Ольга Солтанбаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Пасха Красная»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка авторского сценария мероприятия, направленного
на духовно-нравственное воспитание в православных традициях
по познавательному развитию в подготовительной группе к школе
Тема: «Пасха Красная»
Цель: познакомить детей с основным православным праздником, обычаями и традициями его празднования на Руси.
Задачи
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Пасха Красная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• развивающие: развивать интерес детей к традициям празднования православных праздников, содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера;
• обучающие: создавать условия для усвоения детьми норм и ценностей нашей православной культуры, формировать умение логически размышлять, устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод;
• воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к православной культуре.
Интеграция образовательных областей:
1. познавательное развитие,
2. речевое развитие,
3. социально - коммуникативное развитие,
4. физическое развитие,
5. художественно - эстетическое развитие,
Цель: расширение представлений о культурном наследии своего народа.
Задачи:
Речевое развитие:
обогащать опыт детей знаниями о культуре празднования на Руси праздника Святой Пасхи, развивать связанную речь и пополнять словарный запас детей новыми словами: грех, Вербное Воскресение, страстная седмица, Пасха, пасхальная седмица, Благовест, Русь, крашенки, творожная пасха, кулич; развивать мелкую моторику рук.
Социально – коммуникативное развитие: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников, развивать умение работать в коллективе.
Физическое развитие: использовать в практике здоровье сберегающие технологии, физкультминутку и дыхательную гимнастику.
Художественно - эстетическое: упражнять детей в умении создавать коллаж и коллективно выполнять творческий проект, развивать воображение креативное мышление.
Виды и формы деятельности:
Интеллектуально-познавательная: рассказ, просмотр иллюстраций, размышление на заданную тему, нахождение ответа, отгадывание загадок.
Коммуникативная: слушание рассказа воспитателя, дидактические игры «Забота», слушание ответа своих товарищей
Игровая: дидактические игры и подвижная игры, развитие воображения детей - представляем себя «ласточками».
Изобразительная: разделение на две подгруппы : 1. создание коллажа «Праздничный натюрморт», 2. выполнение творческого проекта «Пасхальная радость».
Методы и приё мы:
Практические: создание художественного продукта, игры, сюрпризный момент.
Наглядные: демонстрация картинок по теме.
Словесные: выдвижение гипотезы, беседа, объяснение, вопросы к детям, выводы, художественное слово.
Активные методы обучения: проблемно-поисковый, проектирование, релаксация.
Здоровье сберегающие приемы: дыхательное упражнение, физминутка.
Материал и оборудование:
В группе приготовлено пять зон для детской деятельности:
1. Игровой центр. 2. Центр речевого развития.
3. Центр познавательного развития.
4. Центр творческого развития. 5. Центр физического развития
5. В процессе занятия дети передвигаются по центрам: познавая, играя и выполняя определённые задания. Каждый центр оснащен необходимым дидактическим материалом и соответствующей атрибутикой.
Игровая: маски из бумаги «Ласточка», деревянные лоток и яйца, игрушки-сюрпризы, маленькие открытки, носовые платочки; повязки на глаза, колокольчик.
Речевая: магнитная доска, магниты, магнитные буквы, дидактические картинки, красиво иллюстрированная книги: М. Гусаров «Праздничные загадалки», раскраска «Пасхальный подарок»; дидактические картинки для новых слов.
Познавательная: мультимедиа, голубь, веточка вербы, бумажный свиток, икона «Воскресение Христово».
Творческая: предметы-фрагменты для составления коллажа (красная прозрачная ткань, маленькие веточки вербы, маленькая ваза, макеты (техника «папье-маше») кулича и творожной пасхи, яиц, ватман, клей, кисти, мисочки для клея, вырезанные из цветной бумаги фрагменты для аппликации.
Здоровье сберегающая: высокие ветки вербы, свеча.
Материал и оборудование: мультимедиа, аудиозапись «пасхальный звон колоколов», магнитная доска, магниты, дидактические игры «Пасхальное яйцо свеча обыкновенная, предметы-фрагменты для составления коллажа (красная прозрачная ткань, 3 маленьких веточки вербы, маленькая ваза, макеты кулича и творожной пасхи, яиц, ватман, клей, кисти, мисочки для клея, вырезанные из цветной бумаги фрагменты аппликации.
