Людмила Александровна Ильина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Корабли на рейде»
Тема: «Корабли на рейде»
Цель:Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционной техники.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества своего изображения;
-воспитывать интерес к изобразительному искусству, аппликации, чувства коллективизма, умение работать в команде;
- соблюдать правила безопасной работы с ножницами воспитывать чувство патриотизма к Родине;
-обеспечить эмоционально - психологический настрой детей.
Развивающие:
- развивать бережное отношение к нашей природе и заботу о ней;
-развивать умение внимательно слушать;
- развивать любознательность, мышление и речь детей через игровую деятельность.
-развивать речь детей, через словесные игры.
Образовательные:
-познакомить детей с водными видами транспорта;
-закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля, передавая основную форму и детали;
-активизировать коммуникативные умения и навыки детей;
- способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей.
Расширять и активизировать словарный запас: по лексической теме «Водный транспорт»: рейд, флот, корабль, каюта, иллюминатор, якорь, шлюпка, мачта, штурвал, палуба, парус, корма, конструкторское бюро.
Приемы руководства деятельностью детей в ОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, возможность выбора конкретного решения, установка на внимательное прослушивание, просматривание и выполнения задания.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, пальчиковая игра «Кораблик», игра «Море волнуется…», знакомство с видами водного транспорта, повторение, закрепление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание презентации, показ иллюстраций и демонстрирование разных видов кораблей, комментирование, определение и демонстрация способов аппликации, продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, оценка друг друга.
Создание среды для организации и проведения ОД:
Демонстрационный материал: презентация, раскрывающая виды водного транспорта и их предназначении (военный, пассажирский, грузовой корабль, иллюстрации с изображением кораблей на рейде, готовый образец задания, колонка с записями шума моря, ватман с изображением моря
Раздаточный материал: клей, кисть, клеенка, салфетка, ножницы, корзины для мусора, заготовки цветной бумаги для вырезания деталей корабля.
Предварительная работа: беседы о кораблях, моряках и о пользе их труда,
изготовление из бумаги макетов кораблей и лодок.
Оформление мини – музея «Морские символы».
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Музыкальная.
Продуктивная деятельность
Чтение художественной литературы
Ожидаемые результаты:
-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- умение воспитанников решать познавательные задачи;
- расширение и активизация словарного запаса;
- воспитание нравственных качеств.
Критерии оценки деятельности детей на ОД
1. Ребенок задает вопросы
2. Активное участие в ОД
3. Проявляет самостоятельность
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
1. Вводная часть
Дети слышат шум прибоя (запись на диске).
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это такое? (ответы детей). Правильно, это шум прибоя. И именно эти звуки помогут отгадать вам мою загадку. Вот слушайте:
Такие красавцы, всегда и везде,
Родятся на суше - живут на воде?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это корабли. И наше занятие сегодня будет посвящено кораблям. К какому же виду транспорта относятся корабли?
Дети: К водному.
Воспитатель: А кто же управляет любым кораблём?
Дети: Капитан.
Воспитатель: Ребята, а сегодня к нам попал настоящий капитан! Давайте послушаем. Как же он тут оказался!
Появляется Капитан.
Капитан: Ребята, здравствуйте! Вы догадались кто я? Мне очень нужна ваша помощь! Мой корабль потерпел крушение и теперь я со своей командой не могу добраться до дома. Я уже обращался в конструкторское бюро, но у сотрудников бюро нет совсем времени и они меня направили к вам. Я очень надеюсь на вашу помощь. Сможете помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно мы сконструируем для капитана надежные корабли!
Основная часть
Предлагается рассмотреть презентацию.
Воспитатель: А какие виды кораблей вы знаете, ребята?
Ответы детей.
Капитан: У каждого корабля своё предназначение, но у любого судна есть основные части, то, что объединяет все корабли. Давайте назовём их.
Дети называют основные части корабля (корма, днище, нос, труба, якорь, капитанская рубка). Определения детей сопровождаются показом этих частей на одном из изображений на слайде.
Капитан: А кто знает зачем кораблю якорь? (ответы детей)
Капитан: А кто знает, что означает выражение: Корабли на рейде?
Не знаете? Рейд - место якорной стоянки судов вблизи берега или в порту. Суда на рейде ожидают подхода к причалу, а также производят погрузочно-разгрузочные работы, принимают топливо, воду, иногда ремонтируются.
Воспитатель: Спасибо, капитан! Ребята теперь много знают о кораблях и смогут тебе помочь! Но сначала поиграй с нашими ребятами в пальчиковую игру, ведь им понадобится много сил!
Капитан проводит пальчиковую игру:
«Кораблик».
