Каширина Дарья Романовна
Конспект занятия по теме «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Одежда»
Методическая ситуация: подготовительная к школе группа 6-7 лет, ЗПР
Цель: Обобщение и закрепление знаний об одежде.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и конкретизировать представления об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана;
-уточнять и расширять словарь по теме «Одежда»;
Публикация «Конспект занятия по теме „Одежда“» размещена в разделах
-совершенствовать умение образовывать множественное число имен существительных;
-закреплять навык образования относительных и притяжательных прилагательных;
-активизировать глагольный словарь.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, диалогическую речь, логическое мышление;
-закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [ш];
- учить согласовывать речь с движением;
-совершенствовать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навык сотрудничества, положительную установку на участие в образовательной деятельности, бережное отношение к одежде, уважение к труду взрослых;
- побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности.
Предварительная работа:
постановка звуков; формирование умения их дифференцировать; разучивание упражнений «Рубашка», «Стирка», «Колобок».
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, дидактические пособия («Каждому предмету свое место», «Цветик-разноцветик», «Собери одежду», 6 мячиков су-джок, мешочек с буквами, конфеты, вырезанные из бумаги предметы одежды, мяч.
Ход занятия:
I. Организационная часть:
Дети входят в зал и здороваются с гостями.
На экране дерево.
Логопед читает стихотворение
К. Чуковского «Чудо-дерево».
Логопед. Ребята, это чудо-дерево. Как про него можно сказать? Какое оно?
Д е т и. Сказочное, волшебное.
Логопед. Отгадайте загадки:
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят,
В печке вязаной сидят.
(Варежки.)
Может быть прямой она,
Может — расклешенной.
Может быть любого цвета,
Красной и зеленой.
Может складочки иметь,
Кружево, оборки.
Носят ее бабушки,
Женщины, девчонки.
(Юбка.)
Греет он шею холодной зимой,
Мягкий, пушистый
и шерстяной.
(Шарф.)
Рюшки по низу висят,
Есть бретельки на плечах,
Впереди большой карман
Я надела … (сарафан).
Ночью детям надо спать.
И ложиться на кровать.
Позовем скорее маму,
Пусть наденет нам …
(пижаму).
Дети отгадывают загадки. На экране появляются изображения загаданных предметов.
Логопед. А как все эти предметы можно назвать одним словом?
Дети. Одежда.
Логопед. Правильно, сегодня мы будем говорить об одежде.
II. Основная часть
На экране чудо-дерево начинает мигать и исчезает.
Логопед. Ребята, что-то происходит, чудо-дерево исчезло.
На экране появляется колдун.
Звучит его голос:
Вредные детишки, вы слишком много знаете, меня этим пугаете.
Чтобы нового вы ничего не узнали, чтобы в школу вас не взяли, ваше чудо-дерево упрятал я далеко-далеко, найти его будет не так-то легко. Задания мои выполняйте, буквы собирайте, и слово составляйте, Чудо-дерево возвращайте. Вот это да! На дереве была наша одежда. Без нее ни на прогулку, ни в магазин, ни в школу мы не сможем пойти. Что же делать?
Надо одежду спасать и чудо-дереву силу вернуть. Мы отправимся в страну Одеждия и выполним задания колдуна. За каждое выполненное задание он будет давать нам буковку. Из букв мы потом составим слово.
Упражнение «Назови одежду»
Логопед. Давайте вспомним,
какой бывает одежда.
• Одежда для детей — …
(детская).
• Одежда для женщин — …
(женская).
• Одежда для мужчин — …
(мужская).
• Одежда для кукол — … (кукольная).
• Одежда для спорта — …
(спортивная).
• Одежда для праздника — …
(праздничная).
• Одежда для лета — … (летняя).
• Одежда для зимы — … (зимняя).аботаем с дошкольниками
• Одежда для работы — …
(рабочая).
• Одежда для школы — …
(школьная).
Логопед достает из мешочка букву О.
Логопед. А из чего делают одежду?
Дети. Шьют из ткани.
Логопед. Правильно. Ткани бывают разными: ситец, атлас, шелк, фланель, шифон, мех.
Вырос цветок на поляне
С лепестками из разных тканей.
Лепестки вы потрогайте эти,
Какая одежда получится,
ответьте.
Дидактическая игра
«Цветик-разноцветик»
Логопед. У меня есть цветик-разноцветик. Его лепестки сделаны из ткани. Потрогайте их и скажите, какую одежду можно сшить из этой ткани.
Из ситца — … (ситцевое платье, ситцевый сарафан).
Из фланели — … (фланелевая рубашка, фланелевая пижама).
Из трикотажа — … (трикотажная майка, трикотажная футболка).
Из льна — … (льняное платье, льняные брюки).
Из шелка — … (шелковое платье, шелковая рубашка).
Логопед достает из мешочка букву Д.
А вы правильно одеваетесь?
Дети отвечают.
Давайте это проверим.
Упражнение «Правильно ли вы одеваетесь?»
Логопед произносит утверждения, дети исправляют ошибки.
• Сначала нужно надеть пальто, а затем кофту.
• Шарф нужно завязать на талии.
• Сначала надо надеть брюки, а потом колготки.
• Летом нужно взять с собой шерстяные варежки.
Логопед. Молодцы!
Логопед достает из мешочка букву Е.
