распопина оксана анатольевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Качугский детский сад «Кораблик».
речи в подготовительной к школе группе
Подготовила : Распопина О. А. ;
воспитатель МК ДОУ Качугский
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
детский сад «Кораблик», первая
квалификационная категория.
2022 г. п. Качуг.
Цель: Расширять и пополнять знания детей о былинах, как одном из видов фольклорного жанра. Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках земли русской : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
Задачи:
- Развивать диалоговую и связную речь детей.
- Активизировать словарный запас детей, закреплять знания названий элементов одежды и оружия богатыря (рубаха, сапоги, кольчуга, шлем, плащ; палица, булава, копьё, меч, лук, стрелы, щит).
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.
Предварительная работа:
Чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей Горыныч»; рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» и иллюстраций к былинам в книгах; заучивание пословиц о смелости, о богатырях, разучивание русских народных хороводов, игр.
Оборудование к занятию :
«Утро» Э. Грига и звучание гуслей в записи, репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», мультимедийная установка, картинки с изображением предметов и персонажей из былин (ковш, печь, дуб, свисток, шапка и песок, рубаха нищего, Тугарин Змей, древний город, Святогор, змей Горыныч, лошадь, поп, колпак скомороха.
Ход занятия
Дети входят в группу, воспитатель встречает детей в костюме сказительницы, предлагает сесть на стулья. Звучит «Утро» Э. Грига.
В. – Ой, вы добрые молодцы и красные девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили тысячу лет назад, но слава об их подвигах дошла до наших дней. (музыка стихает)
В. – Ребята, вы помните, как называли Русь в старину?
Д. – Великая, святая, богатырская.
В. – Что значит богатырская?
Д. – Люди на Руси были сильными, отважными, богатырями.
В. – Откуда мы узнали о русских богатырях?
Д. – Мы узнали о них из былин.
В. – Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?
Д. – Былина от слов «быль», «было». Это рассказ о событиях, которые были на самом деле.
В. – Кто сочинял былины?
Д. – Их сочинял русский народ.
В. – А кто их рассказывал?
Д. – Рассказывали былины сказители. Они играли на гуслях и сказывали былину как песню.
В. – Да, ребята, действительно, сказители ходили из селения в селение и рассказывали на распев о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил (звучат гусли)
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины и так они дошли до наших дней.
В. – Ребята, а кто же такие богатыри?
Д. – Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.
В. – Каких богатырей вы знаете?
Д. – Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Святогор.
В. – Я предлагаю вам поиграть, согласны? Давайте проведем игру-викторину «Угадай-ка». На экране карточки с цифрами. Вы называйте цифру, карточка под ней открывается, появляется картинка, с изображением предмета или персонажа из какой либо былины, вы должны назвать эту былину.
Печка, ковш - «Исцеление Ильи Муромца».
Шапка, песок - «Добрыня и Змей Горыныч».
Рубаха - «Илья Муромец и Идолище».
Тугарин Змей - «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
В. – Молодцы, ребята! Продолжаем викторину. Почему Илью назвали Муромцем?
Д. – Он был родом из города Мурома.
В. – Кто передал Илье меч?
Д. – Святогор.
В. – С кем сражался Добрыня Никитич?
Д. – Со змеем Горынычем.
В. – Чьим сыном был Алеша Попович?
Д. – Он был сыном попа
В. – Как кликали лошадь Ильи Муромца?
Д. – Бурушка.
В. – Молодцы, ребята, отлично справились с викториной! Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь пора!
Физ. минутка.
Дружно встанем – раз, два, три - мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И на лево надо тоже поглядеть из под ладошек.
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги, точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
(дети выполняют движения соответственно тексту).
В. – Отдохнули, размяли свои косточки? Присаживайтесь, ребята. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова. Кто изображен на картине?
Д. – Богатыри.
В. – Придумайте название этой картины. («Могучие богатыри», «Защитники Руси», и др.). Художник назвал картину «Три богатыря».
