елена коржевая
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В русском царстве-государстве»
▼ Скачать
Конспект занятия
«В русском царстве- государстве»
Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуре „В русском царстве-государстве“» размещена в разделах
Задачи: Развивать, обогащать речь детей, добиваться четкой дикции гласных и согласных звуков. Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству.
Закреплять знания детей о потешном фольклоре. Продолжать формирование патриотических чувств детей.
Звучит музыка. Дети входят друг за другом держась за руки образуют круг.
Вед. Ой, вы гости- господа,
Вы зачем пришли сюда?
Дети. По Руси молва прошла
Что весна уже пришла.
Да не та весна где солнышко вперемешку с ветром студеным,
Да морозом трескучим, а пожаловала Весна- красна!
Входит Весна.
Я весна- веснушка
Веселая гостьюшка
Ветряная, водяная,
Солнечная, травяная.
Дети: Здравствуй Весна
На чем пришла?
Весна: На кнутике, на хомутике,
на сохе, на бороне,
на ветряном колесе.
Реб. Расскажи нам, как у тебя дела?
Весна: Дел у меня видимо, невидимо.
Нужно снег с пригорка смести метелкой,
Ручьи направить в нужное русло.
Мусор смыть с дорожек,
Солнечными лучами подсушить лужайки.
Звучит музыка…. Весна имитирует движения….
Вед. Махнула Весна одним рукавом-
И расстелила кругом ковры зеленые.
Махнула другим и разбросала цветы расписные.
Водрузила на трон небесный жаркое солнце,
Да и позвала всех добрых людей на улицу.
Весна. Эй, добры молодцы, да красны девицы!
Я Весна- красна!
Выходи честной народ на улицу веселиться
Играть да песни петь.
Исполняется хоровод «У ворот воротиков»
(дети садятся на стульчики)
Вед. Слушайте ребятишки! Девчонки и мальчишки!
Начну для вас я сказку только слушайте подсказки.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Жил- был царь. Стороны той государь.
А звали его Царь- горох.
И на вид он был не плох.
И была у него дочь единственная, любимая,
А имя её Царевна-Несмеяна.
Ну всем девица хороша.
Лишь рыдает день и ночь она,
Никто не может царевне помочь.
Песня Царя и Несмеяны из мультфильма «Бременские музыканты.
Царь: (на троне) Ну что же такое получается!
Царю не спиться а народ веселиться.
Я-царь в собственном царстве горюю!
Не порядок, нужно как-то исправлять
такое положение.
Вед. А что,же ты Царь- батюшка горюешь.
Неужели Весне - красне не рад?
Царь: Как же мне не горевать, коль дочь моя весь день
в слезах горючих, наплакала речку, наплачеть и море.
Вот уж горе, так уж горе. Ну зачем мне это море.
Вед. Зови её ты к нам скорей, развеселиться средь людей.
Несмеяна. Не хочу я веселиться, грусть печаль я неуйму,
Скоро я от слез горючих в своем царстве утону.
Царь. Люди добрые, помогите моему горю, Разорвется мое
отцовское сердце.
Вот издал я указ, зачитайте сей же час.
(передает свиток)
Ведущая зачитывает указ
«Я могущественный царь,
Всей России государь,
Свою волю объявляю
Моим подданным повелеваю:
Во дворец созвать танцоров,
Шутников, певцов, жонглеров.
Чтоб Несмеяну развеселить
И заставить грусть забыть!
Кто первым радость принесет,
Без награды не уйдет.
Сразу станет очень он богатым,
Серебром плачу и златом!»
Несмеяна рыдает У-У-У-У
Вед. Как бедняжечка рыдает, во дворце воды полным полно.
Нужно срочно спасать царевну.
Ну-ка Царь-батюшка и ты Царевна усаживайтесь по удобнее,
А веселить вас уж наше дело.
Как при сказочном царе, при Горохе,
Шли веселою толпою скоморохи!
Долго шли и заблудились
Наконец и к нам явились!
1-й скоморох: Встречайте!
К вам пришли веселые насмешники-
Скоморохи и потешники!
2-й скоморох: Мы пришли к вам скуку разогнать
Мы пришли повеселиться, поиграть,
На различные потехи посмотреть,
Поплясать и хором песенки попеть!
3-й скоморох: Больше улыбок, веселья и смеха,
Ждет царевну, скоморошья потеха!
1-й скоморох: Собирайся народ в кучу-
Сейчас пляску отчебучим!
Пляска скоморохов.
2-й скоморох: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,
Да народные поверия послушать?
• Лоб чешется- низко кланяться.
• Правый глаз чешется- на милого глядеть.
• Левый глаз чешется- к слезам.
• Правая бровь чешется –к радости.
• Левая бровь чешется -к дороге.
