Анжелика Гинтер
Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Знакомство с хохломой»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАКОМСТВО С ХОХЛОМОЙ.
ЭЛЕМЕНТЫ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ.
Программное содержание:
-познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, назначением, с расписанными предметами;
-учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;
-познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы,
завиток, трава; с цветовой гаммой
-воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Словарная работа:
Публикация «Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе „Знакомство с хохломой“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
хохломская роспись, предметы быта, травка, осочки, завиток, усики,ягода.
Материалы и оборудование:
-посуда с хохломской росписью;
-акварельные краски;
-альбомные листы (шаблоны посуды);
-кисти.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
- И сегодня на нашем занятии мы поговорим о Хохломе. Что же это такое Хохлома?
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами отправляемся в волшебное царство Хохломы.
(показ видеоклипа «Хохлома»)
Хохлома – это декоративная роспись, выполненная чаще всего на деревянной посуде, иногда мебели. Но можно украсить хохломой все что угодно. Роспись эта выполняется на черном фоне золотистыми и красными цветами.
Хохломская роспись возникла на Руси примерно в XVII веке. Колыбелью хохломы считаются несколько деревень на левом берегу Волги – села Ковернино в Нижегородской области, Мокушино, Малые и Большие Безлели. Название хохлома получила от торгового села, в котором ремесленники продавали расписанную посуду.
Издревле традиционными элементами росписи считаются красные ягоды рябины, птицы, звери, веточки с сочными листьями. Для того чтобы подготовить изделие к нанесению рисунка, нужно пройти несколько этапов. Сначала изделие вытачивается на токарном станке, после чего его несколько раз обрабатывают раствором глины и просушивают. После этого заготовку покрывают металлическим порошком. Раньше это было серебро, потом олово, ну а сейчас чаще всего используют алюминий. И вот только после этого изделие расписывают вручную, масляными красками, сушат в печи и закрепляют лаком.
Сегодня в России есть несколько фабрик изготавливающих хохломскую роспись. Расположены они как раз в тех местах, где зародилось это древнее мастерство. В Ковернинском районе – село Сёмино и в городе Семёнове в Нижегородской области России.
2. Декоративное рисование «Элементы хохломской росписи».
– Рассмотрите хохломскую посуду. Она кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты. В работе над росписью мастера пользуются двумя приемами письма:
I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.
II фоновое письмо. Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.
– Ребята, какие цвета предпочитают художники? (Цветовая гамма росписи небогата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используются зеленый и желтый цвета. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.) Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки.
Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит по-новому.
(показ плаката с элементами)
-Давайте кисточкой прорисуем в воздухе элементы травки.
– Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и, возможно, поэтические образы помогут вам в работе.
Удивляет, прорастая,
Как-то празднично жива,
Молодая, непростая,
Черно-красная трава,
Листья рдеют, не редеют
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
Б. Дубровский
– А теперь с помощью волшебной кисточки оживим шаблоны посуды, распишем ее красочными узорами.
Дети расписывают шаблоны посуды.
3. Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.
3. Актуализация опорных знаний
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома).
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? ( на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать.
Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»
4. Итог занятия.
– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.