Садитесь на стульчики, наши приключения продолжаются.
Однажды колдун попал в магазин одежды, ее там было очень много.
Дидактическая игра «Один —много»
Логопед произносит слово в единственном числе, бросает детям мяч, они ловят его и произносят данное слово во множественном числе.
• Плащ — … (плащи).
• Платье — … (платья).
• Блузка — … (блузки).
• Костюм — … (костюмы).
• Носок — … (носки).
• Варежка — … (варежки).
• Майка — … (майки).
• Куртка — … (куртки).
• Рубашка — … (рубашки).
• Юбка — … (юбки).
• Футболка — … (футболки).
Логопед достает из мешка букву Ж.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Логопед. А вот следующее задание:
На картинки посмотрите,
Что здесь лишнее, скажите.
На экране предметы одежды.
Дети находят лишний, не подходящий по смыслу к остальным.
• Платье, юбка, брюки, сапоги.
• Шуба, тулуп, бушлат, сарафан.
• Шорты, свитер, жилет, шапка.
• Пальто, куртка, плащ, валенки.
• Брюки, штаны, кофта, джинсы.
• Кофта, свитер, блузка, юбка.
• Ботинки, костюм, юбка, пижама.
Логопед достает из мешочка букву Д.
Физкультминутка «Рубашка»
Логопед
Мы играли, мы играли
И немножечко устали,
Физкультминутку проведем
И все вместе отдохнем.
У рубашки две манжеты,
Дети показывают манжеты.
Воротник и рукава.
Показывают воротник, проводят
пальцами по рукавам.
И застежка есть, чтоб легче. Показывают застежку сверху вниз.
Проходила голова.
Поворачивают голову вправо, влево.
Пуговицы застегнем,
Изображают, что застегивают пуговицы.
А потом гулять пойдем.
Маршируют на месте [2].
Дидактическая игра «Каждому предмету свое место»
Логопед. Пока мы отдыхали, колдун снова расшалился, всю одежду разбросал. Посмотрите, какой беспорядок. Давайте подойдем к столу и наведем порядок. Разложите одежду по своим местам : одежду, в названии которой есть звук [с], пометите в сумку (на картинку с изображением сумки, а одежду, в названии которой есть звук [ш], — в шкаф (на картинку
с изображением шкафа).аботаем с дошкольниками
Дети выполняют задание. Логопед достает из мешочка букву А.
У меня в корзиночке есть разноцветные клубочки, возьмите их.
Дети берут массажные мячики су-джок.
Массаж ладоней мячиками су-джок «Клубочек»
Логопед произносит текст,
дети выполняют движения.
А клубочки непростые,
Все колючие такие.
Дети сжимают мячики в ладонях, перекладывают из одной руки в другую.
Будем с ними мы играть
И ладошки согревать.
Катают мячики вдоль ладоней.
Раз катаем, два катаем — сильней клубочки мы сжимаем,
Сжимают мячики поочередно, то в одной, то в другой ладони.
Как колобочек покатаем.
Делают круговые движения по ладоням.
Логопед. Ребята, как вы думаете, что можно делать с одеждой?
Дети. Носить, надевать, снимать, шить, вязать, стирать…
Логопед. А если вы испачкали одежду, что надо сделать?
Дети. Постирать ее.
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Логопед произносит текст,
дети выполняют движения.
Раз, два, три, четыре, пять
Дети последовательно соединяют пальцы рук, начиная с больших.
Одежду будем мы стирать :
Трут кулаками друг о друга,
делают движения ими к себе и от себя.
Платье, брюки и носочки,
Соединяют пальцы правой и левой руки с большими пальцами.
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и майку не забудем,
Их стирать мы тоже будем.
Изображают, что стирают одежду.
Логопед. Вот мы и постирали одежду. А еще вы сказали, что
одежду шьют. Из каких частей
состоит одежда?
Дети. Из воротника, рукавов,
манжет, карманов.
Логопед
У одежды есть карманы,
Рукава и воротник.
Замок, полочки, манжеты —
Получился пуховик.
Н. Фоменко
А кто знает, что такое пуховик?
Дети. Это куртка.
Логопед. Правильно. Когда
детали одежды сшивают, получается готовое изделие: платье, или рубашка, или куртка. А кто делает (шьет, кроит, придумывает) одежду? Дети отвечают. Правильно, модельер придумывает и рисует модель одежды,
портной выкраивает ее детали, а швея их сшивает. Хотите попробовать себя в роли художников модельеров? Дети отвечают.
Дидактическая игра «Модельеры»
Дети собирают из заранее вырезанных из бумаги частей одежду.
Логопед. Скажите, что вы сшили?
Дети отвечают полным предложением.
Ребята, вы очень старались, выполнили задания колдуна и собрали все буквы. Какое слово получилось?
Дети. «Одежда».
Логопед. Молодцы!
На экране появляется чудо-дерево, на кроне которого изображены
предметы одежды.
III. Заключительная часть:
Логопед. Что нового вы узнали сегодня на занятии? У вас есть любимая одежда? Почему она вам нравится? Что сегодня понравилось на занятии?
Дети отвечают.
Чудо-дерево благодарит вас за то, что вы ему помогли. Оно дарит вам конфеты.
Логопед раздает детям конфеты.
Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им: «До свидания!»
Дети выполняют задание.