Ольга Александровна Амертдинова
Конспект занятия «Нижегородская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать у детей интерес и желание узнать об истории возникновения Нижегородской ярмарки.
Задачи:
1. Стимулировать детей к поиску дополнительной информации о Нижегородской области
2. Развивать у детей любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.
3. Воспитывать способность к творческому самовыражению.
Публикация «Конспект занятия „Нижегородская ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Ход деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. К нам в детский сад почтальон принес посылку. А обратного адреса нет. Как узнать откуда пришла посылка? И что нам с ней делать?
Ответы детей: Спросить у почтальона, посмотреть, что в посылке.
Воспитатель: Давайте, посмотрим.
(достаем из коробки; платок, матрешку, колокольчик, ложки и т. п. старинную фотографию Нижегородской ярмарки).
Эта посылка из прошлого. Смотрите, здесь старая фотография Нижегородской ярмарки, а на обратной стороне что-то написано.
«Дорогие друзья! Посылаю вам весточку из прошлого, хотелось бы вам подарить вещи которые вы уже наверное посмотрели. Вещи эти не простые, есть среди них платочек – он волшебный, если вы произнесете заклинание, то очутитесь там, откуда эти вещи были вам высланы. «Ты с платочком покружись, в нужном месте окажись.»
Воспитатель: Ребята, куда мы попали, знаете?
Гомонит, волнуется,
Торгует, да торгуется.
Весёлая, богатая,
на шутки тароватая,
Большая, деловитая,
товарами набитая.
Яркая да броская
Ярмарка Нижегородская.
Действительно, мы с вами на Нижегородской ярмарке. Издавна славилась Нижегородская ярмарка своими мастерами. Со всей России народ на ярмарку торопился. Себя показать да на других посмотреть. А посмотреть было на что! История ремёсел, промыслов наших Нижегородских уходит корнями в седую древность. Из поколения в поколение передавали мастера свои знания да умения. Доброй славой пользовались мастера-ремесленники. «На Нижегородской ярмарке всегда проходили гулянья. Устраивались кукольные театры, карусели, качели, выступления Петрушки и скоморохов. А кто такие скоморохи?
(Ответы детей) Скоморохи – это артисты, которые всех смешили, играли на музыкальных инструментах, пели, придумывали шутки и фокусы. Еще они помогали торговцам созывали народ на ярмарку и нахваливали их товар».
Воспитатель: Кто из вас знает шутки прибаутки? Тогда, давай созывай народ на ярмарку.
Ребенок: На ярмарке нашей товары всех краше! Пляски, веселье, угощенье! Весёлые гармошки, балалайки, да матрёшки! Скорей, скорей честной народ! Нижегородская ярмарка зовёт!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что приготовили нам нижегородские мастера. (прилавок-резьба по дереву)
1 реб. В руках стамеска, нож, топор,
Терпенье, воля, плюс – напор
И из обычной древесины
Рождается чудо-узор:
2 реб. Шкатулки расписные,
Наличники резные,
Деревянные лошадки,
Словно в кружеве, кроватки.
3 реб. В ход идет любой сучок,
Мастер в деле знает толк.
Он - великий молодец,
Красоты живой творец!
Воспитатель: Да ребята, здесь мы видем работы мастеров- резьбы по дереву. В начале работы использовали нескольких закругленных долот, с помощью которых выбирался фон и создавался рельеф. Края узора не оставляли острыми, прямо вырубленными, они слегка «заваливались», что делало узор более пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. На этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, сделать более выразительными мелкие детали – нанести жилки на листья, придать рельефность лепесткам цветов, разузорить их серединки. После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась. Я предлагаю вам побыть в роли мастеров резьбы по дереву. Мы соберём уже готовое изделие, только из пазлов.
Игра «Собери узор»
Воспитатель: Переходим к следующему прилавку. (прилавок- с хохломской росписью)
Красотой своей неравной
Вдохновляет Русь сама;
Птицы, ягоды и травы -
Золотая хохлома!
Блещут золотом росинки -
Сводит золотом с ума
Гордость вечная России -
Золотая хохлома!
Воспитатель: Хохломская роспись по дереву- один из старинных видов русского народного искусства. Родина её-лесной район Нижегородского края. Название связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за границу, в страны Азии и Европы. Посмотрите сколько посуды, вся она разная, есть и ложки.
1 реб. Ложкари мы и танцоры,
Выступать нам нравится.
Мы народные умельцы.
Нами край прославится.
Воспитатель: Давайте ребята поиграем на ложках.
Игра на ложках.
Воспитатель: Хотите посмотреть, что продают на следующем прилавке. Тогда отгадайте мою загадку.
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир (Матрешка)
Семёнов- это древний центр народных промыслов, благодаря которому матрёшка и стала знаменитой. Почему эта точёная кукла стала называться матрёшкой никто точно не знает. Может быть так её назвал продавец. Который её продавал, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрёна было очень распространено среди простого люда. Вот и стали называть игрушку ласково Матрёшей, Матрёнушкой; так и закрепилось имя Матрёшка.
Воспитатель: У нас остался последний прилавок заглянем туда. (прилавок с городецкой росписью)
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
4 реб. Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Воспитатель: У меня есть дощечки, мы постараемся украсить их городецкой росписью.
Игра «Укрась дощечку».
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная получилась доска – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая городецкая!
Воспитатель: Вот и побывали мы на Нижегородской ярмарке, товара видели разного. А сейчас я предлагаю вернуться домой, в свой детский сад.
«Ты с платочком покружись, в детском саде окажись.»
Рефлексия. Где мы были? Что вы видели? Что нового узнали? Вам понравилось?