Василя Чугирова
Конспект занятия по развитию речи «Прогулка в волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка 3-4
II. Конспект специально организованной совместной образова-тельной деятельности взрослого и детей:
1) организационно-методическая информация; 5-7
2) примерный ход специально организованной совместной образо-вательной деятельности взрослого и детей;
8-13
3) дальнейшая разработка темы; 14
III. Список литературы 15
IV Приложения 16
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
– он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Прогулка в волшебный лес“» размещена в разделах
К. Д. Ушинский
Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления. То есть хорошо развитая устная речь ребенка должна быть: а) правильной (то есть без ошибок, б) «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. Вот наша цель развития речи малышей в дошкольном возрасте.
Сейчас всё чаще встречаются дети, которые считаются в семье гениями. Они знают наизусть огромные отрывки из энциклопедий. Но любая творческая или проблемная ситуация ставит их в тупик. Нет у них и красивой творческой выразительной речи.
Развитие речи ребенка в 3 года – это целая система правильно выстроенного речевого развивающего общения взрослого с ребенком, в которой тесно переплетены грамматика и лексика, звуки, слова, предложения, фразы, диалоги и даже большие монологи ребенка, его словесное творчество и экспериментирование с языковыми единицами, этикет и познание окружающего мира и многое другое!
Поэтому наш главный акцент в развитии речи малыша – это развивающее речевое общение с ним, это овладение малышом диалогической речью и предпосылками будущей монологической речи.
Ребенок в 3 года уже может достаточно развернуто ответить на вопросы взрослого – фразой из 3- 4 и более слов. Но не всегда еще понятно, что за мысль он хочет передать. Особенно бывает трудно понять малыша, если ребенку нужно рассказать что-то очень эмоциональное или поведать о том событии, в котором взрослый – слушатель участия не принимал. И это нормально для данного возраста — такие трудности наблюдаются у большинства трехлетних детишек.
Рассказывая собеседнику о чем-то виденном, вызвавшем у него эмоциональные переживания, четырехлетний ребенок говорит короткими, оборванными предложениями, многие части рассказа заменяет жестами и изобразительными действиями. Он заменяет названия вещей или людей местоимениями и говорит так, как будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события. Речь ребенка ситуативная – то есть понятна только взрослому, который находится рядом с ребенком. Если бы мы записали такую речь и дали ее прослушать незнакомому взрослому, он многое бы не понял. Ведь дети в 3 года часто прерывают фразы, не договаривают или пропускают слова во фразах, отвлекаются от первоначальной своей идеи.
Поэтому, в этом возрасте мы сразу же формируем умение ребенка выстраивать предложения в логической последовательности в соответствии с тем, какой текст у нас будет – описание, повествование или рассуждение. Малыш в 3 года может придумать текст примерно из 3- 5 предложений. Такой небольшой объем текста — это нормально, это возрастная норма развития речи. Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают о виденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, тем быстрее развивается у них связная речь. Следовательно именно по этой причине выбрана данная форма организации специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Путешествии в волшебный лес».
Актуальность занятия для ребенка предполагает повышение уровня развития связной речи. Так как в своем большинстве, малыши отвечают на поставленные вопросы односложно: «да» или «нет», оперирует узким набором признаков в описании предметов или явлений, могут обозначить, только отвечая на вопрос, цвет или форму предмета.
В этом возрасте у детей ещё нет возможности самостоятельно описать предложенную картинку, им гораздо проще составить небольшой рассказик, если взрослый будет задавать наводящие вопросы. Следовательно, с учётом
методики развития речи, я использовала наглядно-дидактический материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку диких животных является отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий, без ошибок называть множественное число в именительном и родительном падеже. Занятие разработано в рамках раздела «Речевое развитие» образовательной программы МБДОУ «Плешановский детский сад №2»», составленной на основе ФГОС ДО.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание
1. Тема образовательной дея-тельности «Прогулка в волшебный лес»
2. Доминирующая образова-тельная область Речевое развитие : повышение уровня развития связной речи
3. Виды деятельности детей Игровая (Сюрпризный момент – Снеговик; дидактическое упражнение - «Один - много»).