• Губы чешутся- к гостинцу.
• Чешется кончик носа- жди гостей.
3-й скоморох: А если спина чешется?
1-й скоморох: В бане мыться надо.
3-й скоморох: Вот уж нет! Пусть моется в бане тот, кому лень чесаться!
Вед: Что-то гости заскучали, не пора ли поиграть,
Быстро встали все в кружок, поиграем в «Ремешок»
Проводиться народная игра «Ремешок» (после игры скоморохи садятся вместе с детьми)
2-й скоморох: А сейчас ирга другая,
Скажем, тоже озорная.
Но учтите детвора,
Это мирная игра!
Проводится игра «Бой петухов»
Царь: Ну, что доченька моя?
Развеселили мы тебя?
Нет! Никак не веселиться,
Будем дальше мы трудиться.
Под русскую народную музыку входит Коробейник.
Раздайся народ,
Коробейник идет,
С товарами разными
Лентами красными
С игрушками забавными,
Ложками деревянными!
А ну налетай и товар разбирай!
1-й ребенок. Как у нашего соседа
весела была беда.
Гуси- в гусли,
Утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки,
Скворцы в бубенцы.
2-й ребенок. Две синицы- крошки
Заиграли в ложки!
Играют, играют, всех потешают.
3-й ребенок. Уж как сядем мы играть,
Слушает вся улица.
И кошка с котом,
И петух и курица!
4-й ребенок. Ой, ду-ду! На дубу
Грянул ворон в трубу,
Зашумели леса и пошли чудеса.
Скоморох. Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Собирайся, детвора,
Ворона послушать,
Пряничков покушать.
Вед. Ну, коробейник, нравится тебе наш веселый народ?
Коробейник. Народ-то у вас веселый, а вот в коробейном деле вы разбираетесь? Ни за что вам не догадаться, что за товар лежит в моём коробе!
Ведущий и дети пытаются отгадать, но у них ничего не получатся.
Коробейник. Загадаю вам загадку, может быть, тогда догадаетесь?
(загадки о муз. инструментах)
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук.
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кому носит прямо в рот
И обжечься не дает! (ложка)
Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней,
А как только зазвучит,
Сразу всех развеселит. (балалайка)
Дети. В нашем оркестре всего понемножку,
Звенит треугольник, запели гармошки.
В нем даже играют трещотки и ложки.
(Коробейник раздает детям инструменты из короба)
Оркестр исполняет мелодию на народных инструментах.
Царь. Ну как ты, доченька моя?
Развеселили мы тебя?
Нет! Никак не веселится…
Будем дальше мы трудиться.
Несмеяна. У-У-У-У – слушать больше не могу!
Царь. Непокорная ты дочь!
Хоть людей ты не морочь!
Вед. Как её развеселить?
Может быть передразнить?
Дети читают дразнилки и небылицы.
1-й ребенок. Жили были два павлина – вот и сказки половина.
Жили были два гуся вот и сказочка вся.
2-й ребенок. Жил был царь Ватута
Вот и вся сказка тута!
3-й ребенок. Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон…
Выгляни в окошко,
Голова с лукошко.
Нос с крючком,
Волоса клочком!
4-й ребенок. На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы – красавицы
Смотрят и смеются.
Две девочки. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Вместе. Рева-корова, дай молока,
Сколько стоит! Три пятока!
Несмеяна ещё громче ревё т: Папка, дразнят твою дочь! У-У-У!
Царь. Не могу тебе помочь!
Вед. Как её развеселить?
Может чем-то удивить?
Или как-нибудь увлечь?
Надо ж этот плачь пресечь?
А не то из ручейка скоро будет здесь река.
А теперь ребятки отгадайте-ка загадку.
Реб.
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянились немножко.
Наша русская … (матрешка)
Реб.
Эй, девчонки хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей.
Выходят 4 матрешки танцуют и поют частушки. (дети ср. гр.)
1 матр. Девочки – беляночки,
Где вы набелилися?
- Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
2 матр. Шли матрешки по дорожке
Было их немножко,
Две Матрёны,
Три Матрёшки,
И одна Матрёшечка!
3 матр. Я цветочек вышила,
Жу-жу-жу услышала.
Села пчелка на цветок –
Мастерица – на утёк!
4 матр. Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было бы нас,
Кто бы пел частушки!
Несмеяна. У-у-у, слушать больше не могу!
Царь. Ох, несчастный я отец, изведет меня вконец!
Матрёшка. Царь Горох ты не грусти
Несмеяна – не реви.
Вас сейчас я рассмешу
И загадку расскажу.
Кто на них руками машет –
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт –
С медом ест и с медом пьёт. (пчелы)
Вед. Как хандру её унять,
Может надо поиграть!
