Светлана Логинова
Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познание, коммуникация, здоровье, социализация.
Задачи:
• познакомить детей с некоторыми функциями и видоизменениями листьев растений;
• расширять знания детей о частях растений;
• развивать любознательность, наблюдательность, память, мышление;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
проектор, ноутбук;
презентация «Лист – часть растения»;
демонстрационные и раздаточные условные изображения разных видов листьев;
демонстрационные условные изображения разновидностей корней и стеблей растений;
Публикация «Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ „Лист — часть растения“,» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
демонстрационное пособие «Части растений»;
предметные картинки с изображением растения или животного на каждого ребенка;
водоросли в аквариуме;
фланелеграф
Предварительная работа:
знакомство с понятиями «живая» и «неживая» природа;
знакомство с частями растения;
знакомство со значением и видоизменениями корней и стеблей
Активизация словаря:
части растения, лист, лист обычный небольшого размера, лист крупный, лист-колючка, лист-иголка.
Ход занятия.
Стук в дверь. В группу входит Лесовичок (воспитатель).
- Здравствуйте, вы меня узнали? Я – Лесовичок, знаток природы. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в природу. Для вас я приготовил новые интересные задания.
Лесовичок (воспитатель)достает конверт и открывает его. Из конверта достает картинки с изображением растения или животного, раздает их детям. Затем предлагает отгадать загадки. Ребенок, у которого в руках картинка-отгадка, прикрепляет картинку на фланелеграф.
Загадки:
1. Летом серый, зимой белый.
(Заяц)
2. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
3. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
(Помидор)
4. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
На фланелеграфе – четыре предметные картинки. Остальные картинки воспитатель собирает.
- Ребята, что общего между зайцем, березой, помидором и колокольчиком? (Это все живая природа).
- Какая картинка здесь лишняя? (Лишняя картинка с изображением зайца. Заяц – это животное, а береза, колокольчик и помидор – это растения.) Воспитатель убирает картинку с изображением зайца.
- Для чего нужны растения на Земле? (Пища, кислород, строительство, красота).
Лесовичок (воспитатель) показывает детям схему «Части растения»
- Назовите части растения. (Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).
- Для чего растению нужен корень? (Корень держит растение в земле, с помощью корня растение добывает себе воду и минеральные вещества).
- Для чего растению нужен стебель? (По стеблю вода поднимается к листьям, цветам, плоду и семенам растения).
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о частях растения. Мы будем говорить о листьях растений. Вы узнаете, какие бывают листья и для чего они нужны.
- Вы уже сказали, что растения нам нужны, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым. А знаете ли вы, что чистым воздух делают именно листья растений! Листья выделяют кислород, которым дышим мы и все животные. Больше всего кислорода выделяют растения, которые живут в воде – это водоросли. Водоросли бывают разные.
Лесовичок (воспитатель) подводит детей к аквариуму и показывает водоросли.
- Много разных растений растет на земле и у этих растений есть листья. Больше узнать о листьях растений нам поможет наш волшебный экран.
Дети садятся за столы. На столах лежит раздаточный материал.
Презентация.
1 слайд. Лист – часть растения.
2 слайд. Листья выделяют значительное количество кислорода, которым дышим мы и все живые организмы.
Перед показом следующего слайда, воспитатель задает вопрос:
- Ребята, подумайте и скажите, какого цветы бывают листья? (Зеленого)
- Давайте посмотрим листья некоторых комнатных растений.
3 слайд.
Фото 1 - Чаще всего у комнатных растений бывают зеленые листья.
Фото 2 - Бывает, что листья комнатных растений имеют другую окраску. Например листья хлорофитума могут быть раскрашены в зеленую и белую полоску.
Фото 3 - Яркую окраску листьев имеет колеус.
Перед показом следующего слайда, воспитатель задает вопрос:
- Вспомните, какую окраску листьев имеют деревья и кустарники. (Зеленую)
4 слайд. - Да, весной и летом листья на деревьях и кустарниках зеленого цвета. А когда наступает осень, листья многих растений меняют свою окраску. Часто осенью можно увидеть необыкновенную красоту!