Коммуникативная (Свободное общение по теме НОД)
Музыкальная (звучит музыка про зайчат и бельчат, выход медведя)
Двигательная ( Игры-имитации изображения животных: белки, зайца и лисы).
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4. 1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания:
- разъяснение (работа по мнемотаблице,
- беседа ( обобщение опыта: как вести себя в лесу, последовательность одевания,
- рассказ ( описание животного: зайца, белку и лису)
Обращение к опыту детей (вспомнить характерные признаки зимы, весны)
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
- приучение (соблюдение правила поведения в лесу,
- упражнение (называют слова в ед. ч. и мн. ч,
- косвенное требование (соблюдать правила поведения в лесу,
- просьба: (дополнять рассказы товарищей).
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- наглядность (мнемотаблицы, фотографии диких животных: белка, заяц и лиса; детенышей;
- проблемные (в случае необходимости)
- занимательные и игровые ситуации (Игра «Один –много»);
- ситуации успеха (похвалить всех детей; поощрение детей сладким зефиром);
- аналогии (составление самостоятельного рассказа по аналогии).
3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических ви-дов деятельности Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по тематическим группам «Дикие животные», «Много-один»).
Моделирование рассказа по мнемотаблице.
Культурные практики: умение одеваться на прогулку в волшебный зимний лес.
Словесные: уточняющие вопросы к детям (один-зайчонок, много- зайчат; дозированная подсказка детям: (-Что особенного у белочки на ушах?)
Наглядные: организация волшебного зимнего леса; мнемотаблицы (про белку, зайца и лису, иллюстра-ции детёнышей животных (бельчонок-бельчата, зайчонок- зайчата, лисенок- лисята)
5. Интеграция образователь-ных областей Социально-коммуникативное: формирование элементарных навыков одевания верхней одежды и зим-ней обуви, закрепить знания о природных явлениях (весне, зиме); взаимодействие со взрослым и свер-стниками в процессе прогулки по лесу.
Познавательное развитие : получение информации о новых словах, их значении и способах использо-вания в речи человека; закрепление представления о повадках диких животных.
Формирование элементарных математических навыков: один – много.
Художественно-эстетическое развитие : эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного мате-риала, выполнение движения подражания согласно музыкальному оформлению.
Физическое развитие : выполнение двигательных заданий и упражнений.
6. Возрастная группа Младший дошкольный возраст (3-4 года)
7. Цель Формирование умения детей составлять описательный рассказ о диких животных, используя
мнемотаблицы.
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Формировать умение отвечать на вопросы и рассказывать по мнемотаблицам о диких жи-вотных. Составление описательного рассказа о диких животных, используя мнемотаблицы.
8.2 Формировать умение называть детёнышей в единственном и множественном числе. Сформировано умение называть множественное число в именительном и родитель-ном падеже.
8.3 Активизировать словарь детей
(берлога, дупло, нора) Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами
8.4 Развивать внимание, память, воображение; умение действовать по заданию, сравнивать и обобщать; Осознанно контролируют звучание собственной и чужой речи. Расширение кругозора детей младшего возраста о диких животных.
8.5 Воспитывать у детей доброе отношение и интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Проявляют элементарные правила поведения, имеют представления о бережном
отношении к окружающему нас миру природы.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
Составление рассказа о диких животных Способы преодоления
Использование мнемотаблиц (логика построения рассказа)
10. Организация среды для проведения заня-тия (образовательной деятельности) Материалы и оборудование: доска, мнемотаблицы, фотографии диких животных,
иллюстрации детенышей диких животных.
Музыка: фонограммы «Хруст снега», «Зима», «Зайчика и белочки», «Лисы».
11. Подготовка к образовательной деятельно-сти на занятии в режимные моменты Рассматривание альбома «Дикие животные»
Познавательные беседы о сезонных явлениях, и их связи с повадками жизни диких животных в лесу.
Составление книжек – малышек «Дикие животные».