Предварительная работа:
Провести беседу с детьми на тему: «Божий дом на земле» с целью ознакомление детей с новыми словами: церковь, Божественная Литургия, молитва.
Родителей попросить приготовить для мальчиков - русские рубахи, для девочек – русские сарафаны.
В нужный момент срезать веточки у вербы. Подготовить весь материал для проведения занятия.
Дети одеты в сарафаны (девочки) и русские рубахи (мальчики). Педагог вместе с детьми входит в подготовленную для занятия группу и сразу ведёт детей в центр познавательного развития №3. Педагог становится так, чтобы детям вокруг него стоящим, было удобно слушать педагога и видеть изображение на экране.
Описание проведения мероприятия
Звучит «пасхальный звон колоколов». Дети с педагогом входят и становятся полукругом центр №5. Педагог читает стихотворение Сергея Есенина «Пасхальный Благовест».
Сюрпризный момент
Младший воспитатель вносит бумажного голубя. «Голубь» как-бы держит в лапках бумажный свиток и веточку вербы.
-Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою, бледная луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
На интерактивной доске (задним фоном) показывается летящий голубь в небесной синеве.
- Ой, ребята, смотрите, к нам кто-то прилетел?
-Здравствуй, голубь! Мы рады тебе. Но что ты делаешь у нас, а не летаешь в небе?
-Я потерял свою семью, мой Ангел сказал мне, что я найду их, если выполню все задания. А я читать не умею и не знаю, что написано в этом свитке! Прошу вас, ребята, помогите мне вернуться к своей семье.
-Ну что, дети, как вы думаете, сможем мы помочь попавшей в беду птице? Ведь мы не можем остаться равнодушными к чужому горю?
-Вы внимательные и сообразительные. Уверена, что вы обязательно справитесь со всеми заданиями и поможете голубю вернуться в семью!
Педагог берёт у голубя свиток и читает вслух.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
«Милые дети, помогите голубю найти его семью. Вы же добрые дети?
-А теперь представьте себя трудолюбивыми птичками ласточками. Вы расправили свои крылышки и прилетели в необычный мир, где все радуются и говорят «Осанна в вышних!». Всюду цветут вербы и земля устлана пальмовыми ветвями, по которым идёт ослик.
Вопрос: на какой праздник вы попали? Как вы думаете?
-Далее вы летите, и вдруг всё стало вокруг темно и тихо. Почему в природе такая тишина?
Продолжаем лететь, мои милые ласточки, расправили свои крылышки и летим. Вдруг ночная тишина сменяется ярким светом и радостным ликованием людей «Христос Воскресе!», всюду гудит Благовест. Ваша задача: предполагать и размышлять и узнавать: о чём сейчас было рассказано. А помогут вам во всём разобраться игры, задания и рассказ вашего воспитателя. Удачи!»
-Дети, вы готовы?
-Тогда для полё та сделаем дыхательную гимнастику:
(Дыхательная гимнастика «Верба»
Дети идут хороводом, взявшись за руки. Дети меняют направление.
Поднимают руки вверх, вдох.
Опускают руки вниз, выдох.
Руки вверх, вдох.
Руки вниз, выдох.
Руки вверх, вдох.
Руки вниз, выдох.)
-Вербушка моя, верба.
Верба моя белая.
Ой, стоишь ты, вербочка,
Посередь долинушки.
У тебя, у вербушки,
Веточки красные.
Веточки красные
Да пушистые,
да душистые.
-А теперь возьмитесь за руки и полетели!
3 этап: способствуем реализации детского замысла
- Ребята, я смотрю, вы сегодня как-то необычно одеты. И такие красивые! Девочки как называется ваш наряд?
- Раньше именно такие платья носили простые женщины и девочки. Сами их шили и на праздничных нарядах вышивали красивые рисунки-узоры.
-Мальчики, а ваша одежда как называется? -Да, русские рубахи. Их тоже шили женщины и так же на них вышивали узоры.
