Приложение МААМ

Конспект занятия по краеведению «Солнечная Адыгея — благодатная и гостеприимная».

наталья глазырина
Конспект занятия по краеведению «Солнечная Адыгея — благодатная и гостеприимная».
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Солнечная Адыгея – благодатная и гостеприимная.

Цель: Познакомить детей с неповторимой природной красотой, культурой и достижениями нашей малой Родины - Республики Адыгея.

Программное содержание: активизировать и систематизировать знание детей о своей малой Родине; повторить и закрепить знания о названии своей страны, Республике и их столицах. Дать детям первоначальные знания об истории, культуре и быте адыгского народа. Вызвать чувство гордости за свою Республику. Воспитывать любовь к родному краю.

Публикация «Конспект занятия по краеведению „Солнечная Адыгея — благодатная и гостеприимная“,» размещена в разделах

Интегрируемые области: познание, коммуникация, социализация.

Словарная работа: обычай, анэ, традиции, туризм, летопись, дольмены, скотоводство, земледелие, альпийские луга, геотермальные воды, заповедник.

Предварительная работа: беседа о Республике Адыгея, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, сказок адыгских поэтов, писателей, прослушивание песен.

Материалы: символы Республики Адыгея; звукозапись гимна Республики; фотоальбом, посвящённый Адыгеи; карта с изображением Республики Адыгея; «Золотой сундучок» – хрестоматия для детских садов; сказки адыгских народов; произведения адыгейских поэтов и писателей для детей.

Ход занятия:

Входят дети в украшенный зал. Звучит народная адыгейская мелодия.

Воспитатель: Ребята, как называется наша Республика?

Дети: Республика Адыгея.

Воспитатель:

Я знаю, Адыгея так мала.

На пестрой карте, возле гор Кавказских,

Вот вся она под кончиком указки –

Земля, что целым миром мне была.

(Исхак Машбаш)

Благодатная и гостеприимная Республика Адыгея расположена в самом центре Краснодарского края. Ребята, а на что похожа наша Республика?

Ребё нок: Очертаниями границ Адыгея похожа на парящую птицу, одно крыло которой касается плодородных кубанских равнин, а второе – предгорий главного Кавказского хребта. Здесь рождались уникальные обычаи, традиции, легенды.

Звучит гимн Республики.

Воспитатель: Какую музыку мы сейчас прослушали?

Дети: гимн Республики Адыгея.

Воспитатель: У нашей Республики есть свои символы. Какие это символы?

Дети: Это гимн, флаг и герб.

Воспитатель: Кто расскажет нам о флаге?

Дети: - Флаг Республики Адыгея зелёного цвета.

- Он означает вечность, справедливость власти.

- 12 звёзд – это 12 адыгских племён. Раньше они враждовали, а теперь объединились под одним флагом.

- Три перекрещённые стрелы означают символ миролюбия. Наша Республика не хочет воевать.

Игра «Собери Флаг»

(из частей звёзд, стрел, полотнища составляют флаг республики Адыгея) .

Воспитатель: А теперь посмотрите на ещё один символ Республики. Это герб Адыгеи, официальная эмблема, отличительный знак. Большая звезда символизирует братство многонационального населения Адыгеи. Золотые колоски пшеницы, ржи, початки кукурузы свидетельствуют о больших урожаях республики. Национальный стол – анэ, отражает гостеприимство. В центре изображён всадник на огненном коне. Это герой народа – воплощение добра, света и справедливости. Он несёт людям свет солнца, лучи которого рассыпаются по мирному небу. 12 звёзд символизируют 12 племён.

Ребё нок: вверху на ленте на адыгейском и русском языках написано «Республика Адыгея».

(Стук в дверь)

Воспитатель: К нам гости, которым мы всегда рады.

(Входит путешественник)

Путешественник: Здравствуйте, ребята. Я путешествую по республикам Северного Кавказа.

Воспитатель: Давайте, ребята, познакомим путешественника с нашей Республикой. Посмотрите на карту. Вот такая наша Республика маленькая.

Ребё нок: Карабкались по склонам облака,

Трава на горных пастбищах качалась,

О скалы билась буйная река,

Текла издалека и не кончалась.

Ребё нок: Потом большое становилось малым –

Был новый перевал за перевалом.

Плыл старый школьный глобус под рукою

Кончалось детство с горною рекою.

Ребё нок: О, маленькая древняя земля!

Одним лучом её согреет солнце –

И домики белеющие сонно,

И синие вершины, и поля.