Чтение рассказов о животном мире.
Беседы на утренних сборах о диких животных.
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему В:- Ребята на улице поздняя осень! Но если посмотреть в окош-ко мы увидим, что земля покрыта немного снегом. Значит зима хочет прийти к нам.
В:- Вы как думаете, почему?
Д: -На улице уже снег, холодно, морозно.
В: -Правильно.
1. Сюрпризный момент.
(раздаётся стук в дверь, под хруст снега заходит Снеговик)
Снеговик:
-Здравствуйте, ребята. Я слышал, вы здесь про зиму говорите, это моё самое любимое время года. А вы хотите прогуляться по волшебному лесу?
Д: Хотим.
В:- Снеговик, чтобы идти на прогулку, надо одеться.
- Что мы дети будем одевать?
Д: - Сапожки, куртку, шапку, шарф и варежки.
В: - Молодцы!
Снеговик:
-Только идти по лесу надо очень тихо, чтобы не разбудить и не испугать лесных зверей.
В: -Хорошо,снеговик мы с детьми будем соблюдать правила поведения в лесу.
(Под музыку «Зима» попадаем в зимний лес.)
-А сейчас мы закроем глазки. Сейчас произойдет волшебство. Вот мы в зимнем лесу!
Сюрпризный момент.
1.2 Мотивация деятельно-сти детей Знакомятся со Снеговиком.
Отправляются на прогулку в волшебный лес.
-Здравствуйте, ребята!. Я слышал, вы здесь про зиму говорите, это моё самое любимое время года. А вы хотите прогу-ляться по волшебному лесу?
1.3 Целеполагание -Сегодня отправимся на прогулку в зимний лес. Там мы увидим лесных животных.
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний В: -Как же здесь красиво, все деревья покрыты, будто снеж-ным одеялом.
1. Работа по мнемотаблицам (описание животных по схеме).
1) В: -Ой, ребятки, посмотрите, кто там на ёлке?
Д: Белка.
В: -Кто нам первый расскажет про белку, а Снеговик послуша-ет.
В:-Кто это на карточке?
Д: Белка.
В: - А что можете расказать о ушах?
Д:- Маленькие.
В: А еще у белки на кончиках кисточки.
В:- Какая у ней шубка?
Д:- Рыжая (оранжевая, пушистая.
В:-Где она живет?
Д:- В лесу.
В:- А как называется у нее домик?
Д: - Дупло.
В: - Что она заготовила на зиму?
Д: Грибы, ягоды, орех.
В: А сейчас нам про белку расскажет….
2) В:-А кто это спрятался в сугробе, его совсем не видно?
Д: Заяц.
В: Правильно.
В: А расскажет про зайца.
В:-Кто это?
Д: Заяц.
В: - А что вы можете рассказать о ушах?
Д:- Длинные.
В:- Какая у него шубка зимой?
Д:- Белая.
В:- А как называется у него домик?
Д: -У него нет домика, он прячется и спит в снегу, под ёлками; белого зайца на белом снегу не видно.
В: -Что кушает заяц зимой в лесу?
Д: -Кору деревьев и веточки.
В: От кого он прячется?
Д: От лисы и волка.
В: А сейчас повторит о зайце ….
4) В:- А теперь давайте посмотрим кого мы видим в лесу?
Д: Лису.
В:-А что вы можете рассказать о ушах?
Д:-Маленькие.
В:- Какая у ней шубка?
Д:- Рыжая (оранжевая, пушистая.
В:-Агде она живет?
Д:-В лесу.
В: Как называется дом у лисы?
Д: Нора.
В:-А что ловит под снегом лиса?
Д:-Мышей.
В: А про лису расскажет нам ….
Вывод:
В: Мы с вами встретили в лесу белку, зайца и лису.
- Если они живут в лесу, то какие это животные?
Д: Дикие.
В: Почему они дикие?
Д: Они живут в лесу, сами находят еду.
В: Молодцы, ребята, всех зверей узнали.
В: -Спасибо,снеговик, за прогулку в зимнем лесу.
(Под музыку «Зима» попадаем в зимний лес.)
-А сейчас мы закроем глазки. Сейчас произойдет волшебство. Вот мы в группе! Пока детки снимают с себя валенки, шубу, шапку, шарф и варежки, ты Снеговик присаживайся вместе с нами.
Приложение 1.
Мнемотаблицы про белку, зайца и лису.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового зна-ния Работа по мнетаблицам (описание животных по схеме).
2.3 Самостоятельная дея-тельность детей по за-креплению нового зна-ния 2. Физминутка.
В:-А сейчас давайте поиграем и «превратимся» в этих зверей.
(Под музыку показывают движения)
«зайчик и белочка прыгают»(прыгают на двух ногах с про-движением вперёд и в сторону)
«лисичка виляет хвостиком»(дети идут на носочках друг за другом.)
-А сейчас,Снеговик, для нас подготовил игру «Один –много» (про детенышей диких животных).
2. Игра «Один- много»
С: Один?
Д: Зайчонок.
С: А много?
Д: Зайчата.
(показываю картинку с зайчатами)
С: Один?
Д: Бельчонок.
В: А много?
Д: Бельчата.
(показываю картинку с бельчатами)
С: Один?
Д: Лисёнок.
В: А много?
Д: Лисята.
(показываю картинку с лисятами)
В:- Молодцы!
Приложение 2.
Под фонограмму изображают диких жи-вотных.
III. Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Снеговик: -Ребята, угощу я вас снежными комочками.
В: Дети, разве можно есть снег?
В:- Недавно мы с вами заносили снег. Что с ним произошло?
Д: -Растаял. Превратился в воду.
В:- Так значит снег какой?
Д: -Холодный, грязный. Заболит горло. В снегу много микробов.
В: -Конечно он пошутил, хотел проверить, едят ли дети снежные комочки.
- А угостить он хочет вас волшебными сладкими комочками.
(раздаёт детям зефир).
В: Давайте скажем снеговику «спасибо»за угощение и попро-щаемся с ним
Д: До свидания (снеговик уходит) Угощение сладким сюрпризом
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Художественно-творческая дея-тельность Выставка рисунков по трафарету «Дикие животные» (отражение в ри-сунках своих представлений о жизни животных в лесу) В детском саду
1.2 Чтение художественной литерату-ры «Дикие животные России».
Окружающий мир для младшего дошкольного возраста
Дошкольная подготовка 4 года «Животные и их детеныши»
В. Степанов. «Лесные животные» В детском саду
В семье
1.3 Игровая деятельность Дидактическая игра «Один-много», «Кто живет в лесу?». В детском саду и в семье
1.4 Двигательная деятельность Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Рассматривание картинок «Дикие животные» В детском саду
2.2 Ребенок по приглашению педагога Создание книжек-малышек о животных. Смастерить книжку-малышку семье, внесение их в библиотечку – в дет-ском саду
2.3. Работа по мнемотаблицам Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режим-ных моментах В детском саду
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г. Я,Затулина. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие-М. : Центр педагогического образования, 2015.-144с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в дет саду. Младшая группа. –М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.
3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : ТЦ Сфера, 2015.-192с. -(Развиваем речь).
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. Пособие для сту-дентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».2-е изд. -М. : Просвещение, 1981.-255.
IV.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Мнемотаблицы.
Белка-дикое животное. С маленькими ушами, на которых есть кисточки. Носит рыжую шубку. Живет в лесу в дупле. Питается орехами, шишками, ягодами и грибами.
Заяц - дикое животное. С длинными ушами. Носит зимой белую шубку. Живет в лесу в на снегу по деревом или кустиком. Питается веточками и корой деревьев.
Лиса - дикое животное. С маленькими ушами. Носит рыжую шубку. Живет в лесу в норе. Охотится на мышей.
Приложение 2.
Физминутка
Фонограммы «Хруст снега», «Зима», «Зайчиков и белочек», «Лисы»
(выполнение детьми движения подражания по звучащей музыке)