Светлана Барахтенко
Конспект занятия по поликультурному образованию «Заяц в русской и мансийской сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа
Дидактические задачи:
О. о. «Познание» детей
- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и сказками народов Сибири; совершенствовать умение давать характеристику персонажам сказок в сравнении;
- совершенствовать умение давать характеристику персонажам сказок в сравнении, выделять отличия;
О. о. «Социализация»
- способствовать использовать в игре представление о диком животном-зайце;
О. о. «Коммуникация»
Публикация «Конспект занятия по поликультурному образованию „Заяц в русской и мансийской сказках“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- упражнять в образовании однокоренных слов, обогащать речь прилагательными; упражнять в умении передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности; развивать у детей творческое воображение;
О. о «Чтение художественной литературы»
- учить понимать и оценивать характер и поступки героя сказок; продолжать развивать интерес и любовь к художественным произведениям.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к диким животным;
- воспитывать любовь к культуре разных народов и устному народному творчеству.
Материалы и оборудование: Мольберт, иллюстрации к сказкам
Предварительная работа: знакомство со сказками «Заюшкина избушка», «Зайчик». Рассматривание рисунков разных художников-иллюстраторов.
Содержание:
Воспитатель заранее выставляет на мольберт иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка» с изображением зайца.
Воспитатель: Посмотрите, какой зайчик к нам пожаловал. Вы знакомы уже с ним? Из какой он сказки? Почему эти сказка называется русской народной? Дети, что помогает нам лучше понять героя сказки?
(дети рассказывают о художниках, которые рисуют иллюстрации к сказкам).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть иллюстрацию с изображением зайца в сказке «Заюшкина избушка».
- Какой заяц в сказке «Заюшкина избушка»? (слабый, маленький, трусливый, пугливый)
- А если бы заяц не встретил петуха, кто помог бы ему? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь давайте придумаем самое длинное слово о зайце из сказки «Заюшкина избушка».
Проводится игра на образование новых прилагательных, например: короткохвостый, длинноухий, длиннолапый, трусоватый…
Воспитатель: Дети, вы уже знаете, что народы бывают разные,и каждый народ сочиняет свои сказки. Народ Манси живет на Севере России в Ханты-Мансийском округе. Сказки им помогают пургу переждать, детей воспитывать. У них тоже есть сказки про животных.
Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию мансийской сказки «Зайчик».
Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть иллюстрацию к народной мансийской сказке «Зайчик». Опишите этого зайца.
- Что он делает? (ответы детей).
- Вспомните, как жаловался заяц на осоку и хотел всех обхитрить?
- Можно ли назвать его: ябеда, хитрый, находчивый, ловкий?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы нарисовать такого зайца, русский и мансийский художники наблюдали за животными, изучали их повадки. Посмотрите, в рисунках зайцы ведут себя, как люди. Художники на них надели разные костюмы- костюмы своего народа. Давайте посмотрим на наших зайцев и сравним их.
- Чем похож заяц из русской народной сказки на зайца из народной мансийской сказки?
- Чем отличаются они друг от друга? (ответы детей)
А теперь я предлагаю вам поиграть.
Проводится игра-упражнение «На что похоже?»
Воспитатель предлагает детям изобразить трусливого, слабого, ловкого, хитрого зайца: ребенок должен мимикой и жестами выразить образ, а остальные дети разгадать.
Воспитатель: С каким из этих зайцев, изображенных на иллюстрациях,вы хотели бы дружить? Почему? (выслушивает ответы детей)
Воспитатель подводит итог, предлагает все иллюстрации поставить в книжный уголок, чтобы дети могли еще раз их рассмотреть.