Свободина Екатерина
Конспект занятия, посвященного поэтическому творчеству Э. Д. Гольцмана для младших школьников с легкой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- приобщение детей к поэтическому творчеству Э. Д. Гольцмана.
Задачи:
- познакомить детей со сказочной поэтической страной Мурлындия;
- формировать слушательскую культуру;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать творческие способности (учить рифмовать слова);
- развивать мелкую и общую моторику.
Публикация «Конспект занятия, посвященного поэтическому творчеству Э, Д, Гольцмана для младших школьников с легкой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Литературный ряд: сборник стихов Э. Д. Гольцмана : «Фонарик», «Теремок на стене», «Мурлындия», «Читалочка», «Человек придумал печь», «Отважный Колобок», «Две луны».
Музыкальный ряд: CD – диски с песнями А. Ф. Ляпина и М. М. Маслова на стихи Э. Д. Гольцмана (караоке).
Оборудование: посылка, стол, сборники стихов, портрет Э. Д. Гольцмана, магнитофон, диски, микрофон, карточки с рифмами.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках, входит педагог и вносит посылку.
Педагог: Ребята, сегодня утром почтальон принёс в школу посылку из сказочной страны, которая называется Мурлындия. Как вы думаете, что лежит в этой посылке?
Дидактическая игра «Да-нетка».
Если дети затрудняются, загадать загадку: «Открыть свою тайну любую готова, но ты от неё не услышишь, ни слова». (Книга)
Педагог: Верно ребята, в этой посылке книга, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? А давайте вспомним, как называют людей, которые пишут повести, рассказы.
Дети: Таких людей называют писателями.
Педагог: А кто пишет стихотворения о природе, детях, обо всём, что нас окружает.
Дети: Это поэты.
Педагог: Сегодня я хочу познакомить вас с известным детским поэтом, жителем города Новокузнецка – Э. Д. Гольцманом и его книгами. Для этого нам надо отправиться в волшебную страну – Мурлындию. Именно в этой стране мы сможем встретиться с героями всех книг Э. Д. Гольцмана.
У Ежа, Жирафа, Муравья –
У каждого Мурлындия своя.
А вы хотите побывать в этой чудесной стране, познакомиться с её жителями? (Ответы детей).
Физминутка: ритмопластическая композиция «Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова.
Дети садятся на стульчики.
Педагог распечатывает посылку и показывает её содержимое детям.
Педагог: Ребята, посмотрите на этот портрет, вы узнали, кто это? (Ответы детей). Верно, это Э. Д. Гольцмана. Конечно, невозможно забыть такое доброе, открытое лицо с глазами, в которых искрится детский задор, и этот задор никогда не угаснет, потому что стихи, которые пишет Эдуард Данилович для детей и о детях.
Чтобы узнать, кто живёт в этой стране – Мурлындии, мы должны разгадать кроссворд.
По вертикали:
1. Сказочный герой, который ушёл от бабушки и дедушки.
2. Сказочная птица, которая снесла яйцо для деда и бабы.
По горизонтали:
1. Герой песни, который сидел в траве.
3. Самое большое животное на свете.
Но это не все герои стихов Э. Д. Гольцмана. О некоторых вы узнаете, когда подскажете словечко.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
На крючки закрыв калитки,
Погасили свет … улитки.
Вот бегут в одной упряжке
Три весёлые … коняжки.
Причёску «ёжик»
Сделал … ёж.
Это чья в лесу избёнка?
Здесь живут три … поросёнка.
То, наверно, я в лесу
Встречу волка и … лису.
Для чего же гребешок
Носит Петя - … петушок.
Первое стихотворение, которое написал Эдуард Данилович, когда жил в городе Прокопьевске и работал на шахте, так называется «Петушки».
Петушки у тополя
Крыльями захлопали.
А потом к земле пригнулись
Как враги переглянулись
Пощипали гребешки
Друг у друга петушки.
Эдуард Данилович очень любит детей, поэтому в стихах, которые были написаны для вас, вы часто можете узнать и себя. Вот послушайте:
Чистюля
- Федя, завтракать пора,
Руки мыл?
- Ещё вчера!
Кто что рвал
Рвал в саду малину Мишка,
Помидоры рвал Егор,
А Сергей – свои штанишки,
Зацепившись за забор.
За работой
Порванную книжку
Клеил я и Мишка.
Мама поглядела:
Клеится ли дело?
Стихи, которые написал Эдуард Данилович могут быть весёлыми, а могут быть грустными, но всегда они очень добрые и поучительные.
Давайте и мы с вами попробуем стать поэтами.
Дидактическая игра «Найди рифму». Дети ходят по классу ищут свою пару (рифму).
мишка – мышка суп – дуб
мёд – лёд рейка – лейка
кот – рот ёлочка – иголочка
ком – дом валенки – проталинки
день – пень мост – хвост
шутка – мишутка петушок – гребешок
Педагог: Молодцы, ребята, все вы когда-нибудь сможете написать стихи, а может быть кто-то из вас станет поэтом!
Сегодня мы познакомились с поэтическим творчеством Э. Д. Гольцмана. Я ещё хочу добавить, что когда поэт приходит на встречи к детям, то берёт с собой свою «волшебную ручку», которая помогает ему написать много стихов. Все эти стихи мы можем прочитать в сборниках стихов, которые лежали в нашей посылке: «Фонарик», «Теремок на стене», «Мурлындия», «Читалочка», «Отважный Колобок», «Две луны».
Стихи Эдуарда Даниловича нравятся не только детям, но и взрослым. Они стали основой для детских песен: «Сад-палисад», «Под ёлочкой», «Мой Кузнецк Новокузнецк», «Зима на носу» и т. д.
Давайте споем с вами песенку на слова Э. Д. Гольцмана «Сад - палисад» и под её звуки вернемся в нашу школу.
Педагог: Вам понравилось в Мурлындии? Вспомните, дети, с какими же героями мы встретились в этой стране. (Ответы детей). Я думаю, что мы ещё раз вернемся в эту страну, чтобы поближе познакомиться с произведениями Э. Д. Гольцмана.