Рамиля Миннегалива
Конспект занятия «Птичья столовая»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Птичья столовая
Цели и задачи.
Обучающая: сформировать знания о зимующих птицах родного края; научить подбирать птицам корма.
Результат:
- знают биологические особенности птиц;
- определяют птиц по внешнему виду;
- умеют правильно подбирать корма.
Развивающая: развивать наблюдательность, интерес к изучению жизни птиц зимой.
Результат:
- проявляют интерес к изучению жизни птиц.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, чувство доброты и желания оказать помощь птицам в тяжелое для них время
.Результат:
Публикация «Конспект занятия „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
- берут на себя ответственность самостоятельно подкармливать птиц.
Материалы и оборудование.
1) Плакат с высказыванием «Проявишь горы … попьешь ручья радости».
2) Кроссворд на доске, вопросы к кроссворду.
3) Иллюстрации с птицами, семена для подкормки.
4) Кормушки.
5) Силуэт птиц.
6) Игра «Покорми птиц!», «Узнай лишнюю птицу», «Составь меню для птиц».
7) Аудио записи: - голоса птиц
Тип занятия:
комбинированный.
Формы организации педагогической деятельности:
Фронтальная, групповая.
Продолжительность занятия:
1 час 30 минут
Ход занятия.
Мотивационно-ориентированный аспект занятия
Актуализация первичного субъктного опыта
Добрый, день ребята! Я рада вас видеть на этом занятии. Думаю, что вы сегодня будете внимательными, активными, дружными, будете давать обдуманные ответы. А за каждый правильный ответ я награжу вас «успешками». (звучит музыка, пение птиц).
Вспомните самый приятный момент из жизни, расслабьтесь. Сейчас вас птицы порадуют своими звонкими голосами. Каких знакомых птичьих голосов вы услыши-те?
У этого художника нет и не может быть счастливого соперника во все времена, на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые камен-ные хороводы. Он спускается в долины и одевает их в неповторимые по холме цветов наряды. Он проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы – ели. Его палитра: и синее раздолье полей и лесов, и серое безмолвье пустынь, и степи бе-гущие за горизонт. Имя этого гениального художника - Природа! Среди этих даров – птицы!
Миллионы лет назад появились первые пернатые, а еще через миллион лет зашагал по Земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, по-смотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышка-ми.
Поднял человек голову вверх, аиста увидел, который свил гнездо на вершине высоко-го дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет.
Поднял голову вверх - а там орел парит, свободно, легко «Вот бы и мне так - подумал человек». Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий, как сокол! Они прекрасно слышат и поют.
Представьте на минуту, что вдруг все смолк, их разноголосый хор, опустели ветки деревьев. Каким бы унылом стал окружающий нас мир, сколько радости бы унесло их исчезновение из нашей жизни.
- Какую пользу приносят нам птицы? (Предполагаемые ответы детей: они уничтожа-ют насекомых, вредителей, грызунов)
Вот поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Сегодняшнее занятие посвя-щается нашим пернатым друзьям. Мы узнаем много интересных фактов о жизни зи-мующих птиц родного края, их повадках, проведем конкурсы, игры.
- Ребята, посмотрите, здесь написана пословица «Проявишь горы …., попьешь ру-чья радости. Но как видите, пропущено какое-то слово. Пропущенное слово можно узнать, разгадав кроссворд. Я знаю, что вы любите решать кроссворд про птиц. По-пробуем вместе разгадать кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
- Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий (дрозд)
Узнай птицу по описанию:
- 1. Эти птички ростом с воробья. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюш-ко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. Что за птица? Это – синица.
2. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, подбородок и горло черные, а вот го-ловка серая. Что за птица? (воробей)
3. По бокам перышки у нее совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже чер-ный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой. Как стрела. Что за птица? (сорока)
4. Спинка и крылья у этой птицы черные, а брюшко белое с черными крапинами, на голове - ярко-красный беретик. (дятел).
д р о з д
с и н и ц а
в о р о б е й
с о р о к а
д я т е л
Молодцы, ребята кроссворд разгадали. Какое слово было пропущено? (забот). Мы знаем, что каждая пословица нас чему-то учит.
-Как вы думаете, чему учит нас эта пословица? (ответы детей).
- А что значит заботиться?
- О ком нужно заботиться? (о больных, о родителях, о птицах и тд,т. е обо всех, кто нуждается в помощи).
- А вы о птицах заботитесь? (да)
- Как вы заботитесь о них?
- Что для этого вы сделали? (предполагаемые ответы детей: развесили кормушки, подкармливаем). Молодцы!
– Каких видов кормушек вы знаете? (кормушки, сделанные из пластмассовых буты-лок, пустых коробок, из дощечек).