-Ребята, раньше было принято на Руси детям во всём помогать своим родителям. Например: мальчики с маленького возраста пасли коров, лошадей в поле без взрослых, а девочки нянчили младших сестрёнок и братишек. Во всём дети помогали родителям, бабушкам и дедушкам: шили, косили, пололи огород, помогали по хозяйству. А назвать родителя плохим словом считалось очень плохим поступком, то есть грехом. Обидеть плохим делом или словом тех, кто старше, да и вообще кого-нибудь было большим грехом. Предлагаю вам поиграть в игру «Забота». Посмотрим, какие вы у нас заботливые? Я начинаю предложение, а вы продолжаете. Надо будет продолжить говорить о том, как можно заботиться и почему. Например: маленькая сестрёнка – с ней надо играть, кормить её.
Педагог, рассказывая, подводит детей в центр №2.
Игра «Забота»
Взрослый называет слово и показывает картинку.
Ребё нок говорит: как можно заботиться и почему. Например: бабушка – заботиться, потому что она слабенькая, а сестрёнка маленькая; мама/папа – слушаться, потому что они наши родители; собака – кормить, она не может сама себе всегда добывать пищу.
-Ребята, какие ваши идеи о городе, где все счастливы. Почему Ангел нам указал на веточки вербы и сказал о пальмовых ветках. Как вы думаете?
-Посмотрите на картинку. В субботу, перед Вербным воскресеньем, дети бегали и искали красную вербу. Аккуратно срезали веточек столько, сколько им говорили родители, чтобы как можно меньше причинять природе вред. А на следующий день ходили в церковь со взрослыми на воскресную службу, молились со всеми вместе и освящали (опрыскивались водой) веточки.
(Педагог поощряет интересные размышления детей. Но главная задача педагога направить размышления детей на правильное название праздника «Вербное воскресенье»).
-Кто из вас ходил в церковь освящать веточки вербы?
Далее педагог подводит детей в центр №3.
Рассказ педагога сопровождает показом слайдов.
- Послушайте, ребята. Много-много веков назад в воскресный день, за неделю до праздника Пасхи, Иисус Христос въехал на ослике в город Иерусалим. Просто транспорт тогда такой был у простого народа – ослики.
Все люди были наслышаны о том, что Иисус исцелял больных и совершал разные чудеса. И встречали Его в этот день торжественно и радостно. В руках они держали пальмовые ветки и бросали их ему под ноги.
У нас, на Руси этот праздник очень почитаем, но так как у нас не растут пальмы, и нет пальмовых веток, мы берём веточки вербы. Ведь верба первой просыпается от зимнего сна и распускает свои красивые белые почки. Поэтому и праздник у нас, в России называется Вербное Воскресенье.
Есть некоторые приметы, связанные с Вербным Воскресеньем: если этот день солнечный, то урожай будет богатым; если веточку вербы воткнуть в землю то, она убережет посевы; если освященную вербу бросить в пламя, она остановит пожар.
В старину в этот день открывались вербные базары, на которых продавали ветки вербы, украшенные бумажными ангелочками, и назывались они вербными херувимами. Также на базаре продавались детские игрушки, книжки, сладости.
В Вербное воскресенье принято дарить друг другу веточки вербы и поздравлять близких, друзей и просто знакомых с этим праздником.
- Ласточки мои, давайте немного отдохнём и порадуемся весеннему солнышку.
Физминутка Центр №5
«В лужах солнышко искрится»
Дети руки поднимают вверх.
Руками делают «фонарики».
Приседают и резко поднимаются вверх. Качаются из стороны в сторону. Протягивают руки вперёд и немного наклоняются вперёд. Руками изображают «горку».
Дети друг другу улыбаются.
- Крылышки свои приготовили:
В лужах солнышко искрится
Верба пухом зацвела.
«Живы, жить!» – щебечут птицы
И поют колокола.
На столе кулич душистый
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.
Дети возвращаются в центр №3.
