Алла Саламатина
Конспект занятия по ФЭМП с использованием ИКТ «Приключение Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по формированию элементарных математических навыков и развитию речи с использованием компьютерных технологий
для детей с задержкой психического развития
«Приключение Колобка»
Подготовила
учитель-дефектолог
Саламатина А. А.
Презентация:
[hide]"Приключение Колобка" презентация[/hide]
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
• учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры (круг и шар) между собой;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с использованием ИКТ „Приключение Колобка“» размещена в разделах
• образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
• откладывать нужное количество предметов и соотносить их количество с цифрой;
• закреплять цифры и числовой ряд в пределах 5;
• название и цвет геометрических фигур;
• слова с противоположными значениями, служащие для обозначения контрастных предметов.
Коррекционно-развивающие:
• развивать мелкую и общую моторику через работу с компьютерной мышкой, игры с мячом и кругом, и использование лечебной физкультуры;
• внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
• связную речь через полные ответы на вопросы.
Коррекционно-воспитывающие.
• закрепить правила ОБЖ;
• воспитывать нравственные качества личности дошкольников: сопереживание, ответственность и заботу о родных людях.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
• колобок, круг;
• презентация «Колобок».
Раздаточный материал:
• в коробочке – колесо от машины и пирамидки, тарелка игрушечная, мячик, яблоко, апельсин;
• карточки с цифрами от 1 до 5;
• карточки со знаками +, =;
• наборное полотно из 2-х полосок;
• 5 прямоугольников;
• мяч и круглый мягкий модуль.
Технические средства обучения:
• проектор с экраном,
• ноутбук;
• без проводная мышка.
Словарь. Круг, шар, круглый, объемный, плоский, катится, плюс, равно.
Интеграция образовательных областей. Социализация, коммуникация, физкультура, здоровье, художественная литература, чтение художественной литературы, безопасность.
Методические приемы. Разминочные загадки, имитация, сравнение, игра, показ образца, зрительная гимнастики, беседы, интерактивные игры.
Предварительная работа. Чтение и обсуждение сказки «Колобок».
Ход занятия.
Слайд 1.
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Разминочная загадка. Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказку. Отгадайте кто герой этой сказки?
Круглый бок, румяный бок,
Живет в сказке …
Дети: Колобок.
Педагог: Правильно, ребята, это колобок.
Пересказ сказки по картинкам.
Слайд 2.
Давайте вспомним сказку про колобка по картинкам.
Дети: Жили-были старик со старухой.
Слайд 3.
Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок».
Слайд 4.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Слайд 5.
А потом замесила муку на сметане. Стала стряпать Колобок. Положила его в печь да изжарила в масле.
Слайд 6.
А когда поджарился и подрумянился колобок, старуха на окошко студить его положила.
Слайд 7.
Колобок полежал, полежал на окошке, спрыгнул, да и покатился по дорожке в лес.
Знакомство с геометрической формой шар.
Ребята, а скажите мне, почему говорят, что колобок покатился?
Дети: Потому что он круглый.
Педагог: А что значит круглый?
Дети: У него нет углов.
Педагог: Правильно, он круглый, без углов, потому что это шар. Посмотрите, как он хорошо катятся. Педагог катает колобок по столу. Если его не поймать он может далеко укатиться. А на какую геометрическую фигуру похож колобок?
Дети: Колобок похож на круг.
Слайд 8.
Педагог: Правильно, посмотрите - он похож на круг.
Посмотрите, это круг.
Много есть кругов вокруг!
Солнце круглое и мяч,
Круглый обруч и калач.
Колобок глядит вокруг,
Надо ж, я похож на круг.
Показ-сравнение геометрической формы «шар» и геометрической фигуры «круг»
Ребята, Колобок будет похож на круг только тогда, когда мы его будем рисовать, а на самом деле он объемный и похож на шар, а круг плоский. И круг катится не так хорошо, как шар, он может упасть. Педагог катит круг. Шар катится и останавливается, а круг катится и падает.
Двигательная активность «Покатай и сравни»
Мяч похож на шар, покатайте его друг другу. Хорошо катится?
Дети: Да.
