lena zaitseva
Конспект занятия по речевому развитию «Планеты солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интелектуальную и речевую активность.
Задачи:
Коррекционные: развивать ориентировку в микропространстве, тактильное восприятие, мелкую моторику рук, глазодвигательную функцию, зрительное восприятие.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, активность. организованность, побуждать интерес к познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Планеты солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Уточнить представления о планетах, созвездиях. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Развивающие: развивать речевое общение посредством диалогической речи; продолжать развивать умение отвечать на вопросы; умение рассуждать; развивать воображение, память.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов. Рассматривание атласов и энциклопедий для детей. Беседа о Солнечной системе, о первооткрывателях космоса, о Вселенной, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака.
Материалы: Глобус, иллюстрации космоса, планет, макет планет, фотографии космонавтов, игрушка космонавт, фломастеры, дидактическая игра «Помоги ракете вернуться на Землю».
Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия:
Вводная часть
Организационный момент:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
- Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
- Я предлагаю встать вам вкруг и передать друг другу своё хорошее настроение.
Дети становятся вкруг передают друг другу мяч и называют своё настроение (радостное, бодрое, весёлое, удивительное и т. д.)
- Скажите какое время года сейчас? (Ответы детей)
- Какой месяц? (Ответы детей)
- Молодцы, да сейчас месяц апрель.
- Ребята, какой праздник праздновала вся страна в апреле? (Ответы детей.)
- Правильно, «День космонавтики»!
- Как называется профессия человека, который летит в космос?
(Космонавт).
Основная часть
- Ребята я предлагаю вам отправиться в наш мини музей, посвященный Дню космонавтики.
Дети рассматривают экспонаты мини музея (Глобус, иллюстрации космоса, планет, макет планет, фотографии космонавтов, игрушка космонавт)
Воспитатель показывает портрет Ю. А. Гагарина
- А, как звали первого человека, который полетел в космос?
Ответы детей.
- Да, его звали Юрий Алексеевич Гагарин. На чём же он полетел в космос? На самолете или на вертолете? А может быть на воздушном шаре?
- Нет, на ракете.
- Верно, он сел в ракету, и отправился в полёт. А за этим полётом следил весь мир.
- Как называлась его ракета?
Дети: Ракета называлась «Восток»
Воспитатель показывает портрет В. Терешковой.
- Ребята кто изображён на этом портрете?
Дети: На портрете Валентина Терешкова. Первая женщина, которая полетела в космос.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением собак: Белки и Стрелки.
- Кого вы видите на этой иллюстрации?
Дети: На этой иллюстрации Белка и Стрелка. Они летали в космос.
- А как вы думаете, почему сначала запустили в космос собак, а потом отправили человека?
Дети: Сначала отправили в космос собак, чтобы убедиться, что они вернуться из космоса и это безопасно для человека.
Воспитатель показывает детям макет планет.
- Как вы думаете, что это за экспонат?
Дети: Это планеты солнечной системы.
- Назовите эти планеты.
Дети называют планеты солнечной системы.
Воспитатель показывает детям глобус.
- Как называется наш следующий экспонат?
Дети: Это макет Земли- глобус.
Воспитатель показывает детям игрушку «Космонавт»
- Во что одет космонавт?
Дети: Космонавт одет в скафандр и шлем. Они нужны космонавту для защиты от холода и безопасности.
Гимнастика для глаз «Самолёт»
Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
(посмотреть вверх)
Правое крыло отвел, посмотрел.
(отвести руки, проследить взглядом)
Левое крыло отвел, поглядел.
(вращательные движения руками перед собой, следить взглядом.)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
(встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии.)
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
(поморгать и прикрыть глаза)
- Предлагаю вам отгадать космические загадки.
Загадка №1
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Ответ: Земля)
Загадка №2
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Ответ: Комета)
Загадка №3
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на… (Ответ: Ракете)
Загадка №4
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна, Видят звезд калейдоскоп Астрономы в … (Ответ: Телескоп)
Загадка №5
Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом. (Ответ: Комета)
Загадка №6
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Ответ: Гагарин)
Загадка №7
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический … (Ответ: Метеорит)
Загадка №8
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный … (Ответ: Спутник)
Загадка №9
Там все знаки зодиака
- Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью, и днём,
Туда смотрит астроном. (Ответ: Космос)
- Ребята, а сейчас я расскажу вам о планетах солнечной системы
Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.
Планеты и Солнце напоминают дружную семью.
Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета, Залит он лучами горячего света. Так много ему достается лучей. Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите, как будто торопит: «Меня догоните!»
Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.
Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.
Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.
В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.
Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.
На Земле благоприятная для жизни температура.
Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.
Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.
Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.
Поэтому его часто называют «Красной планетой».
Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.
Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.
Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.
Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!
Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.
У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.
Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.
Атмосфера Урана — холодный туман.
Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.
Нептун
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.
Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.
У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.
Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.
Дидактическая игра «Назови первый звук и количество слогов в слове»
- Ребята я сейчас буду говорить название планеты, а вы будете отвечать на какой звук начинается название планеты и сколько слогов в данном слове.
(Дети выполняют задание)
Физкультминутка «Космодром».
Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)
Мало времени для взлета, (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе)
Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на месте)
Опустел наш космодром. (приседают на корточки)
Дидактическая игра «Подбери однокоренное прилагательное к существительному»
Воспитатель называет существительное, ребёнок подбирает к нему однокоренное прилагательное.
Звезда-звёздный
Луна-лунный
Солнце-солнечный
Космос-космический
День- дневной
Ночь-ночной
Дидактческая игра «Назови ласково»
Воспитатель называет слова, дети образовывают их в уменьшительно-ласкательную форму.
Солнце- солнышко
Звезда-звёздочка
День-денёк
Дождь-дождик
Ночь-ноченька
Дидактическая игра «Помоги ракете вернуться на Землю».
Задание: на листе изображена ракета в космосе и планета Земля, дети должны найти дорожку, которая идёт от ракеты к планете Земля и раскрасить её. (Дети выполняют задание)
Пальчиковая игра «На ракете».
Раз, два, три, четыре, пять -
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)
В космос полетел отряд.
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.
(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Заключительная часть
- Ребята, скажите о чем мы с вами говорили на занятии?
- В какие игры играли?
- Что вам, понравилось больше всего?
(Ответы детей)
- Когда вы придёте домой, расскажите родителям, что вы знаете о космосе.
Методическая литература:
1. Проскура, Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. Ф. Проскура. – Киев, 2011.-201 с.
2. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. - М. : Сфера, 2006.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет; -ТЦ М. ; 2011
4. Гербова В. В. Развитие речи, 3-7 лет, М., 2011