МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Прогулка в волшебный лес»

Василя Чугирова
Конспект занятия по развитию речи «Прогулка в волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка 3-4

II. Конспект специально организованной совместной образова-тельной деятельности взрослого и детей:

1) организационно-методическая информация; 5-7

2) примерный ход специально организованной совместной образо-вательной деятельности взрослого и детей;

8-13

3) дальнейшая разработка темы; 14

III. Список литературы 15

IV Приложения 16

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам

– он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Прогулка в волшебный лес“» размещена в разделах

К. Д. Ушинский

Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления. То есть хорошо развитая устная речь ребенка должна быть: а) правильной (то есть без ошибок, б) «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. Вот наша цель развития речи малышей в дошкольном возрасте.

Сейчас всё чаще встречаются дети, которые считаются в семье гениями. Они знают наизусть огромные отрывки из энциклопедий. Но любая творческая или проблемная ситуация ставит их в тупик. Нет у них и красивой творческой выразительной речи.

Развитие речи ребенка в 3 года – это целая система правильно выстроенного речевого развивающего общения взрослого с ребенком, в которой тесно переплетены грамматика и лексика, звуки, слова, предложения, фразы, диалоги и даже большие монологи ребенка, его словесное творчество и экспериментирование с языковыми единицами, этикет и познание окружающего мира и многое другое!

Поэтому наш главный акцент в развитии речи малыша – это развивающее речевое общение с ним, это овладение малышом диалогической речью и предпосылками будущей монологической речи.

Ребенок в 3 года уже может достаточно развернуто ответить на вопросы взрослого – фразой из 3- 4 и более слов. Но не всегда еще понятно, что за мысль он хочет передать. Особенно бывает трудно понять малыша, если ребенку нужно рассказать что-то очень эмоциональное или поведать о том событии, в котором взрослый – слушатель участия не принимал. И это нормально для данного возраста — такие трудности наблюдаются у большинства трехлетних детишек.

Рассказывая собеседнику о чем-то виденном, вызвавшем у него эмоциональные переживания, четырехлетний ребенок говорит короткими, оборванными предложениями, многие части рассказа заменяет жестами и изобразительными действиями. Он заменяет названия вещей или людей местоимениями и говорит так, как будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события. Речь ребенка ситуативная – то есть понятна только взрослому, который находится рядом с ребенком. Если бы мы записали такую речь и дали ее прослушать незнакомому взрослому, он многое бы не понял. Ведь дети в 3 года часто прерывают фразы, не договаривают или пропускают слова во фразах, отвлекаются от первоначальной своей идеи.

Поэтому, в этом возрасте мы сразу же формируем умение ребенка выстраивать предложения в логической последовательности в соответствии с тем, какой текст у нас будет – описание, повествование или рассуждение. Малыш в 3 года может придумать текст примерно из 3- 5 предложений. Такой небольшой объем текста — это нормально, это возрастная норма развития речи. Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают о виденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, тем быстрее развивается у них связная речь. Следовательно именно по этой причине выбрана данная форма организации специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Путешествии в волшебный лес».

Актуальность занятия для ребенка предполагает повышение уровня развития связной речи. Так как в своем большинстве, малыши отвечают на поставленные вопросы односложно: «да» или «нет», оперирует узким набором признаков в описании предметов или явлений, могут обозначить, только отвечая на вопрос, цвет или форму предмета.

В этом возрасте у детей ещё нет возможности самостоятельно описать предложенную картинку, им гораздо проще составить небольшой рассказик, если взрослый будет задавать наводящие вопросы. Следовательно, с учётом

методики развития речи, я использовала наглядно-дидактический материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку диких животных является отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий, без ошибок называть множественное число в именительном и родительном падеже. Занятие разработано в рамках раздела «Речевое развитие» образовательной программы МБДОУ «Плешановский детский сад №2»», составленной на основе ФГОС ДО.

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

№ Организационно-методическая

информация Содержание

1. Тема образовательной дея-тельности «Прогулка в волшебный лес»

2. Доминирующая образова-тельная область Речевое развитие : повышение уровня развития связной речи

3. Виды деятельности детей Игровая (Сюрпризный момент – Снеговик; дидактическое упражнение - «Один - много»).

Коммуникативная (Свободное общение по теме НОД)

Музыкальная (звучит музыка про зайчат и бельчат, выход медведя)

Двигательная ( Игры-имитации изображения животных: белки, зайца и лисы).

