Людмила Прудякова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Подготовка диких животных к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подготовка диких животных к зиме»
Цели: закрепить знания детей о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание о значении солнца и воздуха в жизни животных и растений. Закрепить знание признаков живой и неживой природы. Закрепить умение считать в пределах 6; продолжать учить сравнивать предметы по величине. Учить образовывать форму родительного падежа имён существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Подготовка диких животных к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Развивать умение лепить по представлению знакомые предметы. Тренировать в отгадывании загадок. Закреплять правила поведения на природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно исследовательская.
Оборудование: магнитофон, диски, магнитная доска, декорация леса,
игрушечные дикие звери, пластилин, доски для лепки, салфетки.
В. Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт, большой и желтый, Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей?
Лесной! Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?
Пишут лисы, пишут лоси, пишут зайцы,
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний, будем с вами мы дружить, Поиграем и поскачем, веселей мы будем жить!
Ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей)
В. Как здесь красиво! Включаем магнитофон с пением птиц.
Ах, как хорошо здесь! Воздух такой чистый (Вспомнить с детьми, что при вдохе мы вдыхаем кислород, а при выдохе – углекислый газ.)
Дыхательная гимнастика:
«Одуванчик»
Как воздушный шар на ножке,
Одуванчик у дорожки.
Одуванчик – шарик белый.
Дунул я. И улетел он!
(отработка правильного дыхания)
Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.
Мы подуем высоко: с-с-с (Встают на носки, поднимая руки.)
Мы подуем низко: с-с-с… (Приседают, руки на пояс.)
Мы подуем далеко: с-с-с… (Вытягивают вперёд руки.)
Мы подуем близко: с-с-с… (Подносят ладони ко рту.)
Каких только растений нет! Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно растениям, чтобы они хорошо, быстро росли?
- Вода, тепло, свет.
- А что дает тепло и свет? (Солнце)
- А воду? (Дождь)
Ребята, когда, в какое время года много тепла и света? (Летом)
А сейчас какое время года? (Осень)
А какие изменения происходят осенью? (Солнце светит мало, становится холодно, дни становятся короче, идут дожди)
А какие изменения происходят в живой природе? (У деревьев желтеют и опадают листья, исчезают насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, лесные звери готовятся к зиме).
Посмотрите на осенний лес. Вот он какой. Почему же в природе осенью происходят такие изменения? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей) Все в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел подготовится к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме : и деревья, и звери, и птицы.
Ребята, а давайте вспомним стихотворение об осени, которое мы уже учили.
«Листопад».
Лес,точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин).
В. Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?
- Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей)
Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, в лесу нельзя шуметь. Можно напугать диких животных и тогда мы точно не встретим их.
Ой, ребята, кто-то нам здесь загадку оставил. Может тот, кто хочет с нами встретиться?
За толстым деревом спрятался какой-то зверек. Угадаем кто, это:
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это? (Лиса)
Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей)
Правильно, она тоже меняет шерсть. У нее вырастает теплая шерсть. А она меняет цвет? А почему не меняет? Правильно, она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться, она - сама хищник. Ребята, за высоким деревом еще какой-то зверек спрятался, отгадайте, пожалуйста.
Загадка:
Кто в лесу зубами щелк, это бродит серый (волк)
А как же волк готовится к зиме? (Ответы детей)
Правильно, у него тоже вырастает новая, теплая шерсть и тоже не меняет цвет, потому, что хищник.
Давайте, ребята, мы с вами отдохнем, сядем на бревнышко и посмотрим какие же деревья в этом лесу растут. (Ответы детей)
Растут здесь ели, березы, клен, дуб. Давайте мы с вами собирем опавшие листья, они нам пригодятся для занятий.
Задания для ребят: принесите 2 кленовых листочка; 4 листочка от дуба; 6 листочков от берёзы; каких листочков больше: дубовых или кленовых? Березовых или кленовых? Какого они цвета?
Молодцы! А теперь поиграем в игру «Листочек от какого дерева?»
Игра на магнитной доске.
Дети соединяют листочки к веткам. Определяют какое дерево ниже, выше.
Загадка.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы, уши больше головы? (Ответы детей).
И, правда, заяц. Вот же он где спрятался. А как заяц готовиться к зиме? (Ответы детей).
Правильно, он тоже меняет шерсть на белую и теплую. А для чего он меняет серую на белую шубку (Ответы детей). Чтобы его не было видно на белом снегу и чтобы не было холодно зимой. Интересно, заяц делает запасы к зиме? (Ответы детей).
Верно, они не делают запасы. А вы знаете, чем питаются зайцы зимой? (Ответы детей).Зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Зимой заяц грызет кору деревьев.
Физкультминутка "Зайка" (по методики Железновых)
- Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал,
Хвостиком пошевелил,
Ушки вверх поднял (2 раза)
Прыжки на месте
Повороты вправо, влево телом
Руки к голове присесть
И услышал зайка, тихий,
Очень тихий звук.
Посмотрел по сторонам,
В норку прыгнул вдруг. Встать, повороты вправо. Влево
Прыжок вперед, присесть.
Загадка.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята? (Ответы детей).
Чем же занята белка осенью? Как она готовится к зиме? (Ответы детей). Правильно, белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая - серая и теплая. А почему белке зимой нужна серая и теплая шерсть? (Ответы детей).
Правильно, чтобы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не боятся морозов зимой.
Белочка очень хозяйственная. Чем питается белка зимой? (Ответы детей). Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и жёлуди – зимой всё пригодится. У неё в лесу кладовочки есть. Трудолюбивая белочка, она складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. Но на всю зиму не напасёшься, она ещё прячет запасы под листьями у деревьев. У белок очень хорошая память, она легко может найти свои запасы, припрятанные ещё с осени.
ИГРА «Закончи предложение»
В. Лиса какая? (рыжая) - а лисы рыжие.
(воспитатель добивается в ответе использования существительного с прилагательным).
Скажите, пожалуйста, что это за зверь?
Кто-то косолапый по лесу идет.
И мохнатой лапой он кору дерет. (Медведь)
Ребята, а как же к зиме готовится медведь? (Ответы детей)
Правильно, он тоже линяет и впадает зимой в спячку.
А как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду.
(Ответы детей)
Ну, конечно, медведь летом и осенью наедается хорошенько и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает, когда спит. А где он спит? (В берлоге). А каких еще зверей вы знаете, которые зимой спят?
(лягушки, ящерицы, черепахи, ежи). Ёж себе приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано сухой травой и листьями. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Обычно под пнём старого дерева ежи устраивают себе жильё.
Дидактическая игра «Прятки»
Педагог, показывая детям картинку, рассказывает, что животные решили поиграть в прятки. Затем просит узнать животное.
Например:
-Это чей хвост?. (Это хвост лисы)
- Это чьи уши?. (Это уши медведя).
Ребята, пора прощаться с лесными животными. Тяжело им будет зимой. Будет им холодно и голодно, а чем мы сможем помочь диким животным? (Ответы детей). Лепка грибов, моркови, орехов, шишек. После лепки складываем все в корзину и оставляем под деревом.