Пчёлочки, шмели, летите,
И царевну веселите!
Надо вам потанцевать,
И цветок успеть занять.
Игра: «Кто быстрее займет цветок!» (дети 2 мл. гр.)
Вед. Вот пчелки кружатся, летают,
Мед на зиму запасают.
Несмеяна. У-у-у.
Царь. О-хо-хо-хо-хо-ох!
Коробейник. Расступись, народ честной,
Тут медведюшка со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
А ну-ка, Мишенька Потапыч,
Родом боярыч,
Ходи, ну, похаживай,
Говори – поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну, поворотись,
Развернись,
Добрым людям покажись!
Медведь кланяется публике.
А ну, как старые старушки,
Молодые молодушки
На барщину ходили,
До дыр пяты сносили?
Медведь бегает туда-сюда, поднимает ноги, смотрит на пятки, разводит руками.
А как тёща про зятя блины пекла
Да угорела,
Головушка заболела?
Медведь обвязывает голову полотенцем, обхватывает её руками, качается из стороны в сторону.
А как красные девицы моются,
Белятся, румянятся,
В зеркальце глядятся,
Да из-под рученьки женишков
Выглядывают?
Медведь «красит губы», вертится, прихорашивается, выглядывает из-под руки.
А ну, как малые ребятишки
Горох воровали,
Тишком – тайком, где сухо –
Там брюхом,
Где мокро – там на коленочках?
Медведь сначала идет на цыпочках, потом ползет, потом передвигается на четвереньках.
А как им за это мужички
Давали тычки?
Медведь дерется, рычит.
Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Медведь пляшет под музыку.
Прибодрись же, Михайло Потапыч,
Поклонись на все четыре ветра
Да поблагодари за почет, за гляденье!
Медведь раскланивается и уходит.
Несмеяна. У-у-у, слушать больше не могу!
Царь. О-хо-хо-хо!
Вед. Стонет бедный царь – горох!
Что же делать, кто поможет?
Слышу топот я копыт.
Кто-то на коне спешит!
Под казачью мелодию выезжает Ваня на коне.
Ваня. Что же вы ребята, нынче приуныли?
Или вам ребята, разгуляться негде?
Царь. А ты кто такой?
Ваня. Ваня я, ты что слепой?
Неженатый, холостой!
Исполняет песню: «Хороши весной в саду цветочки…»
Подходит к Несмеяне. Ваня: - Красавица, ни одного изъяна!
Как зовут то?
Несмеяна. Несмеяна!
Ваня. Несмеяна, не сердись,
Без тебя мне жизнь не жизнь!
Будешь ты моей женой?
Несмеяна. Я согласна быть с тобой!
Царь. Вот так чудо, вот так да!
Улыбнулась дочь моя.
Но не к лицу красе такой
Быть мужицкою женой!
Несмеяна. Не отдашь за Ивана меня,
Буду плакать 3 ночи, 3 дня!
А-у, у-у-у, о-о-о, а!
Царь. Ладно, ладно, я … со-гла-сен.
Ваня. Вот чудесно, не дать не взять,
А теперь я царский зять!
Царь. Отныне не делать грустные лица.
Приказываю всем тотчас веселиться!
Вед. Ой, ребята, посмотрите, какая на небе радуга появилась!
Высохли слёзы,
Утекла последняя талая вода,
Да здравствует красавица Весна!
Весна и все артисты: Пусть теплеют ваши души и сердца!
Мы желаем всем вам света и добра!
Пусть на ваших дачных грядках
Будет все всегда в порядке!
Желаем вам теплого мая!
И богатого к осени урожая!
Весна раздает детям цветы (чупа-чупс)
Исполняется всеми песня «Раз – два- радуга».
Вед. А как в старые времена то ведётся, уж если все ладком, да мирком заканчивалось. Собирались все за одним большим столом чаю испить. Чайку самоварного, горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией.
Милости просим на чашечку чая!
Рады всех мы угостить,
Чаем вволю напоить!
Матрешка. Гости в дом, самовар на стол.
Скоморохи. Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Дети. Мы вас к чаю приглашаем,
Чай горячий – наша сила,
Украшение стола,
С чаю лихо не бывает,
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Ваня. Не красна изба углами –
А красна пирогами.
Несмеяна. Чай пить – не дрова рубить,
Чаем угощайтесь – здоровья набирайтесь.
Вед. Наступает час прощанья,
Будет краской наша речь.
Говорим вам «До свидания!
До приятных, новых встреч!»
Звучат русские народные мелодии в записи, дети спокойно выходят их зала.
Литература : «Веселая ярмарка» Н. В. Бердникова
«Жили-были, хоровод водили» В. М. Паншина
«Народные игры в детском саду» Л. А. Лялина
«Музыкальный руководитель» журналы