ОКСАНА БОГДАНОВА
Конспект занятия по познавательному развитию «Кубанское поле»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 пос. Красносельского
муниципального образования Гулькевичский район
ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ТЕМУ: «Кубанское поле»
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема организованной образовательной деятельности: «Кубанское поле».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Кубанское поле“» размещена в разделах
Группа (возраст детей) : старшая группа (5-6 лет)
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о культурных полевых растениях, выращиваемых в Краснодарском крае.
• Учить отгадывать предлагаемые загадки.
• Расширить знания о постоянных обитателях поля и их приспособленности к условиям существования.
Развивающие :
• Развивать познавательный интерес, поисковое мышление.
• Развитие связной речи, памяти.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к труду земледельца, бережное отношение к результатам его труда.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание книг, открыток, альбомов о природе Кубани, разучивание кубанских пословиц и поговорок.
Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, картинки с изображением растений и животных, птиц поля, образцы полевых культур, кофемолка, лист бумаги, раздаточный материал для выстраивания пищевых цепочек.
Содержание организованной деятельность
Воспитатель: ребята подойдите ко мне, давайте встанем с вами в круг:
собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
и друг другу улыбнёмся.
А теперь отгадайте мою загадку: зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. (Ответы детей).
Воспитатель: правильно – это поле, а был ли кто-нибудь из вас в поле? У меня есть к вам предложение, давайте свами сегодня поедем туда! (Обыгрывание поездки).
Воспитатель: вот мы и приехали! Посмотрите, как здесь красиво.
Воспитатель: скажите, как называется край, где мы с вами живем? (ответы детей).
Воспитатель: да, нам с вами довелось родиться в Краснодарском крае. Наш край ещё называют Кубанью, так же как нашу самую большую реку. Издавна казаки, живущие на Кубани, очень любили свою землю и заботились о ней, благодаря их труду степная часть Кубани была превращена в плодородные поля. Земля — это богатство нашего края. В народе говорят: Землю уважай,
она дает урожай. Земля кормит людей, как мать детей.
Воспитатель: как вы считаете, почему так говорят о земле? (Ответы детей).
Воспитатель: ребята, а вы бы хотели познакомиться с жителями этого царства? (Ответы детей). Тогда пойдемте знакомиться.
Показ презентации
Воспитатель: кто знает, что выращивают у нас на полях? (Ответы детей).
Воспитатель: щедрая земля Кубанская, на полях кубанцы выращивают : рожь, пшеницу, ячмень, овес. Давайте подойдем к столу, и рассмотрим: образцы, этих культур у меня на столе? (ответы детей).
Все это травы, которые имеют прочный стебель - соломину. Плод зерновых-зерно. В народе говорят: «Одно зерно в землю бросил, а целую горсть взял». Сначала злаки колосятся, потом они цветут и опыляются. А после опыления начинает развиваться плод-зерно. Из зерна получают, муку, крупу, макароны, крахмал и другие продукты питания. Долог и труден путь зернышка на наш стол.
Физкультминутка
Воспитатель: а теперь давайте с вами представим, что вы маленькие зернышки. Бросили зернышки в землю (присесть). Росли, росли они подрастали (медленно подниматься). Солнышко их согревало, дождик поливал, ветерок колосья качал (покачиваться из стороны в сторону). Пришло время зерно собирать. Вышли на поля комбайны (выполнять вращательные движения перед грудью). Обмолотили зерно и повезли ее грузовики на мельницу («проехаться» на машинах по кругу, вращая руль перед собой). На мельнице его смололи (круговые движения перед грудью). И получилась мука, а из нее испекли пирожки (печь пирожки).
Воспитатель: на наших полях еще выращивают еще один «хлеб» – картофель (показывает картофель). В картофеле содержатся крахмал, белки, сахар, клетчатка, витамины, соединения кальция, пектиновые вещества, железо. Все эти вещества необходимы для организма человека и поэтому картофель представляет большую ценность как продукт питания. Картошку варят, жарят, пекут. Она вкусна в любом блюде. Еще этот овощ обладает и целебными свойствами. Из горячего толченого картофеля делают согревающие компрессы, над паром отварной картошки дышат, чтобы вылечить кашель. Сырым картофелем раньше лечили ожоги.
У картофеля есть свой враг-опасный вредитель колорадский жук-листоед (рассмотреть жука). Его надкрылья имеют желтоватый оттенок с десятью темными полосками (пересчитать, на лбу у него черное треугольное пятно. Зимует жук в земле. Особенно прожорливы его личинки.
Подвижна игра «Картошка и колорадский жук»
(Среди ребят, выбирается водящий - «колорадский жук», который должен поймать и «съесть» картофелины - остальных детей).
Воспитатель: а сейчас вы сами скажете мне, что выращивают на Кубани еще. Вернее – отгадаете загадку.
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат. (Подсолнух).
