Светлана Хохрякова
Конспект интегрированного занятия «Путешествие к сестрице Водице»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
В подготовительной к школе группе
тематическая неделя «Земля – наш общий дом»
в соответствии с комплексно-тематическим планированием
Тема «Путешествие к сестрице Водице»
Подготовила воспитатель МДОУ
«Детский сад№ 20»Непоседы»
г. Кимры Тверской области
Хохрякова Светлана Валерьевна
Воспитатель высшей категории
Стаж 26 лет
Г. Кимры
Декабрь 20112г.
Цель:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие к сестрице Водице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Способствовать формированию у дошкольников целостной картины мира. Формировать желание создавать коллективную композицию «На морском дне», развивать эстетические чувства, воображение, творческие способности. Продолжать знакомить со свойствами воды и ее значениями в жизни человека, животных, растений.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать обобщению знаний у детей о разных состояниях воды.
Развивающие:
Развивать коммуникационные средства общения. Развивать память, мышление у дошкольников.
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к окружающей среде, водным ресурсам планеты. Стимулировать проявление чувства коллективизма, настойчивости в достижении цели.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы, музыкально-художественное.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, здоровье, физическая культура, безопасность.
Планируемые результаты развития интегративных качеств :
Ребенок знает различные свойства воды, понимает значение воды на нашей планете; ребенок интересуется новым неизвестным в окружающем мире, устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями. У ребенка сформированы правила бережного отношения к окружающей природе; умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Предварительная работа:
Экскурсия к озеру в разное время года; наблюдения за дождем, за облаками, за осадками; заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Материал:
Иллюстрации с водой в разных ее состояниях, видеоматериал «Жизнь на дне океана», реторта, спиртовка, кусочки льда, тарелочки для льда, фланелеграф, пакет, стакан, стрелки для фланелеграфа, бутафорский цветок, лейка, «море», «облако», 2 ватмана, изобразительный материал.
Ход образовательной деятельности
1. Доносится шум воды.
- Ребята, у нас сегодня необычный день. Мы отправляемся в путешествие с сестрицей Водицей. Узнаем много интересного и важного о воде и убедимся, что вода бывает разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная! ( Все подходят к иллюстрациям с изображениями воды: море, дождь, болото, льды Антарктиды, иней и т. д.)
Воспитатель загадывает загадки:
1. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (река)
2. Полно корытце водицы,
да из него нельзя напиться. (море)
3. Из земли родился,
К речке устремился,
По лужочку бежал,
В ямку каждую нырял
До реки добежал
И куда-то пропал. (ручей)
Воспитатель: Да, дети, и река, и море, океан, озеро, речей – все это водоемы. А вы знаете как эти водоемы изображают на глобусе? (Воспитатель предлагает посмотреть на глобус). Вот эти голубые ниточки на глобусе – реки, а эти голубые пятна моря и океаны. Какого цвета больше на глобусе? (голубого) Правильно, воды на нашей планете больше, чем суши.
(Дети садятся за столы)
(Воспитатель переливает воду из стакана в стакан)
2. Какая вода? (прозрачная, жидкая)
Дети, знаете ли вы
Состояние воды?
Сомневаетесь? Смотрите!
Кусок воды в руке держите!
(Воспитатель дает детям в руки по кусочку льда.) Дети, какой лед? (скользкий, холодный, твердый) А откуда появляется лед? (вода замерзает) Правильно, лед – это замерзшая вода. Зимой он покрывает озера и реки, на дорогах появляется ледяные дорожки. Знаете ли вы правила появления на льду? А еще в чем есть опасность льда? (нельзя ходить по льду; нельзя ходить под крышами, на которых висят сосульки). А теперь положите лед на блюдечко, мы проведем опыт с водой.
(воспитатель поджигает спиртовку под ретортой, вода закипает, из трубки выходит пар) Дети, что это такое? (пар). Правильно, пар. А откуда он появился? Вода стала горячей и закипела, превратилась в пар. Дети, а какой пар? (теплый, легкий). Правильно, но он может быть горячим, обжигающим, опасным. (воспитатель гасит спиртовку, обращает внимание на фланелеграф.
