Проскурина Екатерина
Конспект занятия по экологии «Пришла зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Наконец-то пришла зима!
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, названиях весенних месяцев; дать представления о характерных признаках наступления зимы (холодает, появляется снег, птицы улетают в теплые края, лужи замерзают, люди одеваются теплее, дни становятся короче, а ночи длиннее); познакомить детей с понятиями: «оттепель», «метель», «снегопад»; дать детям представления о том, что зимой насекомые и растения не погибают (насекомые зимуют в различных укрытиях, а растения прекращают свой рост и отдыхают) ; совершенствовать речь при ответах на вопросы воспитателя.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Пришла зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать мышление, память и внимание детей в ходе занятия.
Воспитательные задачи: приучать внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарищей; воспитывать заботу и доброе отношение к животным, и растениям; чувство сопереживания к ним и стремление помочь им в трудное время
В:ребята,послушайте стихотворение
Зима
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, —
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.
(В. Степанов)
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Д:зима
В:правильно,ребята. В этом стихотворении говорится о зиме, сегодня мы с вами поговорим об этом времени года.
Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
Д:зима
Воспитатель вывешивает картинки с изображением зимы
В:А по каким признакам вы поняли, что наступила зима?
Д: стало холодно, появился снег, перелетные птицы улетели в теплые края, деревья голые, замерзли лужи, люди стали одеваться теплее, появились сосульки, насекомых нет и. т. д
В:Правильно, ребята! Еще зимой дни становятся короче, а ночи длиннее. Теперь давайте поговорим о зимних месяцах! У зимы есть три сыночка, три зимних месяца. Как они называются?
Д:декабрь, январь, февраль
В:молодцы! Послушайте немного о каждом месяце.
1)Декабрь-первый зимний месяц и последний месяц года. В декабре солнце-редкий гость, погода пасмурная: ведь декабрь-самый темный месяц в году. Декабрь еще называют в народе Студень.
В месяц этот дни короче,
А длинней конечно ночи.
В декабре лежат снега
На полях и на лугах.
Только наш декабрь пройдет,
Народ встречает Новый год.
Я – декабрь, старший сын,
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днё м и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Речки льдами покрываю,
Чтобы дети не скучали.
В эти зимние деньки,
Чтобы смело доставали
Санки, лыжи и коньки!
2)Январь - первый месяц нового года. Месяц этот самый нарядный и самый холодный, он радует нас белоснежным покровом, тихим снегопадом, ярким солнцем и голубым небом. Все утопает в снегу. Вокруг белым-бело! Снег на земле, на деревьях, на крышах домов.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе. Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
3)Месяц февраль — канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов. «Лютень» — древнерусское название февраля. Этот завершающий месяц зимы в некоторые годы бывает очень суровым и по лютости не уступает даже месяцу январю. «Февраль днями обижен, потому и злой» — гласит поговорка. За обилие снегопадов и метелей его называли также «снежень».
Февраль — уже тают снега понемножку
И птички вернутся вот-вот…
Зима собирает пожитки в лукошко
И скоро на север уйдет.
Февраль — и веселое солнышко светит,
Чтоб землю от сна разбудить,
И радостно очень всем взрослым и детям
Работать, учиться и жить!
В: а теперь давайте познакомимся с новыми зимними словами. Как вы думаете, что такое «оттепель», «метель», «снегопад»
Д:ответы детей
В: Оттепель - это временное потепление в холодное время года, которое обычно длится несколько дней, сопровождается таянием льда и снега.
Метель- сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежачий на земле.
Снегопад-это выпадение снега из облаков
В:теперь,ребята,давайте немного отдохнем
Проводится разминка.
За окном у нас зима.
(Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома.
(Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт,
(Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт.
(Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках,
(Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги,
(Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах,
(Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки.
(Имитируют метание.)
В:Ребята, как мы называем птиц, которые улетают зимой в теплые края?
Д:перелетные
В:а как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать?
Д:зимующие
В:умнички! Давайте посмотрим какие птицы остаются у нас на зиму?
Воспитатель вывешиевает иллюстрации зимующих птиц, дети называют их
(Синица, голубь, воробей, дятел, сорока, ворона.)
В:ребята, а как вы думаете, почему зимой птицы обитают рядом с людьми?
Д:потому что рядом с человеком можно найти какую-нибудь еду
В:правильно! Мы ребята с вами должны помогать птичкам и подкармливать их, чтобы они не голодали.
В:теперь давайте вспомним какие животные впадают зимой в спячку?
Д:медведь,еж, барсук (показ иллюстраций)
В:а как вы думаете, зачем вообще нужна спячка?
Д:ответы детей
В: Зимой многим животным, таким как ежи, суслики, бурундуки и медведи, трудно согреться и найти себе пропитание. Тогда они ищут себе укромное местечко – норку или дупло дерева, где они должны будут провести без еды и воды несколько месяцев.
В: А какие животные меняют свою шерсть?
Д:зайцы, лисы, белки, волки и другие. (показ иллюстраций)
В: а почему все эти животные меняют свою шубку?
Д:для того, чтобы согреться
В: молодцы, ребята! Для тепло одетых зверей холода зимой нестрашны!
Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Зимние слова». Я буду называть различные слова и когда вы услышите слово связанное с зимой, то должны будете хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны! (снеговик, жара, валенки, шуба, санки, ледянки, мороз, рукавички, тюльпаны и. т. д)
В: дети, а как вы думаете, что происходит зимой с растениями?
Д:ответы детей
В:зимой ребята, растения прекращают свой рост, но они не погибают, а просто отдыхают и набираются сил. Когда мы с вами пойдем на прогулку, то найдем веточку и убедимся, что растения просто спят
В:ребята, а что происходит зимой с насекомыми?
Д:они прячутся
В:все верно, ребята! Зимой насекомые прячутся в старых пнях, коре деревьев, щелях домов и заборов,а появляются уже только тогда,когда снова будет тепло
Ну что, ребята, занятие подходит к концу. О каком времени года мы сегодня говорили?
Д:зима
В:какие у зимы месяца?
Д:декабрь,январь,февраль
В:Что вы нового узнали?
Д:ответы
В:А что вам понравилось больше всего?
Д:ответы
В:Я рада ребята, что вам все понравилось. Вы сегодня большие молодцы! Предлагаю завершить наше занятие стихотворением о зиме, которое написал Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Фёдор Тютчев