Арувзат Батырова
Конспект занятия по ФЦКМ для средней группы «Путешествие по степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Путешествие по степи"
Цели:
- способствовать формированию представлений о степи и живущих там животных и птицах;
- познакомить с обычаями и традициями ногайцев;
- развивать интерес к обычаям другого народа, умение видеть красоту природы и мелкую моторику рук;
- воспитать чувство гордости за республику, уважение к традициям и обычаям народностей, живущих в Дагестане.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ для средней группы „Путешествие по степи“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных и птиц (журавль-красавка, степной орел, суслик, полевая мышь, степной сайгак, массажная дорожка; юрта, войлочный ковер, люлька-бесик, кукла-младенец, записи танцевальной композиции хореографического ансамбля "Айланай" и колыбельной песни "Айдий-ав"; картинки с изображением одежды ногайцев, ногайскими орнаментами, бархатная бумага, шерстяные нитки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
2. Психогимнастика:
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись,
Подари улыбку смайлик
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей.
Или стаей журавлей!
Будь же добрым, не скупись,
Щедро детям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным.
3. Первая станция (степь) :
- Я приглашаю вас, дети, к себе в Ногайский район. Путь туда по степи долгий, но наше путешествие будет очень интересным и увлекательным. Вы готовы, дети (Ответы)
- А на чем мы туда поедем, вы узнаете, отгадав загадку:
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
- Мы с вами поедем на автобусе. Ребята, какое главное правило нужно соблюдать в автобусе (нельзя вставать и ходить по автобусу)
- Итак, пристегните ремни безопасности и в путь.
(звучит музыка)
Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет
В вишневых рощах тонут хутора.
- Посмотрите вокруг, как красиво! Мы видим вокруг цветущие поля мака и мать-и-мачехи. Только в Ногайской степи можно увидеть такую красоту!
- Давайте выйдем и пройдемся по степи! Вдохнем ароматный степной воздух! А теперь пройдемся по ковру - поляне. Двигайтесь за мной, наступайте всей стопой. Весна в степи очень красивая, но короткая. Вслед за ней приходит длинное, знойное, жаркое лето. Часто дуют сухие ветры.
- Теперь посмотрим, какие животные и птицы обитают в степи : журавль-красавка, степной орел (птицы гнездятся прямо на земле, полевая мышь, суслик, степной сайгак.
- Едем дальше.
4. Вторая станция (село-Нариман)
- Мы въезжаем в мое родное село - Нариман. Ногайцы живут в обычных домах, а раньше, в древности, жили вот в таких юртах. Юрта - это переносное жилище, покрытое вот таким войлоком (показ, который изготовляли мастерицы-ногайки и украшали орнаментами (показ). Такими же орнаментами украшали и одежду. Посмотрите на мое платье, оно тоже украшено узорами. Нравится?
- Самым распространенным из орнаментов считается кошкар - муьйиз (бараньи рога). Давайте мы с вами попробуем нарисовать такой орнамент ниткой на бархатной бумаге. Садитесь за столы.
- Перед вами на столе основа - лист бархатной бумаги. Теперь мы будем выкладывать ниткой узор - орнамент.
- Попробуйте сами!
- Получилось? Умницы!
5. Динамическая пауза (ногайский танец)
- А теперь, дети, давайте потанцуем. Я буду вам показывать движения ногайского танца, а вы повторяйте за мной. Встаем в круг.
- Понравилось?
6. Третья станция (родной дом)
- Вы, я вижу, устали. Я приглашаю вас в свой дом. Проходите, дорогие гости, присаживайтесь полукругом на мой войлочный ковер, который называется кийгиз. Он достался мне в наследство от моей бабушки.
- Ребята, у каждого народа есть свои обычаи, традиции. Я хочу вам показать обряд первого укладывания ребенка в люльку, которая называется бесик. Первой в бесик укладывают не ребенка, а кошку, чтобы в дальнейшем младенец спал так же спокойно, как и это домашнее животное. А еще под бесик кладут сладости, чтобы сон был сладким.
- Айша, покачай бесик, а я спою колыбельную песню.
- Наш младенец уснул, а нам пора возвращаться обратно в детский сад. Садимся в автобус и едем обратно.
- Понравилось вам путешествие?
7. Подведение итогов
- Вот мы снова оказались в своей группе.
- Ребята, как называется наша республика? (Дагестан)
- Дагестан - это одна большая дружная семья, в которой проживает много народностей. Несмотря на различие языков, обычаев, традиций, народ Дагестана всегда был очень дружным.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны.
- А теперь, встанем в круг и возьмемся за руки.
Кто в дружбу верит горячо,
Тот рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку!
- Ребята, нам пора прощаться! До новых встреч!