Педагог: А теперь покатайте круг. Хорошо катится?
Дети: Да, только он падает, когда останавливается.
Педагог: Посмотрите, у вас в коробочках лежат предметы, одни похожи на круг, а другие на шар. Выберите предметы, которые похожи на круг и положите их на стол.
Самостоятельная работа детей «На что похоже?»
Педагог: Давайте посмотрим, все ли правильно выполнили задание. Что лежит у вас на столе?
Дети: На столе лежат тарелка, колесо от пирамидки и машины.
Педагог: Почему вы думаете, что они похожи на круг?
Дети: Потому что когда их покатишь, они упадут.
Педагог: Что осталось у вас в коробочке?
Дети: Мячик, яблоко, апельсин.
Педагог: На что они похожи?
Дети: На шар. Потому что они хорошо катятся.
Логическая компьютерная игра «Лишние предметы»
Слайд 9.
Вы правильно выполнили задание, а теперь помогите Колобку выбрать предметы похожие на круг.
Зрительная гимнастика «Назови и нарисуй»
Слайд 10.
Колобок просит назвать цвет и форму геометрических фигур и нарисовать их глазками.
Дидактическая игра «Противоположности»
Слайд 11.
Молодцы, а сейчас давайте продолжим нашу сказку. Покатился колобок в лес и встретил там …
Дети: Зайца.
Педагог: Правильно. Зайца. Но заяц был не большой, а маленький … (зайчонок) И стали они с зайчонком в игру играть. Давайте вместе с ними поиграем.
Высокая елка – … (низкая елочка)
Слайд 12.
Широкий бант – … (узкий бантик)
Слайд 13.
Длинный карандаш – … (короткий карандашик)
Слайд 14.
Толстое бревно – … (тонкое бревнышко)
Компьютерная игра на внимание «Назови цифру»
Слайд 15.
Поиграл колобок с зайчонком и покатился дальше и встретил …
Дети: Волка.
Педагог: Правильно, волка. Но в лесу он встретил не большого волка, а маленького … (волчонка). Волчонок спросил у Колобка, знает ли колобок цифры. Колобок ответил, что плохо. Ребята, а вы знаете цифры?
Дети: Да.
Педагог: Тогда смотрите на экран и быстро называйте цифры, которые увидите.
Самостоятельная работа «Цифры в ряд»
Слайд 16.
Помогите колобку выложить числовой ряд. Дети выкладывают числовой ряд на столе самостоятельно, затем проверяют правильность на экране.
Решаем задачу
Слайд 17.
Волчонок очень умный и хозяйственный, поэтому он знает все цифры и умеет решать задачи. Давайте и мы вместе с волчонком будем решать задачи.
У волчонка на полянке
Одна бочка со сметанкой,
Прикатил еще он три.
Сколько бочек?
Посмотри.
Дети: Четыре бочки.
Педагог: Сколько бочек было у волчонка?
Дети: Одна бочка.
Педагог: Положите столько же прямоугольников на верхнюю полоску, сколько было бочек у волчонка. На нижнюю полоску положите цифру один.
Сколько бочек прикатил еще волчонок?
Дети: Три бочки.
Педагог: Добавьте столько же прямоугольников на верхнюю полоску. На нижнюю полоску положите цифру три.
Когда мы добавляем, какой знак надо поставить между цифрами?
Дети: Знак плюс.
Педагог: Сколько стало бочек у волчонка?
Дети: Четыре бочки.
Педагог: Поставьте цифру четыре. Какой знак надо поставить между цифрами три и четыре?
Дети: Знак равно.
Педагог: Давайте вспомним нашу задачу. У волчонка был один бочка, он прикатил еще три бочки, и стало четыре бочки. Как у нас получилось четыре?
Дети: Мы к одной добавили три, и получилось четыре.
Педагог: Один плюс три равно четыре.
Вхождение в образ «Дикие животные».
Мы с волчонком играли и решали задачи, а ночью ему очень скучно и он воет на луну. Давайте представим, что мы волчата, нам грустно и поэтому мы воем на луну.