– А какая должна быть кормушка? (предполагаемые ответы детей: чтобы от ветра и дождя защищать крыша должна, чтобы семена не рассыпались по бокам 4 см при-поднятая стенка должна быть).
Посмотрите, какие замечательные «домики» смастерили ребята нашим пернатым друзьям! (Показываю кормушки)
- Ребята, как вы думаете, птицы умеют разговаривать? (Да). Вот скажем, над полем летели вороны и каркали. Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе.
- Как вы думаете, что она хотела сказать другим? (ответы детей)
Это она заметила добычу и хотела оповестить стаю. Есть тревожные крики – сиг-налы: «Опасность близко», «Опасность далеко».
- А вы разговариваете с птицами?
– О чем говорят птицы? (не знаем)
– А вы хотите узнать? (да).
К нам сегодня в гости пришла утка.
- Хотите узнать, что она хочет нам сказать? (да)
Здравствуй, утка! Все перелетные птицы улетели, что ты делаешь зимой в наших краях? …Оказывается, это серая шейка, которая не смогла со всеми улететь. Давайте, вспомним, что же с ней случилось? (ответы детей)
-А как она спаслась от лисы?
- Кто помог ей? (ответы детей: зайцы, птички, т. е все позаботились о ней, когда ей нужна была помощь.
Вот видите, даже в природе никого в беде не оставляют, животные и птицы живут между собой в согласии, помогая друг другу. У нее что-то есть.
- Что это? (письмо)
- Хотите узнать, что там написано? (да)
Давайте прочтем: «Дорогие ребята, несла я вам бусы заветные: на каждой бу-синке – буква, а из тех букв послание составлено. Да зацепила я бусами за ветку. По-рвалась ниточка, рассыпались бусины по округе. Отыщите ребята, бусинки и прочи-тайте послание».
-Поможем утке? (да)
- Ребята, чтоб послание прочесть надо сначала буквы найти. А в этом нам помогут птицы, если вы отгадаете загадки о них.
1. Птица по лесу летала
И по деткам скучала.
В гости детей созывала.
Дети ее не хотели,
Дружно в лес все улетели.
(кукушка) несет букву «П»
2. Летит пташка – чудесница.
Весны ранняя вестница:
В горле – песня – веселье,
В роще – дом –новоселье.
У певца азарт, дозор,
Сам себе он дирижер,
На сучке у черной птахи-
Щебет, свист и крыльев взмахи
(скворец) (несет букву «О»
3. Черненька спинка,
Серая косынка,
У лошади, у волка
Птица шерсти надрала.
Детям гнездышко свила:
Снизу - прутяное,
Сверху – шерстяное.
Что такое? Что за птица?
И живой в дыму копится
(галка) несет букву «К»
4. В черной шапке расшитой,
В черненьком кафтане
Знаменит семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня-красота?
Тук-тук-тук да тра- та-та
(дятел) несет букву «О»
5. Эта птица-непоседа
Одного с березой цвета
И какая с ней морока
Коль весь день трещит
(сорока) несет букву «Р»
6. На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат
(цапля)несет букву «М»
7. Красногрудый, чернолобый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появиться опять
(снегирь) несет букву «И»
8. Окраска-сероватая
Повадка-вороватая
Крикунья-хрипловая
Известная персона
Это- (ворона)несет букву «П»
9. Жуки и козявки попрятались в щели
Но им от нее не укрыться
Врагов наших парков в жару и в метели
Отыщет эта птица
(синица) несет букву «Т»
10. Птица редкой красоты, украшение зимы
Серо-розовое платье,
Хохолок на ней, как шляпка.
Где рябина полыхает, там красавица бывает
(свиристель) несет букву «И»
11. Метеле эта птица
Нисколько не боится
И средь еловых веток
Зимой выводит деток
(клест) несет букву «Ц»
Ребята, из найденных букв получилось послание «Покорми птиц!».
- Что они хотели нам сказать?
- Какая же была у них просьба для нас? (ответы детей: хотят, чтобы мы помогли, заботились о них, кормили)
- Значит, какая же наша цель? Наша цель - помочь птицам!
Особенно зимующим птицам нужна помощь, потому что зима самая тяжелая и суровая для них время. Сурова она холодами да морозами, а особенно недостаточ-ным количеством кормов. Зимних холодов они не боятся, а вот от голода погибают в большом количестве. На зиму из десяти синичек выживает только одна или две.
- Вы согласны им помощь? (да)
– Что нужно сделать, чтобы птицы полюбили ваших кормушек? (ежедневно надо их кормить, правильно подбирать корм)
Да, ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что можно туда положить, а что нельзя класть в кормушку?
