Елена Рассадина
Конспект занятия по рисованию «Пир на весь мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пир на весь мир»
Задачи. Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.
Предварительная работа. Беседа о концовках русских народных сказок, завершающихся пиром (и я там был, мед-пиво пил). Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др. Обсуждение убранства праздничных столов (скатерть, посуда, еда). Ознакомление с керамической и деревянной посудой (в разных народных промыслах).
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Пир на весь мир!“» размещена в разделах
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги желтого цвета одного размера и формата, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки.
Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность. Плакат и комплект карточек «Синяя Гжель». Альбом для детского художественного творчества «Синяя Гжель».
Содержание занятия.
Педагог вывешивает плакат «Синяя Гжель», показывает детям несколько предметов посуды из Гжели и рассказывает:
- Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушке Гжель. Там живут и мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле – и не только у нас в стране, но в заморских краях.
Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного?
Ну, конечно же в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело-синий – яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзилинь!». Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело-синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель называют себя – гжельцы и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда «небесным» цветом и напоминала о ласковом лете.
Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведет кисточку с одной-единственной краской – то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной-единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. А палочка дирижера, между прочим, очень похожа на кисть художника. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка – красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!
Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.
Гжельские мастера – большие выдумщики, поэтому и посуду делают самую разную. Тут тебе и чайник, и кофейник, и самовар, и сахарница, и маслёнка, и молочник. Ну а чашек – видимо-невидимо: чайные и кофейные, простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок. А некоторые кружки – фигурные: сразу даже и не поймешь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми «небесными» узорами. Вот так!
Педагог еще раз показывает детям несколько предметов гжельского фарфора и предлагает всем вместе нарисовать сказочный «Пир на весь мир» : «Каждый возьмет лист бумаги желтого цвета и нарисует сначала красивую посуду – сине-белую, будто ее сделали мастера из Гжели, а потом – красивую еду на праздничном столе в праздничной посуде: сочные фрукты в вазах и фруктовницах, фигурные караваи и крендели, пышные пироги и печатные пряники…»
Дети рисуют и в конце занятия составляют из отдельных картин большую ленточную панораму «Пир на весь мир».
После занятия. Оформление выставки «Пир на весь мир».