-Ребята, нам наш гость голубь напоминает о том, что мы пока узнали первое о вербах, пальмах и ослике. Вспоминаем, что было дальше: Далее вы летите, и вдруг всё стало вокруг темно и тихо. Почему в природе такая тишина? Как вы думаете? Ваши предположения. (Педагог даёт возможность высказаться всем детям, внимательно слушая каждого).
Дети возвращаются в центр №3.
-Ребят, теперь послушайте меня. После того, как Иисус Христос въехал в город Иерусалим на ослике начались для Него серьёзные испытания. Он знал уже, что Его ждёт, но так любил людей, что хотел все преодолеть и победить зло ради людей, ради их спасения! Вся земля, природа была едина с Ним всю эту страстную седмицу перед Воскресением Иисуса Христа.
-Ребята, на старинном языке так говорилось - седмица. На современном языке седмица это семь дней. А как мы называем семь дней – одним словом?
Страстной неделю мы называем, потому что многое пришлось терпеть Иисусу и учить нас многому и закончились эти земные страдания Христа - смертью. Много людей не любили Его, завидовали и очень хотели Его убить. Поэтому в этом свитке говорится о тишине, когда сама природа затихла, замерла. И весь народ не мог поверить что всё, вот так просто всё закончилось. Но нет! Всё только начиналось.
-Беру свиток у голубя и читаю: «Вдруг ночная тишина сменяется ярким светом и радостным ликованием людей «Христос Воскресе!», всюду гудит Благовест». Ребята, ваши размышления: что это такое?
Педагог даёт возможность высказаться всем детям, внимательно слушая каждого.
-Мне так интересно вас слушать!
-Вы уверены, что это на Пасху так говорят? Тогда послушаем продолжение моего рассказа.
- После всех страданий Христа и Его смерти начался новый день – третий день. Ночью в 00 часов, когда день только зарождался, вдруг воссиял свет. Свет был таким ярким, что все люди увидели и подумал: «Что это такое?»
Ангел Божий возвестил (т. е. рассказал) радостную весть женщинам о Воскресении Христовом. Первой узнала о том святая Мария Магдалина и рассказала всем. Кто-то из людей мог видеть воскресшего Христа, а кто-то нет. Но радостно было всем, потому что Сын Божий исполнил своё обещание: Он победил зло и всем людям дал радость вечной жизни. Слово «пасха» в переводе с еврейского языка означает «избавление, освобождение». Святая Пасха или, как ещё мы называем этот праздник, Светлое Христово Воскресение - является самым главным православным праздником надежды, радости, победы добра над злом. Потому так празднично и торжественно звонят колокола всю Пасхальную седмицу. Этот пасхальный звон колоколов называется Благовестом, потому что колокола нам рассказывают о радостной (благой) вести, что Христос Воскрес.
-Ребята, что у меня в руке?
-Предлагаю вам поиграть в игру «Маленький Благовест». Считаем, кто будет водящим.
Я считаю до пяти
Не могу до десяти
1,2,3,4,5
Ты водящим стань опять!
-(Имя ребёнка) будет водящей, а всем я завязываю глаза. Водящий будет звонить в колокольчик, а вам надо поймать водящего.
Подвижная игра «Маленький Благовест» проводится в центре №1.
У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке. Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший звонящего, становится следующим ведущим.
- Как много людей собирается в церквях и вокруг них в пасхальную ночь, чтобы вспомнить все события этого праздника и пережить радость воскресения еще раз. Они идут со свечами вокруг храма и в полночь ждут у дверей, когда в первый раз раздаётся «Христос Воскресе!», чтобы всем вместе поделиться радостью и ответить: …
-А что ребята отвечают все люди?
- Праздничной ночью совершается пасхальная служба и после общей молитвы людей со всех колоколен льётся ликующий звон «Благовест». Вся природа ликует вместе с народом, птицы голосисто поют, а солнышко в это день светит особенно. Люди говорят, что солнышко играет!
С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и старый, и молодой, и ребёнок – все катались на каруселях, водили хороводы, пели народные песни, плясали и играли в народные игры.
Много веков любимой пасхальной игрой на Руси у детей было катание яиц. Устраивали эту игру так: делали простой деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца «крашенки», или маленькие выигрыши и игрушечки. Предлагаю поиграть в игру.