Птицы любят, когда их вкусно кормят. Вот мы и сегодня для них устроим вкус-ный обед, т. е птичью столовую. Научимся подбирать нужный корм для каждой пти-цы. Посмотрите на доску. Тема сегодняшнего занятия «Птичья столовая». Для того, чтобы получился вкусный обед и птицы остались довольными, какими качест-вами мы должны обладать?
(трудолюбием, нужны прочные знания, наблюдать и догадываться, работать дружно, помогая)
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится,
Прыг, скок, Прыг, скок
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Причесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень
Тири-тири, тень-тень-тень.
Содержательный и организационный аспект занятия
Актуализация обогащаемого субъектного опыта
- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы? (ответы детей: на перелетные и зимующие).
- Какие экологические группы составляет зимующие птицы? (ответы детей: кочующие и оседлые).
- Кто такие кочующие птицы? (ответы детей: кочующие – это птицы, которые посте-пенно откочевывают к югу. Например: дрозды-рябинники, снегири, свиристели, кле-сты)
- Кто такие оседлые птицы? (ответы детей: оседлые – это птицы, которые весь год живут в одной и той же местности. Например: галки, воробьи, синицы, голуби, соро-ки, вороны)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей: перелетные – это птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг. Например: утки, соловьи, скворцы, жаворон-ки, грачи)
- Почему некоторые птицы остаются зимовать, а другие улетают? (ответы детей: пти-цы, которые легко переносят холодов, хорошо приспособлены находить корм остают-ся зимовать, а другие улетают)
Некоторым птицам помогает и природная столовая. Вот сегодня мы познакомимся еще некоторыми видами птиц, для которых существует природная столовая.
- Что такое природная столовая? Это – ягоды рябины, калины, кедровые шишки, с которыми птицы с удовольствием питаются.
- Что это за птицы, которым помогает природная столовая? Это – дрозды – рябинни-ки, поползни, клесты.
Поползень размером с воробья. Спинка пепельно-серая, грудка – желто-красная, че-рез глаз проходит черная полоса. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это единст-венная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. Свое имя птица полу-чило от слова «ползать». Она действительно ползает по стволу дерева: и вверх голо-вой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. А в это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Птица оседлая и частично кочующая. Питается семе-нами елей и орешек.
Дрозды – ловкие, подвижные, умные и прекрасно поющие птицы. Дроздов сущест-вует несколько видов: дрозд-певчий, черный дрозд и дрозд-рябинник. Дрозд-рябинник – один из крупных дроздов. Свое имя эта дрозд-рябинник получила за осо-бую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, калины. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.
Дрозд-рябинник принадлежит к группе кочующим.
- А какая птица даже зимой выводит птенцов?
– Это – клест. Окраской ничем не уступает попугаю. Цвет самцов - красно-вишневое надхвостье и буровато-красные крылья. У самки красный цвет заменен желтовато-серым. Клесты питаются еловыми и пихтовыми шишками. Зимой семена шишек еще вкуснее и достаточно много. Птенцы всегда обеспечены едой. Клюв у клеста пере-крещивается и образует инструмент, который позволяет птице легко извлечь семена из шишек. Клесты – кочующие птицы.
- Ребята, а сейчас посмотрим фильм об этих птицах. Обратите внимание на внешний вид птиц, постарайтесь запомнить их. Вы у меня и наблюдатели и исследователи! Ка-ких интересных фактов вы узнали о зимующих птицах? Какие легенды знаете о них? Показываю слайд о птицах. Дети рассказывают легенды. Например:
Синицы - очень изобретательные птицы, легко осваивающие новые способы добы-чи корма. В Японии синица «работает» гадалкой в храмах и на праздниках. Она выби-рает печенье и отрывает от него бумажку с предсказанием.
Воробьи – живут везде. Каждый день воробей съедает насекомых больше, чем ве-сит сам, примерно 400 вредных насекомых. Это было 35 лет тому назад в Китае. Ки-тайцы посчитали, что воробьи уничтожали горы зерна и решили их всех поубивать. Тысячи людей вышли на улицу и истребили птиц. Погибших воробьев вывозили даже на машинах. А через год полчища насекомых поразили виноградники. Пришлось да-вать задний ход – ошибку, реабилитировать воробьев.
Вороны – одни из самых умных птиц. У них существует свой язык. Ворон, напри-мер, очень трудно поймать. А все потому, что когда стая кормиться, где-нибудь неподалеку, на высоком месте, сидит ворона наблюдатель и смотрит за окрестностями. Как только заметит опасность, тут же сигнал подаст, и тогда уж птиц ни за что не пой-маешь.