Три защитника, три брата, три богатыря!
«Русь на воинов богата!» - говорят не зря!
С поля боя нет возврата, за спиною – Русь,
Мать – земля, родные хаты.
- Эй, смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копьё, булава, щит и верный конь.
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву богатырской, русской славы боевой огонь!
В. – Ребята, кто находится в центре картины?
Д. – Илья Муромец.
В. – Как вы догадались?
Д. – Он самый старший, могучий, мудрый.
В. – Кто слева от него? (Добрыня Никитич). Справа? (Алеша Попович).
В. – Что делают богатыри?
Д. – Они остановили лошадей и смотрят вдаль – не видать ли где врагов.
В. – Как одеты богатыри?
Д. – На тело надета кольчуга.
В. – Что это такое и зачем она нужна?
Д. – Это рубашка из металлических колец, пластин. Она защищает богатыря от ударов копья, меча, стрел.
В. – Правильно. Что на головах у богатырей?
Д. – Шлем. Он сделан из металла и защищает голову от ударов.
В. – Какое снаряжение имеется у богатырей?
Д. – У Ильи копье и булава, у Добрыни меч, у Алеши лук со стрелами.
В. – Ребята, как вы думайте легкое ли снаряжение у богатырей?
Д. – Снаряжение тяжелое, его могли носить только сильные люди.
В. – Да, ребята, богатыри славились своей невиданной силой и храбростью. Вспомните пословицы о богатырях, о смелости, храбрости.
Д. – Кто смел, тот и на коня сел. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Без смелости не возьмешь и крепости. Где смелость – там победа. Умел да смел пятерых одолел. Не родом богатырь славен, а подвигом. Не тот стрелок кто стреляет, а тот кто в цель попадает. Герой за Родину горой. Крепок телом – богат делом.
В. – Молодцы, ребята, много пословиц назвали! А сейчас внимательно посмотрите на картину и скажите, какой музыкальный инструмент находится у Алеши Поповича?
Д. – Гусли.
В. – Да, Алеша Попович умел играть на гуслях. Русский народ умел не только защищать свою землю, но и веселиться: петь песни и частушки,
только защищать свою землю, но и веселиться: петь песни и частушки, плясать, играть в игры, водить хороводы. И сейчас мы в круг пойдем, хоровод мы заведем!
Дети исполняют русский народный хоровод «Колпачок».
В. – Хорошо повеселились, продолжим нашу беседу. Много врагов нападало на Русь, но русские богатыри, обладающие силой, смекалкой, верой в Бога и любовью к Родине, давали им отпор. Храброе сердце богатырской Руси и сегодня бьется в нашей России. Сильная российская армия охраняет наш покой и мирную жизнь. А наши мальчики, когда вырастут, хотели бы стать защитниками Родины? (Да).
Расскажите, на кого вам хотелось бы быть похожими, что вы для этого делайте. (Мальчики читают стихи)
Я мечтаю сильным стать
Как Муромец Илья,
Вот таким богатырем
Быть хочу и я!
Я проснулся утром рано
Потянулся, прыг с дивана.
Приседаю и скачу
Очень сильным стать хочу!
Хочется героем быть
И тебе и мне,
И отечеству служить
На родной земле!
В. – Вот какие молодцы наши мальчики! Я хочу пожелать вам ребята расти крепкими и здоровыми, любить свою Родину, а мальчикам быть сильными, храбрыми, мужественными, защищать слабых, и беречь свою Родину. Наша беседа о русских богатырях подходит к концу. Вам была интересна беседа? Что вам запомнилось? Что понравилось? Вы мне
тоже понравились, вы молодцы! Я хочу подарить вам талисманы - листочки дуба, это символ силы, смелости. (Воспитатель вручает талисманы).
А преданья старины забывать мы не должны.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли.
Слава русской старине! Слава русской стороне!