Педагог, рассказывая, подводит детей в центре №2. И демонстрирует детям дидактическую игру «Пасхальное яйцо».
Играющие подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо. Тот выигрывает, кто своим яйцом затронет предмет, лежащий около «катка».
-А ещё дети очень любили отгадывать загадки:
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь — в птицу
Может превратиться.
(яйцо)
Перед праздником Пасхи
Жизнь меняет наряд.
Тёплой радугой краски
На яичках горят.
Украшаются храмы
Алым светом парчи.
А бабули и мамы нам пекут….
(куличи)
Молитвы. Слёзы…
В горле ком восторга.
Все любят всех…
Сердца поют без слов,
И благостно ширится с востока
По всей планете звон …
(колоколов)
Играет солнце ласковое в сини
И слушает с раскрывшихся небес,
Как царствует, как льётся по России
Пасхальный звон – красивый….
(Благовест)
Где б ты ни жил-
В любом и каждом месте
Пасхальный звон домчится до небес.
Давай воскликнем
С колоколом вместе:
Христос Воскрес!
!
-Дети всегда ждали этот праздник и любили его. Потому что на Пасху они обязательно получали маленький подарочек. Также их радовал обильный и красочный стол. На столе много было вкусного! Разноцветные яйца лежали горкой, стояли красиво украшенные куличи. Тесто для куличей готовилось по особому рецепту и обязательно с молитвой.
И самый главный, самый вкусный и сладкий продукт праздника это творожная пасха. Её готовили из творога, часто со сладкими продуктами: сладким молоком, изюмом, орехами. Дети очень любили кушать творожную пасху. На куличах и творожной пасхе выкладывали из изюма две буквы. Как вы думаете какие?
-После праздничного обеда все выбегали на улицу и «ай-да гулять, играть, веселиться!»
-Ребята, наш гость спрашивает: как вы считаете, все ли события описанные Ангелом в свитке мы узнали?
-Ребята, а вы не хотите посоревноваться друг с другом?
-Предлагаю вам в заключении нашей такой насыщенной деятельности тоже что-нибудь пасхальное сотворить. Например: одна команда творит коллаж «Праздничный натюрморт», а другая аппликацию «Пасхальная радость». Мои милые ласточки делимся на две группы.
- На двух столах все приготовлено для вашего творчества. Вы между собой договариваетесь о том, что каждый из вас будет делать. Вам надо творить дружно и в единстве. У вас всё получится если вы будете едины в своих действия! Это ваше фантазия, ваше представление о празднике.
Педагог помогает разделиться детям на две команды.
Коллективные творческие проекты: Аппликация «Пасхальная радость» и коллаж «Праздничный натюрморт». Пока дети выполняют творческие проекты, младший воспитатель незаметно уносит голубя.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
по итогам деятельности
- Ребята, кажется, наш гость улетел! А это значит, что он вернулся в семью! Мы молодцы?
- Вы смогли помочь голубю!
-В пасхальное утро солнце особенно выражает свою радость –играет. И если вы на Пасху будете ожидать рассвета, то увидите, как его лучи переливаются, искрятся различными, необыкновенно красивыми, радужно-золотистыми оттенками. Дети, делитесь же своей пасхальной радостью с теми, кто не может радоваться полной радостью! Потому что радость есть благодатный огонёк в вашем сердце. Огонёк не убавится, если от него зажигается другой живой огонёк (другой светильник). От этого будет ещё светлее, а в нашем сердце радость только умножится, если вы будите радовать других!
- Ребята, как вы думаете:
- У нас всё получилось?
- Что хотелось бы повторить?
- Что было интересно?
-Что узнали нового?
- Какое настроение было у нас?
- Что вы хотели бы ещё узнать о празднике?
-Вы молодцы! У вас всё получилось.
-А мне очень хотелось бы с вами ещё сотворить что-нибудь такое же интересное, как наш общий проект.
Мне было очень интересно с вами и с нашем пасхальным гостем!
Далее педагог под звучание «пасхального звона колоколов» читает стихотворение А. Майкова «Христос Воскрес!».
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ идёт.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!