4 Методы и приемы реализации содержания занятия

4. 1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания:

- разъяснение (работа по мнемотаблице,

- беседа ( обобщение опыта: как вести себя в лесу, последовательность одевания,

- рассказ ( описание животного: зайца, белку и лису)

Обращение к опыту детей (вспомнить характерные признаки зимы, весны)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

- приучение (соблюдение правила поведения в лесу,

- упражнение (называют слова в ед. ч. и мн. ч,

- косвенное требование (соблюдать правила поведения в лесу,

- просьба: (дополнять рассказы товарищей).

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- наглядность (мнемотаблицы, фотографии диких животных: белка, заяц и лиса; детенышей;

- проблемные (в случае необходимости)

- занимательные и игровые ситуации (Игра «Один –много»);

- ситуации успеха (похвалить всех детей; поощрение детей сладким зефиром);

- аналогии (составление самостоятельного рассказа по аналогии).

3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических ви-дов деятельности Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по тематическим группам «Дикие животные», «Много-один»).

Моделирование рассказа по мнемотаблице.

Культурные практики: умение одеваться на прогулку в волшебный зимний лес.

Словесные: уточняющие вопросы к детям (один-зайчонок, много- зайчат; дозированная подсказка детям: (-Что особенного у белочки на ушах?)

Наглядные: организация волшебного зимнего леса; мнемотаблицы (про белку, зайца и лису, иллюстра-ции детёнышей животных (бельчонок-бельчата, зайчонок- зайчата, лисенок- лисята)

5. Интеграция образователь-ных областей Социально-коммуникативное: формирование элементарных навыков одевания верхней одежды и зим-ней обуви, закрепить знания о природных явлениях (весне, зиме); взаимодействие со взрослым и свер-стниками в процессе прогулки по лесу.

Познавательное развитие : получение информации о новых словах, их значении и способах использо-вания в речи человека; закрепление представления о повадках диких животных.

Формирование элементарных математических навыков: один – много.

Художественно-эстетическое развитие : эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного мате-риала, выполнение движения подражания согласно музыкальному оформлению.

Физическое развитие : выполнение двигательных заданий и упражнений.

6. Возрастная группа Младший дошкольный возраст (3-4 года)

7. Цель Формирование умения детей составлять описательный рассказ о диких животных, используя

мнемотаблицы.

8. Задачи Планируемые результаты

8.1 Формировать умение отвечать на вопросы и рассказывать по мнемотаблицам о диких жи-вотных. Составление описательного рассказа о диких животных, используя мнемотаблицы.

8.2 Формировать умение называть детёнышей в единственном и множественном числе. Сформировано умение называть множественное число в именительном и родитель-ном падеже.

8.3 Активизировать словарь детей

(берлога, дупло, нора) Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами

8.4 Развивать внимание, память, воображение; умение действовать по заданию, сравнивать и обобщать; Осознанно контролируют звучание собственной и чужой речи. Расширение кругозора детей младшего возраста о диких животных.

8.5 Воспитывать у детей доброе отношение и интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Проявляют элементарные правила поведения, имеют представления о бережном

отношении к окружающему нас миру природы.

9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Составление рассказа о диких животных Способы преодоления

Использование мнемотаблиц (логика построения рассказа)

10. Организация среды для проведения заня-тия (образовательной деятельности) Материалы и оборудование: доска, мнемотаблицы, фотографии диких животных,

иллюстрации детенышей диких животных.

Музыка: фонограммы «Хруст снега», «Зима», «Зайчика и белочки», «Лисы».

11. Подготовка к образовательной деятельно-сти на занятии в режимные моменты Рассматривание альбома «Дикие животные»

Познавательные беседы о сезонных явлениях, и их связи с повадками жизни диких животных в лесу.

Составление книжек – малышек «Дикие животные».

Чтение рассказов о животном мире.

Беседы на утренних сборах о диких животных.

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

№ Этап Содержание Примечание

I. Вводная часть

1.1

Введение в тему В:- Ребята на улице поздняя осень! Но если посмотреть в окош-ко мы увидим, что земля покрыта немного снегом. Значит зима хочет прийти к нам.

В:- Вы как думаете, почему?

Д: -На улице уже снег, холодно, морозно.

В: -Правильно.

1. Сюрпризный момент.