Ребё нок: На карте Адыгея выглядит, словно зелёный листочек посреди Краснодарского края. На её маленькой территории соединились степи и леса, горы и альпийские луга, реки и водохранилища, озёра и водопады.

Ребёнок Этот зелёный мир венчают снежные папахи высоких гор, которые в хорошую погоду видны почти со всей территории республики? Горы, реки и долины когда-то заселили древние племена, обосновавшиеся на северных склонах седого Кавказа. К третьему тысячелетию на Северо–Западном Кавказе возникли культуры земледельческого и скотоводческого типа, к этому периоду относится зарождение и рассвет дольменной культуры, многие памятники, которой дошли до наших дней и почитаются до сих пор как символы мудрости и исполнение желаний.

Ребё нок: Много удивительных загадок таят в себе седые горы, бурные реки и сохранившиеся в первозданном виде леса Адыгеи.

Воспитатель: Безусловным достижением многонациональной Адыгеи является то, что здесь царит атмосфера дружбы, сохраняются спокойствие, межнациональное согласие. Гостей Адыгеи ждут крупнейшие в России пещеры, горнолыжные трассы плато Лагонаки, где снег лежит до июля, высокогорный православный монастырь с живительными святыми источниками, древние дольмены – ровесники египетских пирамид.

Путешественник: Ребята, а вы знаете, где в Адыгее можно отдохнуть?

Дети: Санаторное лечение с применением уникальных геотермальных вод или палатки в горах, конные маршруты или путешествие по нехоженым местам, сплав по горным рекам и купание под водопадами, посещение горного кавказского аула, полет на параплане, знакомство с уникальной флорой и фауной Кавказского государственного биосферного заповедника – всё это возможно в Адыгее.

Воспитатель: Республика, рождённая как самостоятельный субъект Федерации в 1991 году, живёт интересно и ярко, учится и строит, открывает для себя мир знаний и достижения современной технической мысли, трудится с полной отдачей и отдыхает с пользой для здоровья и души.

Горы, реки и долины когда-то заселили древние племена, обосновавшиеся на северных склонах седого Кавказа. К третьему тысячелетию на Северо –Западном Кавказе возникли культуры земледельческого и скотоводческого типа, к этому периоду относится зарождение и рассвет дольменной культуры, многие памятники, которой дошли до наших дней и почитаются до сих пор как символы мудрости и исполнение желаний.

Всему миру известны слова «Майкопская культура». Так называют археологи эпоху ранней бронзы – по имени уникального Майкопского кургана, раскопанного в прошлом веке профессором Н. И. Веселовским. Сенсационные находки стали центральными экспонатами Золотой кладовой Эрмитажа.

Ребё нок: А золотые бычки – символ плодородия – теперь символ столицы Адыгеи и красуются на гербе Майкопа.

Воспитатель: 455 лет назад часть адыгских князей, во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым обращается к Ивану Грозному с просьбой о присоединении к России. Этот союз позволил адыгам сохранить свою самобытность и культуру, противостоять внешним врагам и обезопасить границы Российского государства.

Путешественник: А когда была образованна ваша Республика?

Ребё нок: В 1991 году была образована Республика Адыгея, самостоятельный субъект Российской Федерации, а в 1995 году принята Конституция Республики Адыгея.

Ребё нок: Моя Адыгея – Родная земля!

К лицу тебе горы, к лицу и поля.

Живёшь ты без моря, но нету границы

У этой, как море, шумящей пшеницы.

Воспитатель: Приоритетным направлением являются сельскохозяйственная отрасль и перерабатывающая промышленность, машиностроение и металло- и деревообработка, производство строительных материалов.

Путешественник: А как у вас развита культура?

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о нашей культуре.

Ребё нок: В Адыгее большое значение придаётся развитию культуры. Далеко за пределами Республики известны Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей», симфонический оркестр, Государственный оркестр русских народных инструментов «Русская удаль», детский ансамбль «Казачата» и многие другие коллективы, которые пропагандируют лучшие достижения культуры народов Республики Адыгея.

Путешественник: Как интересно, а в вашей Республике есть спортсмены?

Ребё нок: Республика гордится своими спортсменами–чемпионами и призёрами Олимпиад. Это стрелок Сергей Алифиренко, дзюдоисты Владимир Невзоров, Арамбий Емиж, Армен Галстян (ст. Гиагинская, баскетболистка Тамара Калягина, тяжелоатлет Мухарбий Киржинов, одиннадцатикратный чемпион мира по борьбе самбо Мурат Хасанов и многие другие. Создание горнолыжных курортов позволило создать тренировочную базу для спортсменов будущих Олимпийских Игр 2014 года и центр отдыха россиян.