В народе это растение называют просто-подсолнух, но правильное название-подсолнечник. Как вы думаете, почему люди так назвали это растение? (Ответы детей). Правильно, из-за удивительной способности растения поворачивать головку вслед за солнцем, провожая его от рассвета до заката. Как называется поле с подсолнухами? (Подсолнуховое поле.)
Гимнастика для глаз
Ребята, я вам предлагаю последить за солнцем, как подсолнухи. А следить будем, не поворачивая головы - глазами.
Воспитатель: как вы думаете, для чего люди выращивают целые поля подсолнечника? (Ответы детей).
Воспитатель: Подсолнечник, это не только семечки, но и подсолнечное масло, халва.
Воспитатель: а сейчас подойдите к столу, давайте рассмотрим семечки. Что вы можете сказать? (Ответы детей).
Воспитатель: а как вы думаете, как же из этих семечек получают подсолнечное масло? (Ответы детей).
Воспитатель: давайте попробуем измельчить семечки при помощи электрического прибора-кофемолка. Что у нас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: как вы думаете, что будет если подсолнечное масло положить на лист бумаги? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте положим получившуюся кашу на лист бумаги, а сверху прикроем вторым листом и немного надавим руками.
Воспитатель: что получилось (Ответы детей). Да из семечек подсолнечника получается подсолнечное масло!
Воспитатель: ребята, а где используют подсолнечное масло? (Ответы детей)
В подсолнечном масле содержится много витаминов и жирных кислот полезных для здоровья.
Воспитатель: а теперь следующая загадка:
Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива!
Прячу в светлые перчатки
Золотисты початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней, я - (Кукуруза).
Воспитатель:
Называют кукурузу
Царицею полей.
Это детки означает,
Что нет равных в поле ей.
Она всю скотину кормит
И растет как дар земли,
Чтобы все мы были в форме.
Воспитатель: Ребята, из кукурузы можно приготовить множество вкусных и питательных блюд. Зёрна кукурузы консервируют и добавляют в салаты и вторые блюда. Из кукурузной муки пекут оладьи, блины, пироги, печенье, пирожные, делают запеканки и попкорн. А из раздробленных зёрен кукурузы изготавливают кукурузные хлопья. Кукурузные стебли используют при изготовлении бумаги и искусственного шёлка, а из початков делают клей и линолеум. Кукурузу с удовольствием едят животные. Для них из
кукурузы делают силос. Вот какое щедрое, доброе, вкусное и полезное растение кукуруза. Из кукурузных листьев - талаша - делают различные изделия и игрушки. Кукурузные рыльца являются лекарством от некоторых болезней.
Воспитатель: теперь мы знаем, что за культуры растут на наших полях, а кто мне скажет, кто на этих полях живет? (ответы детей).
Воспитатель: на полях зерновых обитают: жаворонки, овсянки, коньки, перепел, лунь.
Давайте посмотрим на эту птицу, ее можно узнать по песне - мелодичной и протяжной, жалобной, звенящей высоко в небе. Увидеть птицу близко трудно, потому что оперение у нее цвета земли – эта птица жаворонок. Он пьет росу, питается насекомыми и семенами растений.
Овсянка - частый гость на полях, где растут зерновые культуры. Кроме того, птицы поедают и другую пищу, например, ягоды и насекомых. У овсянки, как и в других зерноядных птиц, клюв особой формы - короткий, но очень прочный. С его помощью птица с легкостью очищает зерно от шелухи.
Полевой конек- питается главным образом насекомыми и их личинками, особенно охотно ловят жуков и прямокрылых (кузнечиков, саранчу, корм собирают на земле.
Перепелка всегда привлекала человека своей вечерней песней. Летом на засеянном поле часто слышится ее выразительный голосок и угадываются слова: "спать пора". Впрочем, в старину людям казалось, что птичка выговаривает другое: "подь-полоть".
Лунь - птица хищная, у него крючковатый клюв, сильные лапы с перьевыми штанишками до коленных сгибов. Тело птицы стройное, питается он полевками, песчанками. Все они являются вредителями сельскохозяйственных угодий. Получается, лунь – помощник фермеров.
Типичный представитель животного мира полей – мышь полевая. Весной и летом они живут на возделанном поле, а зимой переселяются в дома, сараи, конюшни. Кроме насекомых и червей они питаются хлебными зернами, семенами растений луковицами.
Землеройка - самое маленькое насекомоядное млекопитающее, которое по виду напоминает мышь. Она очень капризна боится жары, света и засухи, зато бегает быстрее молнии, пища – насекомые, мелкие земноводные, черви.
По окончании обзорных рассказов, воспитатель вместе с детьми (с использованием раздаточного материала) выстраивает пищевые связи:
• в поле много зерна, его едят птицы, животные (мышь, землеройка);
• пшеница является прибежищем для птиц и животных;
• мышей едят хищные птицы-луни.
Воспитатель: ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад. (Обыгрывание поездки).
Рефлексия
Воспитатель: что вам понравилось на сегодняшнем занятии? И какие выводы вы сделали?