Виолетта Чернухина
Конспект занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной тряпичной куклой «Народная тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
Цель: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной тряпичной куклой „Народная тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- рассказать о значении народной тряпичной куклы в жизни
русского народа;
-привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.
- воспитывать любовь и уважение к народной культуре и традициям;
- познакомить с принципами её изготовления;
- способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей, создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции,
- расширить представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении традиционных народных декоративно-прикладных изделиях;
- показать значение народной куклы в современном обществе;
- создать условия для развития мелкой моторики рук;
- развивать коммуникативные навыки, создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
Оборудование:
- Образец готовой тряпичной куклы, нити, лоскуты ткани, иллюстрации, наглядные пособия.
Демонстрационный материал: тряпичные куклы, иллюстрации.
Раздаточный материал: лоскутки ткани, нити.
Ход НОД :
Дети садятся на ковёр вокруг воспитателя.
Воспитатель: ребята, а сейчас я вам загадаю одну загадку, а вы внимательно слушайте.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
Дети: Кукла!
Воспитатель: Правильно дети – это кукла.
В современном мире существует огромное множество кукол. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, резины, пряжи и так далее, бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а некоторые куклы могут даже разговаривать.
Дети, куклы это что? (игрушки).
У вас дома есть куклы, расскажите какие они? (ответы детей)
Скажите если кукла сделана из дерева, какая она? (деревянная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из резины? (резиновая).
А из ткани? (тряпичная)
Воспитатель : Откуда у вас появились куклы? (ответы)
Где их покупают? (ответы)
А как они попали в магазин? (ответы)
Где делают игрушки? (ответы)
Воспитатель : Правильно, игрушки делают на специальных фабриках игрушек. И ваши игрушки сделали на фабрике игрушек.
Воспитатель : Дети, а вы, знаете, как раньше изготавливали куклы? (ответы детей).
Рассказ воспитателя : Когда я была маленькая, таких кукол как у вас, у меня не было. Я играла в другие куклы. (показ куклы). А мне моя бабушка рассказывала, когда она была маленькой кукол не было, поэтому кукол они делали сами. Просто скручивали лоскутки ткани так, чтобы они были похожи на куклу и играли с ними. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и взрослые и дети. Крутить кукол начинали с 4-5 лет. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза, и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол с которыми можно было играть. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. Когда дети подрастали, делали кукол сами. Изготовлять кукол было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек и лоскутков ткани. Дети сами делали для себя игрушки или их родители помогали им.
Играли так же как и вы играете. Как можно играть с куклой? (ответы детей)
Выношу чемодан с приемной.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой интересный чемодан достался мне от моей бабушки. Вам интересно посмотреть что в нем?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, что там может быть?
Дети: лоскутки ткани, куклы, ленточки. ,и т. д.
Воспитатель: Правильно, в моем чемодане лежат куклы в которые играли ваши прабабушки подойдите ближе к столу.
Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах или ящиках.
Тряпичные куклы имели свое предназначение, они были игровые, обереговые, обрядовые.
Воспитатель: Дети, а вы заметили, что у кукол нет лица?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку.
А давайте и мы попробуем смастерить таких кукол. Оставим их у нас в саду, чтоб они нас тут оберегали. Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать народные куклы?
Дети: Лоскутки ткани, нитки. (Если говорят иголки или ножницы, то такое ни в коем случае, не нужно, для этого).
Воспитатель: А хотели бы вы сделать такие куклы?
Воспитатель: Сегодня мы будем делать куклу ХОРОВОДНИЦУ. (Достаю кукол из чемодана и рассказываю)
Воспитатель: Это кукла ХОРОВОДНИЦА. Русская народная тряпичная кукла очень веселая и забавная игрушка, она относится к игровой. Эта кукла всегда оставалась не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы хороводница расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно оживить. Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило руки девочек к работе пряхи.
Воспитатель: А теперь, дети, проходите за столы и сделаем таких прекрасных кукол (Дети идут за столы).
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит схема последовательного изготовления вашей куклы.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе подготовим наши пальцы.
ФИЗМИНУТКА
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутон»
Куклу делать нам пора.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (под народную музыку дети изготавливают кукол)
Воспитатель: Молодцы, дети, посмотрите какие замечательные куклы у вас получились. Кто хочет рассказать нам про свою куклу.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУКОЛ ДЕТЬМИ.
Я делала куклу Хороводницу, мне она показалась веселой когда ее кружишь то самой хочется с не потанцевать.
Воспитатель: А давайте мы Хороводницей поиграем и потанцуем.
(Проводится хороводная игра с куклами)
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят».
Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает куклой между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Дети, а давайте мы нашим куклам подарим цветные ленточки. Если вам было интересно на занятии - подарите красную ленточку, если вы испытывали затруднения – подарите жёлтую ленточку. Ну а если вам было не интересно и скучно - подарите зелёную ленточку.