И. П. Ноги на ширине плеч наклониться и коснуться пальцами рук пола. На раз сделать вдох через нос, на два присесть, поднять голову вверх и выдохнуть с произношением звука «У». Повторить 4 – 5 раз.
Услышав, как воют волчата, зайчата сразу пугаются и убегают от них подальше. Давайте и мы превратимся в испуганных зайчат. Поставим ушки на макушки и будем прыгать как зайчата.
И. П. Ноги вместе, кисти рук прижаты к голове, пальцы слегка согнуты (ушки). Прыжки на месте 10 – 15 сек.
А вот медведь совсем не боится волка и идет довольный не спеша вперевалочку.
И. П. Стоя. Ноги на ширине плеч, руки слегка расставлены в стороны. На раз наклон вправо с отрывом левой ноги, на два наклон влево, левая нога встает на пол, правая подымается. Повторить 4 – 5 раз.
А лиса хитренькая, тихо крадется по лесу, её вообще никто не слышит.
И. П. Стоя. На раз подымается левая нога, согнувшись в коленном суставе, и плавно опускается на носок, а правая рука сгибается в локтевом суставе и плавно выпрямляется вперед и опускается. На два тоже упражнение выполняется зеркально. Повторить 4 – 5 раз.
Поиграли, отдохнули, а теперь пора продолжить нашу сказку, поиграл Колобок с волчонком и покатился дальше и встретил в лесу … (медведя).
Логическая компьютерная игра «Подбери предмет»
Слайд 18, 19, 20.
Правильно, только не большого, а маленького … (медвежонка). Медвежонок не может справиться с заданием. Поможем ему.
Дети: Да.
Педагог: Перед медвежонком и колобком сложная задача. Им надо подобрать и поставить недостающий предмет в пустую клетку. Но необходимо чтобы фигуры в каждом ряду и каждом столбике были разные. Дети по очереди выполняют задание.
Зрительная гимнастика «Цветочная полянка»
Слайд 21.
Покатился колобок дальше, мимо цветочной полянки, увидел там множество цветов и насекомых, и стал наблюдать за ними глазками, переводя их с цветка на цветок и следя за движением насекомых.
Дети наблюдают за появлением цветов и перемещением насекомых на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за насекомыми, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. А теперь давайте дадим отдохнуть глазкам, поморгайте ими (3 сек, а теперь закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.
Компьютерная игра на внимание и на соотнесение количества предметов с цифрой «Сколько?»
Слайд 22.
Покатился наш колобок дальше и встретил … (лису). Предложила лиса поиграть в игру «Сколько?».
Слайд 23.
Вам надо будет сосчитать предметы и показать цифру. Сколько шишек?
Дети: Четыре шишки.
Педагог: Посчитай Денис.
Денис: Один, два, три, четыре.
Слайд 24.
Педагог: Правильно, всего четыре шишки.
Слайд 25 – 28.
Эти слайды выполняются аналогично 22 и 23.
Беседа по основам безопасности жизнедеятельности.
Слайд 29.
Поиграл Колобок с лисой и покатился домой к бабушке и дедушке. Сегодня наша сказка со счастливым концом. Никто даже и не собирался есть Колобка. В лесу ему попались добрые животные, которые с ним играли. Но мы с вами знаем и другую сказку, где хитрая лиса съела Колобка. А все потому, что он без разрешения один ушел из дома от бабушки и дедушки.
Педагог задает вопросы детям.
Ребята, скажите, можно уходить из дома одному?
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
Можно ли брать у незнакомых людей угощения?
Можно ли с незнакомыми куда-нибудь уходить или уезжать?
Какие правила безопасности жизни нарушил Колобок?
Слайд 30.
Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Итог занятия.
Ребята, вам понравилась сказка? Что вам больше всего сегодня понравилось?
Ответы детей.
Педагог: Мы сегодня вместе с Колобком научились сравнивать предметы похожие на шар и на круг, решать задачи, закрепили цифры и числовой ряд, соотносили цифру с количеством предметов. Помогли медвежонку найти недостающий предмет, поиграли с зайчонком в игру противоположности. Мы закрепили правила безопасности жизни. А теперь нам пора прощаться с Колобком. Давайте скажем ему до свидания.