Арсланбекова Анара
Конспект занятия в форме экскурсии по лесопарку в средней группе «Весеннее пробуждение природы»
Ход занятия
Занятие можно провести как в группе, так и на прогулке.
Здравствуй, лес, зеленый лес, полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темною, грозовой?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.
Любуемся красотой весеннего леса, посвящая ему стихи.
Слушаем весну: шелест листвы на ветру, пение птиц…
Публикация «Конспект занятия в форме экскурсии по лесопарку в средней группе „Весеннее пробуждение природы“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Чем пахнет весна?
Вдыхаем полной грудью «живой» воздух леса.
- Вспомнпите, почему мы так называем воздух в лесу.
- Как изменилась жизнь растений с приходом весны?
Они проснулись. На деревьях и кустах почки раскрылись ярко зелеными молодыми листочками. Зазеленели травы.
- Кто же разбудил их?
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть,
И ручьи пустились в путь.
Теплое солнце растопило снег и лёд.
- Во что они превратились?
Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы, и они зазеленели.
- Почему воду назвали талой, как вы думаете?
Если солнышко спряталось за облако или за тучу, его можно позвать:
Солнышко, выгляни!
Красное, посвяти!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На яблоньку высокую,
На веточку зеленую.
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее.
- Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Поробуем отыскать березу, дуб, рябину, ель, сосну. Посмотрите внимательно на березу.
- Что вы видите на её ветвях, среди листьев? (Сережки.) Так береза цветет.
Иногда можно увидеть, как «Плачет» береза. Стекает по белым стволам прозрачные сладкие «слезы»
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом берёзы.
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струей.
(Р. Сологуб)
Березовый сок – вкусный и полезный напиток. Но брать его у березы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большим, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать землей, глиной или пластилином.
- Найдите теперь клён. Посмотрите, у него совсем другие цветы. И что интересно: появились они на дереве раньше, чем листья.
- Как цветут другие деревья и кусты? Посмотрим.
Земля покрывается молодой зеленой травкой.
- Какая она?
- Где трава уже появилась, а где еще нет?
Там, где много солнца, там и травы много. А в тех местах, где тень и сыро, трава еще не взошла.
- Почему как вы думаете?
Посмотрите, кое –где виднеются цветы с маленькими желтыми головками. Это мать-и-мачеха. Они появляются на бурой голой земле, когда кругом нет ни одного зеленого росточка. Эти цветы первоцветы.
- Как вы думаете, почему их так назвали?
Сначала мать-и-мачеха цветет. Посмотрите, её маленький пушистый цветочек покачивается на тоненьком стебельке. Внимательно рассмотрите стебелёк.
- Чем он покрыт (Пушком)
- Как вы думаете, зачем? Он, как шубка, защищает цветы от холода. Вслед за цветком появляются листья. Лист у мать-и-мачехи необычный. Верхняя сторона у него гладкая, блестящая и прохладная. А нижняя теплая и мягкая. Сорвите лист и приложите его к щеке одной и другой стороной. Что вы почувствовали?
Интересно, что каждый вечер мать-и-мачеха «ложится спать».
- Как же она это делает? Складывает лепестки цвета в бутон и опускает головку. «Спит» она и в пасмурные дни.
- О чем же сейчас рассказывает нам мать-и-мачеха?
- Узнаете, какому цветку принадлежат эти длинные листья? (Одуванчиу.) Скоро весь лес покроется этими ярко-жёлтыми цветами.
Не рвите мать-и-мачеху и одуванчики»!Эти цветы не умеют стоять в вазах, они сразу умирают. В земле же они цветут долго и всех радуют своей красотой.
- А вы знаете, какие цветы могут стоять в вазе?
Смотрите, вдоль дороги растет травка с круглыми выпуклыми листьями.
- Что это? Это подорожник.
- Как вы думаете, почему его так назвали?
Его листья прижаты к земле.
- Что прячет он под ними? Посмотрим. Подорожник не даёт солнцу высушить землю вокруг себя. Так он сберегает влагу для своих корней.
Но вот подорожник поднял листочки.
Как вы думаете, почему? Земля под ним очень сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. Подорожник – растение доктор.
- Кто знает, чем может помочь подорожник? Если приложить чистый лист к ушибу, боль станет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убъёт микробов, и рана быстро заживёт.
А теперь поговорим об обитателях леса.
- Кого мы видели над цветками деревьев?
Пчёлы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладкими запахами. Летят они лакомиться сладким соком. Проснулись и муравьи, и жуки. Многие птицы вернулись из жарких стран.
- Как вы думаете, почему?
- Какие птицы вепнулись? (Скворцы, грачи, утки.)
-Чем сейчас заняты птицы? Строительством гнёзд. Скоро отложат птицы яйца и начнут высижывать птенцов.
Подведение итога занятия
Природа пробудилась от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Умываетесь. Земля, растения тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он всё вымоет и напоит всех.
До свидания, лес!
- Вспомните, чем дорог нам лес.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес!
Работа с пособием
Задание «На каком рисунке изображена весна?.»
- На каком рисунке изображена весна? Расскажите, как вы догадались, где изображена весна.
Задание «Раскрась шубки белки и зайца по весеннему»
Попросите детей рассказать, какого цвета шубки у зайца и белки зимой.
- Зачем зайцу зимой белая шуба, а белке – серая? Какого цвета становятся они весной?
- Выберите карандаши и раскрасьте рисунок до конца.
Задание «Ракрась машины, которые помогают человеку весной в поле….»
Прежде чем приступать к выполнению задания, попросите детей ответить на вопросы:
- Вы захотели посадить растение. Что надо сделать прежде всего?
- Чем вы будете копать землю?
Много ли можно вскопать лопатой?
- Чем можно вскопать огромные поля?
Попросите детей найти трактор и объясните, как с его помощью можно вскопать землю.
- Что вы будете делать после того, как земля вскопана?
- Как вы будете сажать семена?
- Можно ли вручную засеять огромные поля?
Попросите детей найти на картинке сеялку.
- Как вы думаете, нужен ли весной в поле автобус (грузовик?
- А теперь раскрасьте машины, которые помогают человеку весной в поле.
Задание «Зачеркни те рисунки, на которых ребята поступают непраильно»
Рассматривайте рисунки поочередно.
- Что делает мальчик на первом рисунке?
- Как вы думаете, зачем он берёт яйца из гнезда?
Спросите у детей, почему этого нельзя делать (птица может после этого не вернуться в гнездо, и птенцы не вылупятся).
- Нужно ли подкармливать птиц, как это делают дети на втором рисунке?
- Зачем дети строят скроречник?
-Что делает девочка на последнем рисунке?
- Как вы думаете, можно ли ломать чей-либо дом?