Маргарита Краснова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Кто поляны белит белым…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме : «Кто поляны белит белым…»
Программное содержание: 1. Побуждать желание рассуждать, фантазировать, высказываться на темы из личного опыта. 2. Активизировать в речи детей прилагательные. 3. Закреплять употребление предлогов на. 4. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч и щ.
Словарная работа: вьюга, пурга, студеный.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Кто поляны белит белым…“» размещена в разделах
Оборудование: мяч, чашка, черепаха, чайник, щипцы, ящерица, щётка, поднос. Картина «Утро в сосновом лесу»
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)
Почему вы думаете, что это зима? (ответы детей) Сколько зимних месяцев в году? Какой первый месяц зимы? (декабрь) Зимой происходят чудеса. Разве это не чудо : снег, лёд, студеный ветер? Ребята, а что вас удивляет и восхищает зимой? (рассуждения детей) Игра в кругу с мячом «Какой, какая, какое?» Я буду бросать вам мяч, и называть какое-нибудь явление природы, а вы должны охарактеризовать его, сказать какой, какая, какое? Слова: зима, снег, ветер, вода, иней, лёд, тучи, солнце, звёзды, небо, луна, вьюга, метель, пурга, лес, мороз, снежинка. О чем можно сказать: Морозный что? — день, вечер, ветер… Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька). Снежное что? — … (дерево, облако, озеро). Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки). Зимой очень холодно. Но все живые существа находят способ, как спрятаться от холода. Как вы ребята, спасаетесь от холода? (ответы детей) Скажите, как звери, птицы, насекомые спасаются от холода? Прячутся в норе, засыпают. Спят лягушки, змеи, жуки, ежи, медведи. Послушайте, что происходит зимой в берлоге у медведицы, - воспитатель читает детям рассказ: «Медвежата – это маленькие медведи, медведи-дети. Все знают картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». На ней нарисованы медвежата с мамой медведицей. Но это уже повзрослевшие детёныши. Медвежата родятся зимой в берлоге и живут в ней до наступления весны. Новорождённый медвежонок очень-очень маленький – он мог бы поместиться в ваших ладошках. Это удивительно: мама медведица огромная, а детки совсем крошки. Почему получается так? Дело в том, что зимой медведица ничего не ест. Поэтому после появления потомства, у неё молока мало – еды для малышей. Но крошечным медвежатам его хватает». Ребята, что вас удивило в этом рассказе? Где вы видели медвежат? Кто видел медвежат в зоопарке? В цирке? По телевизору? Что там делали медвежата? Расскажите мне об этом. В этом рассказе говорится, что медвежата появляются на свет маленькими. Какими ещё словами можно их охарактеризовать? (крошечные, малюсенькие, беспомощные, слабенькие, небольшие). А когда медвежата вырастают, какими они становятся? (большие, громадные, сильные, могучие, свирепые).
Физкультминутка
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег,
А под ёлкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь!
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы. Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на. - Где лежит снежинка? - Где висит сосулька? - Где замерз лед? - Где катаются дети? - Где слепили снеговика? - Где стоят санки? Зимой, в самое холодное время года наступает праздник. Какой же, подскажите. Правильно! Новый год. А как мы готовимся к этому празднику? Наряжаем ёлки. А в детском саду, что мы с вами делаем? Водим хороводы, поём песни, вы наряжаетесь разными зверушками. Какими: зайчатами, бельчатами, медвежатами. Ребята, послушайте стихотворение З. Александровой «Дед Мороз»
Шел по лесу дед Мороз Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.
Он по бору проходил —
Ёлки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый Год
Он ребятам их снесет.
На полянках тишина,
Светит желтая луна.
Все деревья в серебре,
Зайцы пляшут на горе,
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый Год!
Дети, на Новый год случаются разные чудеса. Мы сейчас с вами превратимся в волшебников и немного поколдуем. Закройте глаза и повторяйте за мной: рекс-фекс, пекс! Ой, смотрите, что наколдовалось. Вот мяч, чашка, черепаха, чайник, щипцы, ящерица, щётка. (демонстрирую предметы). Называют дети поочередно. Давайте придумаем про эти предметы разные небылицы. Вы знаете, что это такое? Например, я придумала: щётка пляшет с чайником, чашка обнимает черепаху. Послушайте слова: чашка, черепаха, чайник. Какой звук повторяется в этих словах? Ч. А в словах щипцы, ящерица, щётка – повторяется звук щ. Представим себе, что у нас ёлка. Давайте повесим на ёлку игрушки и предметы, в названиях которых есть звук ч, а потом со звуком щ. Вывод: ребята, давайте вспомним, чем же мы занимались на занятии. Что вам понравилось?