Первыми птицами-письмоносцами были не голуби, а ласточки. Постепенно ласточек стали заменять голубями. Их легко прокормить в пути (ласточкам приходилось ловить насекомых) ,они выносливее, а ориентируются не хуже ласточек. В армии отправляли сообщения из походов, используя голубей. Заслуги голубей в первой и Второй миро-вых войнах были так высоки, что в Брюсселе (Бельгия) и Лилле (Франция) им постави-ли памятники.
- А теперь поработаем в группах. Каждой группе раздаю рисунки птиц. Например, дрозд-рябинник, свиристель, снегирь, синица. Из этой группы определить «лишнюю птицу».
- Какая птица из этой группы «лишняя»? (ответы детей: лишняя птица синица, пото-му что она относится к группе оседлых, а остальные кочующие птицы)
- Молодцы! Правильно определили.
- Ребята, оказывается, вы много знаете о зимующих птицах! Пришло время их вкусно покормить.
Эмиль, вот тебе угощения для птиц, а вот и птицы прилетели к твоей кормушке. Выступление учащихся объединения «БЭМБИ» Сценка «Ждем птиц»
Ученик читает стих В. Берестова
О чем поют, воробушки?
В морозный день зимы?
Мы выжили! Мы живы, живы мы!
(На сцену вылетает сорока, размахивает крыльями).
Сорока: – Здравствуйте, ребята! Всех я за день навещу, все что знаю, растрещу, не-поседа пестрая, птица длиннохвостая, самая болтливая. Слетайтесь, собирайтесь!
Появляется новый персонаж - ворона (залетает стремительно)
Ворона: – Кар – кар, кар! Слетайтесь, собирайтесь!
Собираются воробей, дятел, синица.
Воробей: - Я – веселый воробьишка.
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив
И пуглив, чив – чив!
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив
Суетлив, чив – чив.
Дятел: - Мы очень разные птицы: пестрые, зеленые и черные. У нас крепкий и ост-рый клюв. Слетайтесь,какой вкусный корм приготовили нам ребята?
(Девочка читает стих «Покормите птиц зимой» А. Барто.
Эмиль, попробуй определить, какой корм предпочитает данная птица? Угощай всех птиц, которые поселились в твоей кормушке! (Предполагаемые ответы ребенка)
- Синицам я даю сало, свиристелям – рябину, голубям – подсолнух, воробьям – крошки.
А почему эти птицы остались без еды?
- Чем их угостить я не знаю.
Вот сегодня мы об этом узнаем. Посмотрите на экран. Показ слайда «Как зимой по-мочь птицам?»
Синицам – сало
Подсолнечника – всем птицам
Овса – овсянкам, синицам
Пшена, просо – овсянкам, воробьям, синицам
Рябины, калины – снегирям, свиристелям
Тыквы, дыни, кабачки – поползням, синицам, воробьям
Лен – всем птицам
Арбуз – синицам, поползням
Кедровые орешки – поползням, дятлам, клестам
Клевер – щеглам, чечеткам, воробьям, синицам
Птицы: Большое спасибо, ребята, за вашу заботу. Мы весной будем радовать вас сво-им пением и красотой.
А теперь поработаем в группах. Попробуйте сами составить «Меню для птиц». К кормушке прикрепляю рисунки птиц. Раздаю каждой группе корма (семена в пакете). Дети самостоятельно пытаются подбирать корм к каждой птице. При затруднении каждому ребенку подхожу индивидуально.
– Все смогли угостить пернатых? (да). Молодцы!
Дети становятся в круг. Учитель называет птицу и бросает мяч ребенку. Ребенок ло-вит и говорит, чем можно угостить птицу. Например: Воробья – крошками, синицу – пшеном, синицу – салом, голубя – пшеном, свиристеля – семечками.
Результативность занятия
Актуализация закрепляемого субъектного опыта
Ребята, наше занятие подходит к концу. (На доске кормушка с заданиями: нужно пра-вильно подобрать корм к каждой птице)
Вызываю поочередно 1-3 детей. Выполнение задания.)
- Все ли задания были тебе понятны?
- Какие затруднения ты испытывал при выполнении заданий?
- Что тебе было значимым (полезным) на сегодняшнем занятии?
- Хотелось бы тебе заботиться о зимующих птицах?
- Расскажи, как ты будешь о них заботиться?
- Сможешь ли ты правильно покормить птиц?
Молодец! Я рада, что ты успешно справился с заданием.
- А сколько «успешок» ты набрал?
- Ты можешь стать настоящим экологом!
Мы продолжим изучение птиц и на следующем занятии.
- До следующего занятия проведите учет кормушек. Посчитайте, сколько кормушек в школьной территории, в вашем дворе? Понаблюдайте, какие корма поедаются ими охотно?
Спасибо всем!