(раздаётся стук в дверь, под хруст снега заходит Снеговик)

Снеговик:

-Здравствуйте, ребята. Я слышал, вы здесь про зиму говорите, это моё самое любимое время года. А вы хотите прогуляться по волшебному лесу?

Д: Хотим.

В:- Снеговик, чтобы идти на прогулку, надо одеться.

- Что мы дети будем одевать?

Д: - Сапожки, куртку, шапку, шарф и варежки.

В: - Молодцы!

Снеговик:

-Только идти по лесу надо очень тихо, чтобы не разбудить и не испугать лесных зверей.

В: -Хорошо,снеговик мы с детьми будем соблюдать правила поведения в лесу.

(Под музыку «Зима» попадаем в зимний лес.)

-А сейчас мы закроем глазки. Сейчас произойдет волшебство. Вот мы в зимнем лесу!

Сюрпризный момент.

1.2 Мотивация деятельно-сти детей Знакомятся со Снеговиком.

Отправляются на прогулку в волшебный лес.

-Здравствуйте, ребята!. Я слышал, вы здесь про зиму говорите, это моё самое любимое время года. А вы хотите прогу-ляться по волшебному лесу?

1.3 Целеполагание -Сегодня отправимся на прогулку в зимний лес. Там мы увидим лесных животных.

II. Основная часть:

2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний В: -Как же здесь красиво, все деревья покрыты, будто снеж-ным одеялом.

1. Работа по мнемотаблицам (описание животных по схеме).

1) В: -Ой, ребятки, посмотрите, кто там на ёлке?

Д: Белка.

В: -Кто нам первый расскажет про белку, а Снеговик послуша-ет.

В:-Кто это на карточке?

Д: Белка.

В: - А что можете расказать о ушах?

Д:- Маленькие.

В: А еще у белки на кончиках кисточки.

В:- Какая у ней шубка?

Д:- Рыжая (оранжевая, пушистая.

В:-Где она живет?

Д:- В лесу.

В:- А как называется у нее домик?

Д: - Дупло.

В: - Что она заготовила на зиму?

Д: Грибы, ягоды, орех.

В: А сейчас нам про белку расскажет….

2) В:-А кто это спрятался в сугробе, его совсем не видно?

Д: Заяц.

В: Правильно.

В: А расскажет про зайца.

В:-Кто это?

Д: Заяц.

В: - А что вы можете рассказать о ушах?

Д:- Длинные.

В:- Какая у него шубка зимой?

Д:- Белая.

В:- А как называется у него домик?

Д: -У него нет домика, он прячется и спит в снегу, под ёлками; белого зайца на белом снегу не видно.

В: -Что кушает заяц зимой в лесу?

Д: -Кору деревьев и веточки.

В: От кого он прячется?

Д: От лисы и волка.

В: А сейчас повторит о зайце ….

4) В:- А теперь давайте посмотрим кого мы видим в лесу?

Д: Лису.

В:-А что вы можете рассказать о ушах?

Д:-Маленькие.

В:- Какая у ней шубка?

Д:- Рыжая (оранжевая, пушистая.

В:-Агде она живет?

Д:-В лесу.

В: Как называется дом у лисы?

Д: Нора.

В:-А что ловит под снегом лиса?

Д:-Мышей.

В: А про лису расскажет нам ….

Вывод:

В: Мы с вами встретили в лесу белку, зайца и лису.

- Если они живут в лесу, то какие это животные?

Д: Дикие.

В: Почему они дикие?

Д: Они живут в лесу, сами находят еду.

В: Молодцы, ребята, всех зверей узнали.

В: -Спасибо,снеговик, за прогулку в зимнем лесу.

(Под музыку «Зима» попадаем в зимний лес.)

-А сейчас мы закроем глазки. Сейчас произойдет волшебство. Вот мы в группе! Пока детки снимают с себя валенки, шубу, шапку, шарф и варежки, ты Снеговик присаживайся вместе с нами.

Приложение 1.

Мнемотаблицы про белку, зайца и лису.

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового зна-ния Работа по мнетаблицам (описание животных по схеме).

2.3 Самостоятельная дея-тельность детей по за-креплению нового зна-ния 2. Физминутка.

В:-А сейчас давайте поиграем и «превратимся» в этих зверей.

(Под музыку показывают движения)

«зайчик и белочка прыгают»(прыгают на двух ногах с про-движением вперёд и в сторону)

«лисичка виляет хвостиком»(дети идут на носочках друг за другом.)