Путешественник:Ребята, а я знаю, что у вас есть игра «Паочадз» (подлог шапки, давайте поиграем.

Игра «Паочадз».

Воспитатель: В Адыгею ежегодно приезжают десятки тысяч туристов. Их встречает Хаджохская теснина–уникальный каньон, каскад водопадов реки Руфабго, Большая Азишская пещера, пещера Нежная. Здесь раздолье для горнолыжников. Альпинистов привлекают могучие скалы, горные отроги облюбовали дельтапланеристы. Для любителей конных прогулок, подготовлены маршруты в окрестностях высокогорного Свято-Михайловского монастыря.

Путешественник: У каждого народа есть поговорки, пословицы, загадки. Назовите мне мудрые слова адыгского народа.

Воспитатель: Конечно же, ребята знают и пословицы, и поговорки, и загадки.

Дети: - Адыгейский гость, словно в крепости надёжной.

- У кого ум, у того и выдержка.

- Где женщина, там саблю не вынимают. - Без детей в семье нет счастья.

- На добро, добром отвечают.

- Тот герой, кто за Родину горой.

- Мир дороже золотой горы.

Воспитатель: Ребята, давайте загадаем путешественнику загадки. А он постарается их отгадать.

Дети:

Спереди вилы, сзади метла, стоит в сарае. (Корова)

Сам не берёт и воронам не даёт. (Пугало)

От которой греются и земля, и речка. (Солнце)

Воспитатель: Хорошие традиции берегут и гордятся ими. Гость в Адыгее – священная особа. В старину для приёма гостей в каждом доме строили даже отдельное помещение – кунацкую, угощение подавали на треногом столике под названием анэ, а после пиршества устраивали непременное джегу – танцы.

Ребё нок: Адыгейский стол.

Как старый кедр, он мудр и щедр.

Как солнца, кругл, он гостю друг.

Есть хлеб и соль –садись за стол!

Он как родник, людей роднит.

Ребё нок: Гостеприимная Солнечная Адыгея – наша малая Родина.

Путешественник: А как называется столица вашей республики?

Ребё нок: Наша столица – город Майкоп. В переводе с адыгейского языка означает устье долины яблонь, цветущим садом.

Ребё нок: Спроси о нас у солнца и зари.

А лучше сам однажды посмотри –

Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть.

Ты приезжай и добрым гостем будь.

Путешественник благодарит ребят и воспитателя за интересные рассказы о достопримечательных местах Республики Адыгея.

Угощение яблоками, выращенными в садах Адыгеи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по краеведению «Мой любимый город» .

Конспект занятия «Солнечная система» для детей старшей группы Программное обеспечение: данный цикл занятий предназначен для детей 5-6 лет. Он включает два занятия, одно из которых является вводным и.

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Конспект занятия по краеведению «Путешествие с угольком» Программное содержание: Познание: расширить представления детей о каменном угле; систематизировать и расширять знания о подземных и наземных.

Конспект занятия для детей младшей группы с элементами сказкотерапии «Солнечная семейка»Конспект занятия для детей младшей группы с элементами сказкотерапии «Солнечная семейка» Цель занятия: развитие мелкой моторики рук, активизация активного словаря ребенка, закрепление положительного результата адаптации дошкольника.

Проект «Моя Адыгея» Проект: "Моя Адыгея" Тема: "Дом, в котором мы живем" Воспитатель: Кебина Т. В. п. Тульский 2014 г. Название проекта - "Моя Адыгея".

Конспект занятия по краеведению «Путешествие на Кузег» «Путешествие на Кузег» Цель: Воспитывать у детей интерес к культуре тувинского народа; развивать активность, самостоятельность, память,.

Конспект занятия по краеведению «От станицы к городу» Цель: закрепить знания детей об истории возникновения города Невинномысска; расширять и углублять представления о родном городе и его прошлом.

Сценарий досуга «Москва гостеприимная!» Сценарий досуга «Москва гостеприимная!» Цели: Развивать творческие способности детей, воспитывать чувство прекрасного; дать представления.

Конспект занятия «Солнечная система» Тема «Солнечная система» Программое содержание: Формировать представления о солнечной системе. Дать представление о роли Солнца в жизни Земли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Солнечная Адыгея — благодатная и гостеприимная».
Опубликовано: 12 июля 2015 в 20:12
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению «Солнечная Адыгея — благодатная и гостеприимная».» (включая файлы) размещена пользователем наталья глазырина (УИ 354762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД