Александра Шутова
Конспект занятия НОД в средней группе по теме «Быт крестьян Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД в средней группе по теме
«Быт крестьян Руси»
Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси.
Задачи:
Обогатить речь детей словами: лоскутное одеяло, изба, горница, самовар, рушник, половик, люлька, ухват, лавка.
Публикация «Конспект занятия НОД в средней группе по теме „Быт крестьян Руси“» размещена в разделах
Познакомить детей бытом и творчеством крестьян, с традицией приема гостей в русской культуре.
Развивать знания, умения и навыки в устном народном творчестве России.
Закрепить знания и умения работать с соленым тестом.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям и традициям.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Мы живем в России. Раньше наша родина называлась Русь. Дом, комната тоже имел другое название. Показ слайдов:
русская бревенчатая изба,
русская печь,
бабий «кут»,
красный угол,
люлька с лоскутным одеялом,
горница,
хороводы вокруг березки.
Хотите отправиться в гости к Бабушке Марусе и посмотреть, как жили люди давным-давно, когда не было еще ваших мам и пап и даже дедушек с бабушками. Но перед тем, как отправиться в гости я хочу вам напомнить, что приходя в гости, мы обязательно здороваемся. Слово здравствуйте, происходит от слова здоровье. Здороваясь, мы желаем человеку не болеть, то есть быть здоровым. Сейчас мы только говорим, здравствуйте, а раньше еще и кланялись, тем самым приветствовали и дом, и хозяев, которые в нем жили.
Для того чтобы попасть в прошлое надо сказать заклинание: «Крибле, крабле, бумс». Пойдемте за мной по узенькой дорожке. А вот и изба Бабушки Маруси.
Бабушка Маруся:
-Здравствуйте, гости дорогие, гости долгожданные. Проходите в горницу, в красный угол, присаживайтесь на лавочку.
Воспитатель:
-Ребята, куда нас пригласила бабушка Маруся, что такое горница?
-А как вы думаете, почему этот угол называется красным?
-А на чем вы сидите?
- Что необычного для себя вы здесь видите? Может быть вам знакомы некоторые предметы? (Самовар, посуда, скатерть, сахар, ложки деревянные).
Звучит плач младенца.
БабушкаМаруся:
-Ой, внучек мой проснулся. Одеяльце упало. Надо поправить. (Достает лоскутное одеяло).
Воспитатель:
-Ребята, смотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш. А чем оно необычное? Почему оно так называется?
Бабушка Маруся:
-Ребята, давайте споем малышу колыбельную, чтобы лучше ему спалось. Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какой коврик у бабушки Маруси под ногами? Он называется половичком. Кто догадался, почему?
Бабушка Маруся:
-Я буду петь колыбельную, а вы мне помогайте. Колыбельную нужно петь тихо, ласково и нежно, чтобы малышу сладко спалось.
Ай люли, люли, люли,
Прилетели журавли
Журавли то мохноноги,
Не нашли пути дороги,
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип,
Не будите у нас внучек,
У нас внучек- спит, спит.
Бабушка Маруся:
-Ребята, я вас в гости ждала. Да вот беда не успела приготовить угощение к чаю. Чай я люблю пить с бубликами. Успела только тесто поставить, да печь истопить. Помогите мне бублики слепить? Проходите в бабий кут.
Воспитатель:
- В бабий кут заходить можно было только женщинам. Поэтому помогать пойдут только девочки.
БабушкаМаруся:
-Перед тем, как приступить к работе, надо вымыть руки. Я вам полью из ковша, руки вытирайте рушником.
Воспитатель:
-Рушник – это полотенце с вышивкой по краям.
Подходят к столу, лепят бублики.
Бабушка Маруся:
-А чтобы внучок не проснулся, покачайте девочки люльку. Только качать надо тихонько, чтобы ребенок не выпал из нее.
Воспитатель:
-Ну что ж, пока девочки заняты, мальчикам тоже найдется работа. Надо для печки дров принести. Пойдемте, принесем дрова.
Бабушка Маруся:
-Ой, какие молодцы, все постарались. Сейчас мы бублики в печь посадим. Давайте помоем руки. Девочки, помните, из чего я буду вам поливать? А чем руки будете вытирать?
Воспитатель:
- Дров принесли, бублики пекутся, внучок спит – можно и поплясать. Давайте покажем бабушке Марусе, как мы умеем водить хороводы. Становитесь вокруг березки в хоровод.
Бабушка Маруся:
-Пока выводили хоровод, испеклись наши бублики.
Воспитатель:
-Спасибо, бабушка Маруся за бублики, нам очень понравилось у тебя, но нам пора возвращаться домой. До свидания.
Бабушка Маруся:
-Приходите еще, всегда вам рада. До свидания.
Воспитатель:
-Скажем заклинание «Крибле, крабле, бумс». А теперь по дорожке прямо в группу.
-Вот мы и дома. Дети, где мы с вами побывали? Что видели? Как раньше называли дом (комната, рушник, половик?
Наше путешествие прошло недаром, мы многое узнали. Присаживайтесь за столы будем кушать бублики.