-А сейчас,Снеговик, для нас подготовил игру «Один –много» (про детенышей диких животных).

2. Игра «Один- много»

С: Один?

Д: Зайчонок.

С: А много?

Д: Зайчата.

(показываю картинку с зайчатами)

С: Один?

Д: Бельчонок.

В: А много?

Д: Бельчата.

(показываю картинку с бельчатами)

С: Один?

Д: Лисёнок.

В: А много?

Д: Лисята.

(показываю картинку с лисятами)

В:- Молодцы!

Приложение 2.

Под фонограмму изображают диких жи-вотных.

III. Заключительная часть

3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Снеговик: -Ребята, угощу я вас снежными комочками.

В: Дети, разве можно есть снег?

В:- Недавно мы с вами заносили снег. Что с ним произошло?

Д: -Растаял. Превратился в воду.

В:- Так значит снег какой?

Д: -Холодный, грязный. Заболит горло. В снегу много микробов.

В: -Конечно он пошутил, хотел проверить, едят ли дети снежные комочки.

- А угостить он хочет вас волшебными сладкими комочками.

(раздаёт детям зефир).

В: Давайте скажем снеговику «спасибо»за угощение и попро-щаемся с ним

Д: До свидания (снеговик уходит) Угощение сладким сюрпризом

3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

№ Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия Содержание Примечание

I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1 Художественно-творческая дея-тельность Выставка рисунков по трафарету «Дикие животные» (отражение в ри-сунках своих представлений о жизни животных в лесу) В детском саду

1.2 Чтение художественной литерату-ры «Дикие животные России».

Окружающий мир для младшего дошкольного возраста

Дошкольная подготовка 4 года «Животные и их детеныши»

В. Степанов. «Лесные животные» В детском саду

В семье

1.3 Игровая деятельность Дидактическая игра «Один-много», «Кто живет в лесу?». В детском саду и в семье

1.4 Двигательная деятельность Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением В детском саду

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1 Ребенок сам Рассматривание картинок «Дикие животные» В детском саду

2.2 Ребенок по приглашению педагога Создание книжек-малышек о животных. Смастерить книжку-малышку семье, внесение их в библиотечку – в дет-ском саду

2.3. Работа по мнемотаблицам Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режим-ных моментах В детском саду

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г. Я,Затулина. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие-М. : Центр педагогического образования, 2015.-144с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в дет саду. Младшая группа. –М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.

3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : ТЦ Сфера, 2015.-192с. -(Развиваем речь).

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. Пособие для сту-дентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».2-е изд. -М. : Просвещение, 1981.-255.

IV.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Мнемотаблицы.

Белка-дикое животное. С маленькими ушами, на которых есть кисточки. Носит рыжую шубку. Живет в лесу в дупле. Питается орехами, шишками, ягодами и грибами.

Заяц - дикое животное. С длинными ушами. Носит зимой белую шубку. Живет в лесу в на снегу по деревом или кустиком. Питается веточками и корой деревьев.

Лиса - дикое животное. С маленькими ушами. Носит рыжую шубку. Живет в лесу в норе. Охотится на мышей.

Приложение 2.

Физминутка

Фонограммы «Хруст снега», «Зима», «Зайчиков и белочек», «Лисы»

(выполнение детьми движения подражания по звучащей музыке)

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект итогового занятия «Лесная прогулка к бабушке на день рождения» в старшей группе по развитию речи Цель: Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи. Задачи: - закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как.

Конспект НОД по развитию речи «Прогулка по весеннему лесу» в старшей группе Программные задачи: -Упражнять и закреплять представления детей об имениях, происходящих в природе весной. -Закрепить приметы весны, названия.

Конспект НОД по развитию речи «Прогулка в сказочный лес»Конспект НОД по развитию речи «Прогулка в сказочный лес» Предмет (направленность): коррекционно – речевое развитие Возраст детей: 6-7 лет (группа компенсирующей направленности) Цель. Формирование.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи для ясельной группы «Прогулка в лес с куклой Машей» Конспект занятия по развитию речи для ясельной группы (2–3 лет) Тема: «Прогулка в лес с куклой Машей» Цель:. Развитие речевой и познавательной.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Прогулка в волшебный лес»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 11:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Прогулка в волшебный лес»» (включая файлы) размещена пользователем Василя Чугирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД