Елена Евгеньевна Бабуричева
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего возраста «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей познавательного интереса к жизни животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж, тюлень, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
2. Закрепить знания об особенностях природных условий Крайнего Севера
3. Учить устанавливать связь между средой обитания и внешним видом животных
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего возраста „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
1. Развивать у детей мышление, зрительное внимание, способность наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы о природных условиях Крайнего Севера, рассматривание серии картинок «Север»
Материал: презентация «Северный полюс», проектор, экран, разрезные картинки
Оборудование для опыта: емкость с водой, салфетки, масло подсолнечное или детский крем.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Дети стоят рядом с воспитателем.
Воспитатель: у меня сегодня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас?
-Предлагаю взяться за руки и сказать волшебные слова доброго утра:
Вправо, влево повернись
И друг другу улыбнись
Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
-Я приглашаю вас сегодня в путешествие на Северный полюс.
- Вы бы хотели побывать на Северном полюсе? (да)
-Как нужно одеться для того, чтобы поехать на север? (тепло)
- Почему вы решили, что надо тепло одеться? (На Северном полюсе, как у нас зимой, там холодно, там зима).
- Что нужно надеть на себя? (перечисляют)
Дети имитируют одевания одежды на себя.
Надеваем мы зимой
Шапку, шубку,
шарф с тобой.
Валенки мы обуваем
В них штанишки заправляем
Рукавички мы наденем,
Ни за что ни заболеем.
Воспитатель: как вы думаете, какое средство передвижения поможет нам преодолеть большое расстояние? (это самолет).
- Готовы? Садимся в самолёт! Дети садятся на стулья в самолёт.
Слайд 1 Слова капитана «Уважаемые пассажиры. Вас приветствует командир авиалайнера 62. Пожалуйста, пристегните ремни. Мы взлетаем. Наш курс Северный полюс. Звукозапись «Самолёт» взлетает.
2. Основная часть
Презентация «Путешествие на Северный полюс».
- Наш самолет летит быстро, мы снижаемся, приземлились. Дети около воспитателя.
Слайд 2
Воспитатель: где же растения? (Их нет, потому что очень холодно, кругом снег, лёд)
Воспитатель: мы находимся с вами, ребята в Арктике.
Звук вьюги, пурги.
-Что это за звук? (ветер, вьюга)
-А вот интересно в таком холоде живут какие-нибудь животные? Вы как думаете? (не знаем, живут, не живут)
-Пойдём, посмотрим!
Игра «Собери картинку» Дети подходят к столам с льдинами.
Разрезанные картинки лежат на льдинах.
-Ой, ребята, посмотрите льдины, а на них цветные картинки, давайте соберём их и посмотрим, что у нас получиться?
Дети выбирают льдину и собирают картинку.
-Что изображено на картинках? Это взрослые животные? (Это детёныши животных, это животные маленькие)
-А что делают здесь детёныши одни? Ребята! Они, наверное, потерялись!
-Хотите им помочь? (Да)
-Вы сможете? (Да)
-Что нам надо сделать, чтобы помочь малышам? (Найти их мам)
-Вы знаете, как называются эти детёныши? (да, нет)
-А как мы узнаем маму каждого детёныша? (они похожи) – если не назовут детёнышей.
-Отправляемся на поиски мам.
Мы идём себе вперёд (шагают на месте)
Очень удивляемся (разводят руками)
Слева – лёд, и справа – лёд (повороты туловищем влево, вправо)
Перед носом тоже лёд (наклоны вперёд)
Где же он кончается? (руку ко лбу, смотрят в разные стороны)
-Смотрите, кто это? Слайд 3 Дети садятся на стулья
-Да, это тюлень
Воспитатель: Тюлень крупное животное, которое живет и на суше, и в холодной воде. Тело его покрыто жесткой и короткой шерстью, обычно серого цвета с пятнышками. У тюленя большое толстое тело, маленькая головка на короткой шее.
-Что есть на мордочке у него? (На мордочке есть большие глаза, нос, рот, усы и маленькие ушки).
Воспитатель: на что похожи конечности тюленя? (на плавники рыбы) (Ответы детей).
Воспитатель: они называются «ласты». (Повторите вместе) Благодаря ластам, тюлень быстро плавает.
Воспитатель: тюлени очень любят плавать, но на суше и льдинах они отдыхают. Место, где отдыхают тюлени, называется лежбище (Повторите вместе)
Воспитатель: как вы думаете, почему тюлень не замерзает, ведь у него короткая шерстка? (Ответы детей).
Воспитатель: у тюленя есть подкожный жир, который согревает и никакой мороз ему не страшен.
Воспитатель: тюлени – хищники, питаются рыбой.
Воспитатель: как называют детёныша тюленя? Найдите его картинку (тюленёнок) Слайд 4 (вместе)
-Его называют белёк.
-А почему, как вы думаете детеныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
-А вот ещё, ребята животное. Кто это? Слайд 5
Олень
-Северный олень приспособился жить в суровом климате. Тело северного оленя покрыто густой шерстью.
-Что у животного есть на голове? (У оленя на голове рога)
- Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у него.
- А что на ногах у оленя? (копыта)
-Для чего нужны копыта оленю? (ответы)
Широкие копыта нужны оленю для того, чтобы он не проваливался в снег, еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей. Это животное очень доброе, и поэтому люди их приручают как домашних животных.
-Как называют детёныша оленя? (оленёнок)
-Какие вы молодцы! (имя) найди картинку оленёнка. Вы помогли ещё одному малышу! Слайд 6 (вместе)
- Отправляемся дальше Физкультминутка
Мы идём себе вперёд (шагают на месте)
Очень удивляемся (разводят руками)
Слева – лёд, и справа – лёд (повороты туловищем влево, вправо)
Перед носом тоже лёд (наклоны вперёд)
Где же он кончается? (руку ко лбу, смотрят в разные стороны)
-Смотрите, ребята, кто-то около воды лежит. Кто это? Слайд 7 Дети садятся на стулья
Воспитатель: это морж
Морж тоже крупное животное. А вместо лап у моржа плавники.
-Зачем моржу плавники? (Благодаря им он очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше). На верхней губе у моржа находятся толстые длинные толстые усы, похожие на щётку.
-Посмотрите какие у моржа клыки! Для чего они нужны? ( Длинные клыки очень нужны моржу: он пользуется ими, защищаясь от врагов.) С помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен.
Воспитатель: как называют детёнышей моржа? (моржонок) Значит вы помогли и ему найти маму! Молодцы! СЛАЙД 8 (вместе)
-Кто же у нас остался без мамы? (медвежонок) Кого ищем? (медведицу)
-Посмотрите, это не она? Слайд 9 (Да, это белая медведица). Слайд 10 (вместе)
Воспитатель: белый медведь – грозный хищник.
Воспитатель: почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
Воспитатель: впадает ли он в спячку? Почему вы так думаете?
Воспитатель: медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
Воспитатель: а питается он рыбой, тюленями, моржами.
Воспитатель: чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд.
Белый медведь спокойно ныряет в ледяную воду. Чтобы выбраться наружу, медведь хватается мощными когтями за проплывающую льдину. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Замерзает, становится мокрой).
Затем зверь отряхивается, и его шерсть вновь становится сухой и не обмерзает.
Воспитатель: хотите это проверить? (да). Подготовимся к работе в суровых условиях.
Физкультминутка
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз И на льдинки все садись.
Исследовательская деятельность: Дети стоят около стола
Воспитатель: В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку маслом, снова опустим в воду и вынем.
Воспитатель: что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
Воспитатель: как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
Воспитатель: рукой, капельки легко отлетели.
Воспитатель: что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитанная жиром).
Воспитатель: что-то я очень замёрзла. Не пора ли нам возвращаться в детский сад?
Звучит музыка самолета. Дети имитируют возвращение в детский сад. Слайд 11
Уважаемые пассажиры, через несколько минут наш самолёт начнёт снижение, будет готовиться к посадке. Пожалуйста, пристегните ремни.
Воспитатель: Ребята, вы наверно устали? Путь был нелегкий. Предлагаю поиграть.
Игра «Четвёртый лишний» Слайд 12,13,14
Итог
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы были?
-Какие животные живут на Севере?
-Молодцы, вы сегодня были очень внимательными, добрыми, помогли малышам найти мам и узнали некоторых животных севера.