Марина Чепуренкова
Опытно-экспериментальная деятельность. «Металл, его качества и свойства»
▼ Скачать +Заказ
Опытно-экспериментальная деятельность.
Конспект занятия по природному окружению
для детей старшей группы дошкольного возраста
"Металл, его качества и свойства"
Задачи: Учить детей узнавать предметы из металла (качества : структура поверхности, цвет, и определять свойства металлических предметов (вес, звук, теплопроводность, магнетизм).
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность, „Металл, его качества и свойства“» размещена в разделах
Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.
Материалы: деревянная, металлическая палочки, металлический и деревянный шарик, металлическая пластинка, горелка (или свеча, спички, магнит, разнообразные металлические предметы.
Словарная работа: металл, металлические предметы, теплопроводность, магнетизм.
Ход занятия:
1. Организационный момент
К детям приходит крокодил Гена с конвертом в руках. В конверте загадка:
Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями дружен
Я гвоздики забиваю,
Маму с папой забавляю. (Молоток)
Дети отгадывают. Педагог задает вопросы: из чего сделан молоток? Для чего он нужен? Рассказывает историю, что в далекие времена, молоток использовали с другой целью. Например, если где-то пожар или беда, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.
2. Эксперимент №1 «Звук металла»
Детям предлагается постучать сначала деревянной полочкой по металлическому предмету, а затем железной, сравнить какой звук был громче и почему.
3. Эксперимент №2 «Вес металла»
Дети сначала взвешивают на ладонях два шарика одинаковых по размеру, но разные по материалу (напр., металлический и деревянный). Определяют, какой тяжелее. Затем проводится опыт : в стаканы с водой опускают шарики. Дети озвучивают, что произошло с каждым из шариков, сравнивают. Делают вывод, что металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелый.
4. Физкультминутка «Мы здоровы!»
Мы ногами – топ, топ
Мы руками – хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами – чик – чик
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли
Сели, встали. Сели, встали.
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали.
5. Эксперимент №3 «Теплопроводность металла»
Педагог от имени крокодила Гены предлагает проверить, нагревается ли металл от огня. Дети на ощупь определяют, что пластина холодная, затем сравнивают после того как педагог нагрел пластину при помощи свечи. Делают вывод, что металлические предметы нагреваются. Педагог говорит, что металл проводит тепло – это называется теплопроводностью.
6. Эксперимент №4 «Волшебная рукавица»
Гость крокодил Гена снова предлагает детям «интересную вещицу – волшебную рукавицу». Педагог демонстрирует детям фокус: с «волшебной рукавицы» не падают металлические предметы. Детям предлагается разгадать, в чем ее секрет. Дети рассматривают рукавицу, находят в ней магнит. Делается вывод, что металл магнитится, это свойство называется магнетизмом.
7. Гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»
Способствовать снятию напряжения с глаз, улучшению глазного кровообращения. Дети одевают на указательные пальчики тряпичных «Варварушек», следят глазами за пальцем:
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А потом свалилась вниз!
8. Корр. игра «Наведи порядок»
Детям предлагается отсортировать металлические предметы от неметаллических.
9. «Подарок от крокодила Гены»
Крокодил Гена дарит детям магнитики, для того, что бы они без труда могли отличать металлические предметы среди других. Гость просит детей проверить правильность отбора всех предметов на подносе. Предлагает поиграть с магнитами.
10. Итог занятия.
Гена просит детей рассказать, что они узнали на занятии, что им запомнилось и понравилось. Дети прощаются со сказочным персонажем.
Чепуренкова М. Е.