Ольга Клещ
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе среднего возраста «Загадочный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе среднего возраста «Загадочный мир насекомых»
Автор: Воспитатель МБДОУ Восходовского детского сада №15 «Ромашка»
Клещ Ольга Витальевна
Цель: Закрепить и расширить представления детей о насекомых и их характерных признаках, познакомить со схемой развития бабочки.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе среднего возраста „Загадочный мир насекомых“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Образовательные:
Формировать умение слушать и воспроизводить на слух задания за воспитателем, ориентироваться в пространстве.
Закрепить знания детей о понимании слов лево – право.
Познакомить детей с новым словом «Зимовье», объяснить его значение.
Развивающие:
Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;
Обогатить словарный запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Подготовительная работа:
Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Рассматривание сюжетных картинок – насекомые.
Игровое упражнение «Лото в картинках»
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы, схема развития бабочки, костюм бабочки.
Средства: Мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: карточки с нарисованными насекомыми, скатерть зеленого цвета. Раскраски, карандаши.
Действующий герой: Бабочка.
Ход занятия:
Вводная
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами познакомимся, меня зовут Ольга Витальевна.
Дети: Ответы детей.
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Вы знаете, кто такие насекомые, и где они обитают?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: В это время года насекомые ищут себе укрытие - «зимовье» от первых заморозков и зимней стужи. В зимовье насекомые пережидают самые сильные холода, укрытием для них могут стать (слайд 2) кора дерева, (слайд 3) муравейник (для муравьев, (слайд 4) сухая листва и трава, (слайд 5) улей для пчёл.
Я приглашаю вас пойти в гости к этим маленьким жителям полянки. Вы согласны? Скажите, пожалуйста, как нужно вести себя в гостях?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Отправляемся в путь!
Воспитатель:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?
Подходят к макету (слайд 6) полянке - столу, накрытому зелёной скатертью.
Основная часть
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на осеннюю полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они? Я знаю, что случилось, первый заморозок заколдовал наших насекомых. Нужно их разморозить! Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится заморозок?
Дети: Солнца, тепла.
Воспитатель: Встанем в круг и прогоним первый осенний заморозок.
Воспитатель и дети произносят текст, дети выполняют движения.
Становитесь в круг опять! (Дети становятся в круг, взявшись за руки.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы – веселые лучи, (Хлопают в ладоши.)
Мы – резвы и горячи, (Бегут по кругу.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг по шире, (держась за руки, делают шире круг.)
Раз, два, три – вперед нагнуться! (Наклоны вперед.)
Приподняться, подтянуться, (Поднимают руки вверх, вдох – прогнуться.)
Глубоко потом вздохнуть, (Выпрямиться)
И немного отдохнуть. (слайд 7)
Воспитатель: Холод, мы прогнали, а сейчас нужно отогреть маленьких жителей полянки. Давайте, согреем их своим теплом. (слайд 8)
Дети и воспитатель дуют на экран. (слайд 8 по мере отогревания насекомых нужно будет нажать на кнопку дальше 6 раз)
Дети называют показываемое насекомое.
Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей мы отогрели! Как можно назвать их, одним словом? (слайд 9)
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Ребята, а вы верите в чудеса? Предлагаю вам присесть на пенечки, и послушайте про чудо, которое происходит с некоторыми насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. (слайд 10)
Воспитатель: Сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку. (сл. 10 включить)
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
Воспитатель: Про кого эта загадка?
Дети: Про бабочку (сл. 10 влетает бабочка)
Воспитатель: Правильно ребята.
Воспитатель: Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) (слайд 11) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелиться куколка, лопнет у неё на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.
Воспитатель: Ребята, по-моему, сейчас на наших глазах свершится чудо (слайд 12).
(Из куколки появляется девочка - бабочка)
Бабочка: Здравствуйте, ребята! Только, что со мной произошло чудо, я из куколки превратилась в бабочку. Мне нужно расправить свои крылышки и немного полетать на полянке. Хотите полетать со мной?
Воспитатель: Ребята, следите за бабочкой и повторяйте за ней движения.
(сл. 12 включить)
Бабочка летает повсюду
(дети машут руками, летаю по группе в разные стороны)
Налево летит
(летят налево)
Направо летит
(направо летят).
Бабочка порхает по кругу
(дети машут руками, летаю по кругу,
Вверх, вниз… и назад спешит.
(Бабочка прощается и улетает).
Бабочка: Ребята, вот и размяла я свои крылышки, мне пора лететь и собирать последнюю пыльцу этого года.
Воспитатель: Скажем бабочке до свидания. А теперь давайте ещё раз вспомним, как же появляется бабочка, используя схему подсказку. (слайд 13)
Воспитатель: Что сначала откладывает бабочка?
Дети: Яйца.
Воспитатель: Кто появляется из яйца?
Дети: Гусеница.
Воспитатель: В кого она превращается?
Дети: В куколку.
Воспитатель: Кто выходит из куколки?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Ребята, есть ли у насекомых враги? (слайд 14)
Дети: Есть.
Воспитатель: Кто?
Дети: Птицы, люди.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.)
Воспитатель: Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?
Дети: Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев.
Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска?
Дети: Защищаться от врагов, прятаться.
Воспитатель: Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его, не увидела птица.
Дети: прячут насекомых в кору деревьев или траву, на ветки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку (слайд 15). Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: может быть, кто то из вас знает секрет божьей коровки? (ответы детей). Она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (слайд 16)
Дети: Они живые, полезные для человека и природы.
Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?
Дети: Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, слушать, как они жужжат.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки.
Закрываем глазки, кружимся вокруг своей оси.
Раз, два, три насекомыми стали вы (сл. 16 включить)
Игра Дети изображают повадки насекомых.
Поиграем в кузнечика (дети прыгают как кузнечики, а теперь в пчёлок летаем и жужжим, бабочек -летаем, порхаем, руками-крылышками машем).
Заключительная
Воспитатель: Ну вот, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями насекомыми.
Дети: прощаются.
Воспитатель: Ребята, бабочка на полянке оставила для вас маленькие сюрпризы. Давайте, найдем спрятанный сюрприз! (сюрприз за куколкой)
Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад!
Закрываем глазки, кружимся вокруг своей оси. (сл. 17 включить)
Раз, два, три в детский сад вернулись мы…
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кого видели?
Отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, узнали из кого появляется бабочка, куда прячется божья коровка, играли в игры.
Ребята, вы все сегодня молодцы. Насекомым было приятно с вами познакомиться.