3. Мы с вами уже говорили о том, что на нашей Голубой планете есть реки, моря, озера и океаны. (Приклеивает к фланелеграфу карточку водоема) Утром солнце поднимается над горизонтом и светит все ярче, греет все жарче. Вода в морях и океанах нагревается, превращается в пар – испаряется, и в виде пара поднимается вверх (воспитатель приклеивает к фланелеграфу стрелку вверх)
- превращается в облако (приклеивает к фланелеграфу изображение облака);
- если пара много, облако становится все тяжелее ;
- если пара много, облако поднимается слишком высоко, капельки пара замерзают и превращаются в снежинки. А теперь отгадайте загадку:
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Зацепил за дальний лес,
Прохудился и исчез. (Дождь)
Правильно, облако стало тяжелым и выливается на землю в виде дождя и снега. (приклеивает к фланелеграфу изображение облака с дождем и снегом стрелками вниз)
Реки и озера становятся полноводными. Над умытой землей поднимается солнце, светит все ярче, греет все сильней… Это явление называется «круговорот воды в природе».
Физкультминутка
Молотками мы стучали (Дети встают, выпрямляют спину)
И немножечко устали
Солнце в небе увидали- (Выполняют движения руками над
Ему руками помахали. головой)
В небе тучки прилетели (Точечный массаж лица)
Капельки «кап-кап» запели
Солнце в небе поднимается (Опускают руки)
Наше путешествие продолжается.
4. Сейчас подойдите к столу и возьмите в руки кусочки льда с блюдечка. Лед растаял, на блюдце осталась вода. (Воспитатель обращает внимание детей на бутафорское растение в горшке. Оно увядшее.) дети. Что могло произойти, почему растение погибает? (Ему воды не хватает). Верно, его надо полить. Всем растениям нужна вода. Без нее они погибнут. (Воспитатель предлагает ребенку полить растение, оно оживает) Дети, а человеку нужна вода? (Да) Без пищи человек может прожить некоторое время, а вот без воды не может. А еще человек водой моет свое жилище, готовит пищу, стирает свою одежду. В воде человек добывает себе пищу, по воде путешествует, отдыхает. Человек берет воду из рек и озер, а если их нет рядом, копает колодцы, потому что вода есть и под землей. Вот она какая наша сестрица Водица.
5. А сейчас я покажу вам фокусы с водой.
1. В тонкостенный стакан воспитатель наливает воду до краев, накрывает листом бумаги. Придерживая рукой, переворачивает стакан вверх дном, убирает руку – вода не проливается.
2. В книгу или журнал между страницами воспитатель вклеивает целлофановый пакет. Листает книгу до вклеенного пакета, затем в пакет наливает воду (1 стакан)
Снова листает книгу до пакета, затем выливает воду в стакан.
6. Космонавты, видевшие нашу планету со стороны, говорят что она голубая: вода занимает большую часть земной поверхности. Без морей и океанов Земля была бы мертвой планетой, поскольку именно в океанах около 3,5 млрд. лет назад зародилась жизнь. Давайте сейчас посмотрим, что происходит на дне океана, какая жизнь там существует. (Включается видеозапись «Жизнь на дне океана» (отрывок). Дети рассматривают, как плавают рыбы, как растут водоросли)
Вот и подходит к концу наше путешествие с сестрицей Водицей. Что вы узнали сегодня нового и интересного? (Ответы детей) Да, мы узнали, что без воды нет жизни на Земле, поэтому к воде надо относится бережно.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях, играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите!
Берегите Землю! Берегите!
Дети, а хотите сами создать морское царство?
Коллективная работа
(Детям предоставляется различный изобразительный материал. Воспитатель напоминает детям о разных способах рисования гуашью.)
Итоги занятия
Дети рисуют свои впечатления от путешествия на морское дно и делают выводы:
1. Воду нужно беречь, не загрязнять водоемы
2. Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек.
Вот поэтому всегда всем везде нужна вода.
Список используемой литературы
1. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, А. Ю. Кабушко «Ознакомление дошкольников с социальным миром» 2012 г.
2. М. П. Костюченко «Окружающий мир» 2012г.
3. А. Н. Чусовская «Учимся творчеству» 2012
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
5. А. В. Аджи «Педагогика нового времени»