальная);
- Из бронзы… (бронзовая);
- Из глины… (глиняная).
Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас переверните листы бумаги, лежащие у вас на столах. Что вы видите?
Дети: Это вазы.
Воспитатель. Предлагаю сегодня нам с вами нарисовать красивые вазы для цветов. Зачем нам нужен трафарет?
Дети: разные версии. Трафарет нужен, чтобы вазы были красивыми, ровными.
Воспитатель. А рисовать будем необычным способом – с помощью поролона. Этот способ называется печать поролоном с трафаретом.
Воспитатель показывает на мольберте способ создания изображения, которое закреплено прищепками.
Берем губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета постукивающими движениями. Какой способ рисования вам напоминает это действие? (Способ рисования тычком жесткой кистью). Особенно тщательно прокрашиваем края вазы, чтобы она имела ровную, отчетливую форму. Еще я научу вас, как сделать вазу похожей на настоящую, объемную. Мы нарисуем тень. Наберем кистью краску темнее, чем для вазы, и покроем ею губку.
Например: ваза красного цвета, а тень сделаем коричневого цвета. Постукивающими движениями раскрасим вазу с одной стороны. Вот так. Ваза готова. Осталось снять прищепки и убрать трафарет.
Воспитатель координирует работу ребят, отвечает на вопросы. Подбадривает положительными словами.
Для тех, кто хорошо потрудился, а это значит для нас проводим физкультминутку «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник.
(«Надуть» живот, рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая рука изогнута, как носик чайника)
Вот фарфоровые чашки – очень хрупкие, бедняжки.
(Приседать, руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца (Покружиться)
Только стукни – разобьются (Хлопок в ладоши)
Вот серебряные ложки – голова на тонкой ножке.
(Руки сомкнуть над головой)
И еще – большой поднос. Он посуду нам принес.
(Рисуем двумя руками большой овал).
II часть. Воспитатель. Размялись? А теперь приступаем к работе.
Дети рисуют, педагог следит за качеством рисования, оказывает индивидуальную помощь при необходимости.
Воспитатель. Давайте посмотрим какие цветы мы можем нарисовать, чтобы ваза была по использована по назначению.
Дети выбирают трафареты полевых цветов.
Воспитатель. Недавно мы смотрели как на картине были нарисованы эти цветы, давайте попробуем и мы. Если нужно поменяться трафаретами, то не стесняйтесь и вежливо договаривайтесь друг с другом.
Дети выполняют рисунки цветов по трафаретам, подбирая различные цвета. Обмениваются трафаретами.
Воспитатель читает стихи:
Нарисуем мы в альбоме
полевых цветов букет,
станет праздничнее в доме,
будто вспыхнет солнца свет.
Аккуратно мы раскрасим
Венчик, стебель, лепесток
Чтобы ярче стал и краше
Каждый маленький цветок.
Эту вазочку с цветами
обязательно подарим маме!
Воспитатель. Ребята посмотрите на свои работы, нужно дорисовать кисточкой стебелек у цветов. Кто знает, что это? А кто может показать венчик у цветка? Кто знает, что такое лепесток?
Дети. Рассказывают или задают вопросы.
III часть. Воспитатель. Дети, предлагаю устроить выставку ваз. Подберите слова, которыми можно описать получившиеся вазы?
Дети: Яркие, нарядные, цветные, красивые, праздничные.
Воспитатель: А какую из ваз вы бы хотели поставить у себя дома?
Дети выбирают вазы и описывают их.
Например: «Я выбираю эту вазу. Она мне очень нравится, потому что яркая – красная, ровная и аккуратная. Будет украшать дом. Она большая и много цветов может в ней поместиться. Все очень довольны и сияют от радости.
Итог занятия. Воспитатель. Сегодня мы потрудились на славу! Вы были внимательными и умелыми, и вазы действительно получились очень красивые. Мы много узнали про декоративное творчество, можно рисовать не только кисточкой, правда? Надеюсь вам понравилось наше творчество.
Похвалить активную работу. Похвалить аккуратную работу детей. Говорим, что после того, как работы высохнут вы можете отдать их маме.
Звучит песенка про натюрморт автор Г. Гладков «Если видишь на картине.»
Посмотреть эмоциональную реакцию детей. (удивление, радость, смех…