Платонова Анна
Конспект занятия на тему: «Осенняя история» для детей средней группы
Цель: Систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе.
Задачи: Формировать обобщенное представление детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью; уточнить и закрепить знания о деревьях: дубе, клене, рябине, березе; способствовать познавательно – исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования; развивать связную речь; создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями природы. Чтение «Осенняя сказка» Н. Абрамцева, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций.
Публикация «Конспект занятия на тему: „Осенняя история“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал:
Письмо; картинки деревьев (дуб, клён, рябина, берёза, осенние листья; две разрезные картины об осени; гуашь, кисточки, палитра, модели (круги, подставки под кисть, салфетки, лист бумаги, непроливайки.
Время проведения: 25 минут.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, что это? (письмо)
- А кто же нам его прислал? На конверте ничего не написано. Давайте откроем и прочтём.
Здравствуйте, дорогие ребята! Со мной случилась беда и я прошу вас о помощи. Уже давно прозвенел желто-красно-оранжевый будильник, и я проснулась. Но выйти из своего домика и всем показаться я не могу. Пока я спала злая колдунья леса спрятала мою волшебную шаль. Моя золотая шаль соткана из нитей грибного дождя и солнечных лучей, а если приглядеться, виделись в золоте разноцветные осенние листья, грибы и колосья, виноград и яблоки, и улетающие журавли, и ещё столько всего, что даже я не могу запомнить. Злая колдунья отдаст мою золотую шаль если пройти испытания, которые она подготовила.
- Ребята, как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)
- Как можно помочь? (Пройти испытания)
- Вы готовы к испытаниям?
- Давайте сделаем разминку перед испытаниями.
Физ. минутка: в лес отправимся гулять, (маршируют)
Будем весело шагать
По тропиночке пойдём (ходят змейкой)
Друг за дружкою гуськом,
На носочки встали (бегут на носочках)
И к лесу добежали.
1. Испытание:
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки» (листья)
- Какие деревья ребята вы здесь видите? (Дуб, береза, рябина, клен)
- посмотрите сколько у нас листьев в корзине, но они все перепутаны. Вам нужно разобрать листочки и прикрепить каждый листочек на то дерево с которого оно упало.
Игра «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо-влево)
Будто опять закружится хотят (кружатся на месте, на носочках)
- Как вы думаете, почему осенью опадают листья с деревьев? (Ответы)
- Правильно. Воздух охлаждается, солнце не прогревает землю. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха.
2. Испытание:
«Соберите картины»
- Ребята, злая колдунья разрезала картины на мелкие детали, вам нужно их собрать и сказать чем они отличаются.
- Какое время года изображено на этих картинах? (Осень)
- Почему две картины об осени, такие разные? (Две осени)
- Ранняя осень, какая? (Золотая, Разноцветная)
- Поздняя осень, какая? (Хмурая, дождливая) - Поздней осенью погода холодная.
3. испытание:
«Отгадай загадку»
- Ребята, вам надо отгадать загадки, которые вам помогут вспомнить приметы осени.
1. листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это …» (Осень)
2. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
3. В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли … (Зонт)
4. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад)
5. Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Всё, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний … (Урожай)
- Ребята, вы знаете приметы осени? (Да)
- Поиграем в игру «Осенние приметы» когда я назову приметы осени, говорите дружно «Да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «Нет»
- Осенью цветут цветы? (нет)
- Осенью растут грибы? (да)
- Тучки солнце закрывают? (да)
- Часто – часто льют дожди? (да)
- Туманы осенью плывут? (да)
- Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
- Звери норки закрывают? (да)
- Урожай все собирают? (да)
- Птичьи стаи улетают? (да)
- Солнце светит очень жарко? (нет)
- Все купаются в реке? (нет)
- Можно детям загорать? (нет)
- Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да)
- Сапоги всем обувать? (да)
- Молодцы! вы знаете приметы осени.
4. Испытание:
«Получи путём смешивания новые оттенки»
- Ребята, какого цвета бывают осенние листочки? (красные, желтые, зелёные, оранжевые)
- Вам нужно будет разукрасить осенние листочки, но вот беда некоторых цветов не хватает.
- Ребята, каких цветов не хватает? (оранжевого, зеленого)
- Давайте с вами проведём эксперимент, чтобы получить нужные цвета.
Дети вместе с воспитателем смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают осенние листочки. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синею с желтой – зелёный; красную с синей – фиолетовый; синею с белой – голубой.
- Вам понравилось рисовать?
Сообщение от злой колдуньи:
«Вы прошли все испытания. Я возвращаю золотую шаль Осени. Теперь она сможет выйти из своего домика и показать всем свой красивый наряд».
Подведение итога занятия:
- Что интересного вы узнали? (Ответы детей)
-Какой опыт мы с вами провели? (Ответы)
- Назовите приметы осени? (Ответы)