Надежда Гришачева
Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну Читалию»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧИТАЛИЮ».
Для детей подготовительной группы.
Воспитатель: Гришачева Н. Н.
2014 год.
Цель: продолжить знакомство детей с библиотекой, дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотека, разделы книг); закрепить знания детей о том, какая книга была в древности; развивать речь, память, мышление, познавательные способности; воспитывать бережное отношение к книге, любознательность.
Публикация «Занятие по ознакомлению с художественной литературой „Путешествие в страну Читалию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Оборудование: костюм «Королевы книг», книга сказок (грязная, истрепанная).
Предварительная работа: Разучивание стихов (по выбору, песни «Книжкин дом»; экскурсия в библиотеку, беседы об истории книги.
Ход занятия.
(Дети с воспитателем располагаются в «Книжном уголке»)
Воспитатель: Сколько у нас книг! Назовите, какие книги вам знакомы? У кого дома есть какие – нибудь их этих книг? А если у вас нет книги, которые вам хотелось бы прочитать, где ее можно взять? (у друга попросить, купить, взять в библиотеке).
Мы с вами на экскурсии в библиотеке.
«Библиотека» - слово не русское. Оно состоит из двух греческих слов «библион» и «теке». «Библион» означает – книга», а «теке» - «хранилище». Если это слово перевести на русский язык получится «книжное хранилище». А вот и всем вам знакомая Королева книг.
Королева книг:
Здравствуйте, ребята!
Как лететь с Земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает книга – ценный дар.
Я – Королева книг. Приглашаю вас в мою волшебную страну Читалию, т. е. в детскую библиотеку.
Воспитатель: Дети, вы сядете на свои места и все мы представим, что мы оказались в стране Читали, в библиотеке.
Королева книг: Сначала мы попали в первый город Читали, который называется Абонемент. Трудное и непонятное название. Что оно означает, я объясню. На абонементе книги выдаются на дом на 5 дней. В дни, когда книга придет к вам в гости, вы можете рассматривать картинки, читать с родителями, рисовать иллюстрации в своих альбомах. Но в определенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать, приди и попроси продлить срок.
Чтобы записаться в абонемент, с вами должны прийти родители, старший брат или сестра. Когда вы записываетесь, на каждого заводится карточка (формуляр, где указывается ваша фамилия, имя, адрес, как зовут ваших родителей.
Воспитатель: Дети, кто из вас записан в библиотеке на абонементе? (ответы).
Вспомните, мы были на экскурсии в детской библиотеке, вы видели, как там много разных красочных книжек. Все они стоят в определенном порядке на своих полочках, с указателями. Вспомните, какие там были указатели?
(Дети называют, например, «про пернатых и косматых»).
Воспитатель: Какие книги стоят на этой полке? (про птиц и животных).
Воспитатель: А вот был еще указатель «Про седую старину, про героев и войну». О чем эти книги? (правильно, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного из истории нашей Родины, о воинах и их славных подвигах).
Воспитатель: А вы любите стихи? (дети читают стихи). Молодцы! В библиотеке и у нас в «Книжном уголке» вы найдете много стихов. А каких поэтов вы знаете? (К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков, С. Есенин и др.). Ну а сказки вы любите? Посмотрите на нашу выставку «Теремок сказок». На этой книжной выставке представлены разные сказки – на любой вкус. Какие сказки вы знаете? (Ответы).
Появляется Книга (ребенок, в руках у него испачканная, потрепанная книга; плачет).
Воспитатель: Почему ты плачешь?
Книга: Я и книжка «Сказки» вместе стояли на полке, дружили. Но попала она в руки к мальчишке, который обращался с ней очень неаккуратно. Посмотрите, во что она превратилась. Страницы вырваны, на иллюстрациях грязные пятна. Она погибает…
Королева книг: Что же делать? (ответы детей). Верно, мы полечим эту книгу, приведем в порядок, подклеим и она вновь будет радовать ребят своими сказками.
Воспитатель: Уважаемая Королева Книг, дорогая Книга. Наши дети умеют обращаться с книгами. Дети хотите рассказать нашим гостям об этом? (Да).
Дети по очереди называют правила:
- нельзя брать книги грязными руками;
- нельзя перегибать переплет книг, могут потеряться самые интересные страницы;
- книги любят чистоту, но боятся воды, дождя, снега;
- нельзя рисовать на страницах книг, читателям будет трудно их читать;
- если нечаянно порвали книгу, надо ее отремонтировать;
- надо беречь книги.
Королева Книг: Молодцы, ребята. Спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете правила обращения с книгой.
Физкультминутка.
Королева Книг: А сейчас мы отправимся в следующий город волшебной страны Читали – он называется «Читальный Зал». Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находится в библиотеке. Кто скажет, почему? (ответы). Да, потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать,
Фантазировать, мечтать…
Воспитатель: Дети, как выглядит книга сейчас вы знаете. А мы с вами говорим о том, какой была первая книга. Кто расскажет об этом? В глубокой древности книги выглядели совсем иначе. В древности писали на стенах пещер, на скалах, костях, листьях деревьев, металле, коже, кукурузных стеблях, шкурах животных – пергаменте.
(Воспитатель показывает иллюстрации книг : Разгон «Черным по белому», Даукевич «Как делают книгу»).
Воспитатель: А кто расскажет про бумагу?
(Ребенок: Самый удобный материал для книги – бумага появилась в Китае две тысячи лет назад. Вначале книги писались от руки, были рукописными. У них появилась обложка и страницы).
Королева Книг: В читальном зале вы можете встретиться с любимыми героями. Например, сказочными.
Воспитатель: Уважаемая Королева Книг, Вы можете задать детям любые вопросы по сказкам и посмотрите, отгадают они их.
(Проводится викторина) :
1. Как звали сына царя Салтана?
2. Какие волосы были у Мальвины?
3. Кто одолел Тараканище?
4. Кто доставил Айболита в Африку?
5. Кто произносил эти слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»?
6. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши?
7. Что несла бабушке Красная Шапочка?
8. Где спрятался седьмой козленок в сказке «Волк и семеро козлят»?
9. Кто говорил волшебные слова «По щучьему веленью, по моему хотенью…»?
10. В кого превратился Гадкий утенок?
Королева Книг: Прекрасно справились дети с заданием. Вы много знаете книг, мне с вами интересно!
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие вместе с Королевой Книг?
Королева Книг: Я желаю вам записаться в детскую библиотеку. Там ждут вас интересные книги, а значит знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения.
Воспитатель: На прогулке дети приготовили для Королевы Книг и всех гостей песню, которая называется «Книжкин дом».
Есть такой книжкин дом,
Очень много книжек в нем,
Этот дом библиотекой
Все мы ласково зовем.
Припев:
Книга – наш верный друг,
Это знают все вокруг.
Книга сказку расскажи
И картинки покажи.
О воде, о пчеле,
О Москве и о Кремле.
Расскажи библиотека,
Нам о жизни на Земле.
Припев:
Надо книги читать,
Чтобы очень умным стать,
И дружить с библиотекой
Чтоб от жизни не отстать.
Королева Книг: На прощание я дарю вам, дети, в ваш «Книжный уголок» новые книги (название).
(Дети благодарят). До свидания, до новых встреч.