5 слайд.
Фото 1, 2 - Листья растений бывают разной формы.
- Чаще всего у растений бывают обычные небольшого размера листья.
- Найдите у себя такое условное обозначение. (Дети находят у себя на столе условное обозначение и показывают)
6 слайд. – У многих деревьев, растущих у нас в Карелии, обычные небольшого размера листья. Давайте попробуем узнать деревья по их листьям (береза, дуб, осина).
7 слайд. – Если растение живет, там, где очень тепло и много воды (в теплом и влажном климате, у него бывают крупные листья. Покажите, как мы будем обозначать крупные листья. (Дети показывают условное обозначение)
8 слайд. - Крупные листья можно увидеть у… (фикуса, кувшинки, пальмы)
9 слайд. – Удивительны листья кувшинки виктории, растущей в Южной Америке. Такой лист выдерживает большой груз и не тонет.
10 слайд - Если растение живет в телом климате с очень малым количеством воды, у него бывают листья-колючки. Например, колючки у кактуса – это листья. Такие листья экономят воду.
- Покажите условное обозначение листа-колючки. (Дети показывают условное обозначение)
11 слайд
Фото 1 - Зимой многие деревья и кустарники сбрасывают листья, чтобы растение зимой не замерзло. Только некоторые растения остаются зелеными.
Фото 2, 3 - Назовите их (ель, сосна).
- Как называют такие деревья? (Хвойные или вечнозеленые)
12 слайд - Хвойные деревья – ель и сосна имеют листья-хвоинки. Посмотрите, какая хвоя у ели и у сосны.
- Листья-хвоинки или иголки мы будем обозначать, так же как и листья-колючки. Покажите условное обозначение.
13 слайд
Игра.
На экране появляются условные обозначения листьев, дети их называют (обычный небольшой лист, крупный лист, лист-колючка).
На экране появляются изображения растений, дети называют растение и определяют, какие у этого растения листья, показывают условное обозначений. Воспитатель предлагает проверить правильность ответов (картинка с изображением растения передвигается к нужному значку).
14 слайд - Мы сегодня узнали много нового о листьях. Давайте вспомним, где можно использовать листья. (Дети высказывают свои предположения).
Фото 1 – Из листьев можно сделать красивую аппликацию или поделку.
Фото 2 - На листьях можно рисовать.
15 слайд Листья – это еда для людей и для животных.
Фото 1 – например, мы едим листья капусты.
- Назовите еще растения, у которых мы едим листья (салат, щавель и др.)
Фото 2 – Листья растений используют для заваривания вкусного и полезного чая.
Закрепление материала:
- Все ли растения имеют одинаковые листья? (Нет)
- Почему растения имеют разные листья? (Они живут в разных местах, где разное количество воды и тепла)
- Отгадайте загадки.
Лесовичок (воспитатель) выставляет на фланелеграф схематическое изображение пальмы, кактуса и ели.
Лесовичок (воспитатель) загадывает загадку, а один ребенок выставляет на фланелеграф условные обозначения. Все вместе отгадывают растение и выставляют на фланелеграф его схематическое изображение.
- У этого растения стержневая корневая система, утолщенный накапливающий воду стебель и лист-колючка. (Кактус)
- У этого растения стержневая корневая система, стебель обычный прямостоящий и лист-иголка. (Ель)
- Какое растение осталось? (Пальма) Составьте загадку про пальму.
Дети составляют с помощью Лесовичка загадку. Надо чтобы условных значков было больше, чем нужно для загадки (чтобы был выбор).
(Загадка о пальме: мочковатая корневая система, обычный прямостоящий стебель и крупный лист)
На фланелеграфе получаются следующие схемы:
Итог.
- Почему у растений бываю разные корни, стебли и листья? (Растения живут в разных местах).
- О какой части растения говорили сегодня? (О листьях).
- О какой части растения будем говорить в следующий раз? (О цветке)
Лесовичок благодарит детей за хорошую работу и обещает прийти в следующий раз с новыми заданиями.
Список литературы:
• Венгер Л. А. Программа «Развитие». Разработки занятий для детей старшего дошкольного возраста