Наталья Вишнякова
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, интерес к поэзии;
- закрепить знания детей о творчестве поэта, о его роли в обогащении русского языка;
- учить детей подбирать рифмы к словам;
- объяснить детям значения устаревших слов;
- обогащать словарь детей образными выражениями;
- закреплять умение решать кроссворды.
Ход
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами вновь отправляемся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ „Путешествие в мир сказок А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Даша. Я думаю, что Пушкина назвали народным потому, что его сказки очень похожи на русские народные сказки.
Ульяна. А я думаю, что Пушкина назвали народным потому, что его стихи, сказки были понятны всему народу – и бедным, и богатым, и взрослым, и детям.
Воспитатель. Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком.
А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни.
Вот, например, слова «Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки все, что желала, в конце сказки потеряла все из-за своей жадности и осталось опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял все из-за своей глупости или жадности.
А слова «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.
Чтобы попасть в сказочную страну, вы должны пройти испытание: вспомнить отрывки из сказок Пушкина или его стихи. Кто начнет?
Дети читают стихи и отрывки из сказок Пушкина. После прочтения очередного отрывка воспитатель «экзаменует» детей, спрашивая, из какой сказки эти строки.
Воспитатель. Вы успешно прочитали первое испытание, и мы попали в сказочную страну, где все по-настоящему волшебное, даже слова в стихах Пушкина таятся в себе настоящее волшебство.
Раздается стук в дверь, и в группу входит мальчик в костюме кота.
Кот. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, Наталья Алексеевна! Я узнал, что сегодня на занятии вы разговариваете о сказках Пушкина, и решил прийти к вам в гости. Кроме того, я принес вам письмо из другого детского сада, где дети просили ответить на несколько вопросов. Я не смог им помочь, может быть, вы сможете.
Воспитатель (открывает и читает письмо). Да, действительно, дети из соседнего детского сада просят вас объяснить значение некоторых слов, которые встречаются в сказках Пушкина. Все вы, наверное, помните строки из «Сказки о рыбаке и рыбке» :
Жил старик со своею старухой у самого синего моря; Они жили в ветхой землянки Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Ребята просят вас объяснить смысл слов «землянка», «ветхая», «невод».
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, а вот что такое землянка? Это, ребята, жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
Кот. Ой, а я-то не знал, как объяснить это ребятам. Но теперь с вашей помощью я уже знаю, как им помочь. А вот что означают слова «рать», «гонец» из «Сказки о царе Салтане…»?
Ответ детей.
Кот. А почему же тогда гонец? Ну, назвали бы его посланником.
Ответы детей
Кот. Вот еще непонятное слово «затейница» - это о моей подруге белочке из «Сказки о царе Салтане…».
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Мне очень нравится, как вы рассуждаете, ребята. А вот еще два слова с противоположным значением «темница» и «светлица».
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Вот так мы с вами прошли второе испытание в сказочной стране сказок Пушкина. А теперь в нашем путешествии музыкальная остановка. Я хочу, чтобы вы послушали музыку, отрывок из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». Как вы думаете, на что похожа эта музыка и как называется этот отрывок?
Звучит фрагмент «Полет шмеля» или «Океан-море синее». Воспитатель предлагает детям подвигаться под музыку, изображая летящего шмеля, который кружится над цветком, или море в разную погоду – грозное, штормовое или спокойное, ласковое.
Воспитатель. Мы немного отдохнули, а теперь испытания продолжаются. Рифмы к словам. Поиграем в рифмы.
Воспитатель называет слово, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.
ЛОЖКА - кошка, плошка, мошка, картошка,
СОВЕТ - ответ, привет,
МАЙКА - гайка, зайка, зазнайка,
ПАЛКА - галка, скалка, скакалка,
КОТ - бегемот, кашалот,
КРУЖКА - подружка, клюшка,
КРЫЛЬЦО - кольцо,
БЕРЕЗЫ - розы, мимозы, занозы,
ОСИНА - кручина, перина, пучина,
ОСИНЫ – апельсины,
ГРАД – виноград, шоколад, мармелад,
Кроссворд «Составь слова из слогов»
Воспитатель. Молодцы, я думаю, что есть вы, поупражняетесь в подборе рифм, то вскоре и сами сможете сочинять стихи. А теперь почитаем немного. Вот знакомое вам задание: из слогов, написанных здесь, вы должны составить слова. Кроссворд этот с секретом: здесь, среди других слов, спрятаны герои сказок Пушкина. Победит в нашей веселой игре тот, кто сумеет их найти.
ГУ ТА КО ЛИ РО
РУ РА СИ РИ
ХА С ЖА СА С
Воспитатель. Ну что ж, ребята, вот и закончилось наше путешествие по стране сказок Пушкина. Мы узнали много нового и интересного, познакомились с перлами народного русского языка. И хотя наше занятие закончено, с героями сказок Пушкина вам предстоит встретить еще не раз.