Абдрахманова Гульнара
«Состояние воды — снег, лед». Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Состояние воды (снег, лед)»
Цель: Ознакомление и закрепление свойств и состояний воды (снег, лёд) и их взаимодействие друг с другом.
Задачи: Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельно выводы.
- Научить узнавать и характеризовать свойства воды и её состояния.
- Познакомить со словом «Исследователи» и дать ему характеристику.
- Развивать тактильную чувствительность, логическое мышление, познавательную деятельность.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Методические приёмы: игровая ситуация, решение проблемной ситуации, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Словарная работа: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.
Оборудование: баночки с гуашью, пластмассовые стаканчики, вода, письмо, снеговик, формочки, тазы со снегом и льдом.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом, игры со снегом, загадки о снеге, воде, льде, рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Снежинки».Вы будете снежинками, хорошо?
Игра «Снежинки»
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Вдруг откуда-то неожиданно подул сильный ветер и поднял снежинки. (Дети встают и начинают бегать)
А потом всё тише и тише дул ветерок. И вот, наконец, стих. (Дети садятся на пол).
На столе лежит снежинка, дети поднимают ее, а под ней письмо. Ой, письмо, какое оно холодное. (Дети прикасаются рукой к письму.)
Воспитатель: Интересно, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо?
Дети: С улицы, с мороза, С Севера, Дед Мороз прислал и т. п
Воспитатель: А давайте откроем письмо и прочитаем (открывают письмо, воспитатель читает):
Нос морковкой, чёрненькие глазки
Он пришёл из зимней сказки.
Он стоит, качается, вправо, влево наклоняется.
Он ростом невелик.
Кто же это…
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Все верно! А кто это такой Снеговик?
Дети: (Разные ответы детей)
Воспитатель: Знаете, он пишет, что теперь будет дружить с вами каждый день. Как думаете почему снеговик так написал?
Дети: Потому что наступила зима, холодно, много снега…
Воспитатель: А почему его назвали Снеговик?
Дети: (Разные ответы детей. Приходят к выводу, что его зовут Снеговик, потому что он из снега)
Воспитатель (смотрит в письмо и говорит): Ребята, снеговик просит вас в письме стать исследователями снега, льда. Также просит прислать ему фото как вы изучаете снег и лед. Ну как, вы согласны?
Дети (отвечают): Дааа!
Воспитатель: Ну что ж, давайте приступим!
Опыт 1.
Дети подходят к столу, где стоит кувшин с водой, и тазы со снегом и льдом. Сначала исследуют первый таз с водой. Дети смотрят, трогают воду рукой. Затем делают выводы с помощью наводящих вопросов.
Какая вода? (Даётся характеристика свойств воды: прозрачная, без запаха, может переливаться в ёмкости). Прозрачная. А как мы можем это проверить? (Дети дают разные варианты ответов) А если бросить камушки в воду. Что получится? Их видно. Они утонули. (Дети сами делают вывод, Затем берут лейку, набирают воду и выливают обратно в таз. Вода льется, значит она какая? Жидкая. Потом дети переливают воду из одного стакана в другой, в кастрюлю, таз.
Делают вывод: вода может принимать форму любой ёмкости.
А теперь мы поднесём воду к носу, что-нибудь почувствуем? Нет.
Значит, вода не пахнет, она не имеет….Запаха.
Воспитатель (далее дети подходят к тазу со снегом и льдом). Если мы потрогаем снег, то какой он? Рыхлый, холодный, белый. (Дети дают разные ответы) А лёд какой?
Холодный, мутный, твёрдый. (Дают разные ответы)
А давайте попробуем в воду положить снег. (Дети берут одноразовые стаканы и ложки). Что случилось? Снег стал мутным, начинает таять. Вода становится непрозрачной, холодной. (Дети сами делают выводы). Совершенно верно мои исследователи. А если мы соединим воду со льдом, что произойдёт? (Дети дают разные ответы). Вода опять непрозрачная, холодная. Её становится больше. А куда исчез лед (растаял). Опыты мы с вами провели, но это же надо зафиксировать (делают фото)
Опыт 2.
Воспитатель: «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!»
Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками? (Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук).
Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».
Объяснение: «Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку».
Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу). Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где ещё можно заморозить воду? (В холодильнике).
В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему льдинки цветные? (Из цветной воды). Когда могут растаять льдинки?
Делают вывод. «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».
Воспитатель: Я вчера разлила в формочки цветную воду, которая за ночь превратилась в цветные льдинки.
(Воспитатель предлагает детям сделать для Снеговика торт с разноцветными льдинками. Дети делают торт из снега и украшают торт льдинками.)
Воспитатель делает фото торта с детьми: Ребята, я думаю снеговик будет рад нашим фотографиям, на которых запечатлены ваши эксперименты и торт с цветными льдинками.