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
(Из ладоней сложить лодочку и имитировать, как она плывет-раскачивается)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)
У них ушки – на макушке,
(Руки приставить к голове, показывая ушки)
У них длинные хвосты.
(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)
Воспитатель: Вот теперь ребята, проходите за стол и мы начнем конструировать наши корабли.
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Сегодня мы будем конструировать корабль из 5 частей: палуба, мачта, 2 паруса и флаг.
(демонстрируется готовая работа).
У каждого на столах есть заготовки цветной бумаги. Начнем работу с вырезания из бумаги судна корабля. Возьмите в правую руку большой прямоугольник, что нужно сделать. Чтоб он стал похож на судно корабля?
Дети: Срезать верхние углы по длинной стороне.
Воспитатель: Правильно, ребята. Выполняется показ, затем дети срезают углы на заготовках. Педагог оказывает индивидуальную помощь затруднившимся.
Воспитатель: молодцы! У всех получилось красивое и аккуратное судно корабля! Теперь для корабля нужно вырезать паруса. Один парус треугольной формы. Другой- полукруглой. Как вырезать из квадрата треугольник?
Дети: разрезать квадрат с угла на угол, через середину.
Воспитатель: А как из прямоугольника вырезать полукруг?
Дети: У прямоугольника по длинной стороне нужно срезать верхний и нижний углы, закруглив их.
Воспитатель: Верно ребята!
Выполняется показ воспитателем, затем самостоятельная работа детей.
Дети выполняют поставленную задачу, если возникают сложности, воспитатель помогает советом, следит за осанкой детей. Капитан оказывает моральную поддержку ребятам, подбадривает, хвалит.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! У каждого корабля есть флаг и мы с вами украсим наш корабль флагом! Для этого, из заготовленного маленького прямоугольника, поставив ножницы по короткой стороне в угол, мы делаем надрез к центру, затем такой же надрез делаем с верхнего угла. Таким образом, из прямоугольника вырезается маленький треугольник. А оставшаяся часть- это и есть флаг. Педагог выполняет демонстративное вырезывание флага, затем предлагает ребятам выполнить тоже самое. Оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, вы отлично потрудились! И прежде чем приступить к наклеиванию, сборке кораблей, давайте пригласим капитана и поиграем в игру «Море волнуется.»
Дети становятся лицом в круг. Они размахивают руками вперёд – назад, произнося слова:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри!
После слова “Замри!” дети принимают какую-нибудь позу (морскую фигуру).
“Морской лев”.Упор сидя между пятками; колени врозь, руки на поясе.
“Краб”.Упор сидя; ноги врозь, согнутые; поднять таз вверх.
“Морская звезда”. Лёжа на животе, руки и ноги развести в стороны; прогнувшись, поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги.
“Дельфин”. Лёжа на животе; руки вверх, пальцы соединены “в замок”; прогнувшись, поднять голову, верхнюю часть туловища, руки.
Игра проводится 2-3 раза. Затем дети рассаживаются на места.
Воспитатель: Ребята, наклеивать корабли мы будем начиная с самой большой детали - Судна корабля. Затем мачта, паруса и флаг.
Дети приступают к последовательному наклеиванию деталей, воспитатель индивидуально контролирует, кто за кем закрепляет деталь на общем ватмане.
Капитан оказывает помощь и следит за техникой безопасности.
Заключительная часть
Воспитатель: Наводите порядок на столе, и давайте посмотрим, сколько красивых, аккуратных кораблей на рейде у нас получилось! Капитан, тебе нравится работа ребят? (Демонстрируется ватман с коллективной работой)
Капитан: Спасибо большое, ребята! Кораблей получилось так много, что я смогу перевезти весь нужный груз до места назначения! Вся наша команда разместится с комфортом!
Вы отлично справились со своей задачей, но чтобы стать настоящим специалистом-конструктором кораблей нужно хорошо ориентироваться в вопросах о водных просторах, море и его обитателях, я для вас подготовил вопросы:
Вопросы:
1. Чем отличается море от реки? (Море соленое, а река пресная.)
2. Какое самое большое морское животное? (Кит.)
3. Кто проглотил солнце? (Крокодил.)
4. Из какого животного плещет фонтан? (Кит.)
5. У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)
6. Как называется морская трава? (Водоросли.)
7. Какие сказочные герои живут в море? (Русалка, рыба Немо)
8. У какой рыбы есть пила? (Рыба-пила.)
9. Царь морей? (Нептун.)
10. Какая звезда живет в море? (Морская звезда.)
Капитан: Молодцы, ребята заслужили титул конструкторов.
Подведение итогов. Вручение медалей.