Елена Жилинская
Конспект занятия «Сибирская народная тряпичная кукла» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
На тему «Сибирская народная тряпичная кукла»
подготовительная к школе группа
Выполнила воспитатель:
Жилинская Елена Викторовна
март 2022г.
Цель: Привитие интереса и любви к сибирской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества, через совместное изготовление традиционной куклы.
Публикация «Конспект занятия „Сибирская народная тряпичная кукла“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
Обучающие: - рассказать о значении народной тряпичной куклы в жизни сибиряков;
Развивающие: - познакомить с принципами её изготовления;
Воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к народной культуре и традициям.
Предварительная работа: образцы тряпичных кукол, игры с куклами, рассматривание русского национального костюма, знакомство с русским фольклором, чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая», беседа «Откуда берутся игрушки».
Методы и приё мы: наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол; практические: изготовление кукол, подвижная игра; словесные: загадки, вопросы, ответы.
Материалы и оборудование: образец готовой тряпичной куклы, нити, лоскуты ткани, иллюстрации, наглядные пособия, аудиоаппаратура.
Демонстрационный материал: тряпичные куклы, иллюстрации.
Раздаточный материал: лоскутки ткани, нити, ножницы.
I. Организационно-мотивационный момент:
-Ребята, возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками, посмотрите им в глаза и улыбнитесь, передайте им своё хорошее настроение.
Что за чудо-чудеса. Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить!
II. Основной этап:
-Ребята, а сейчас я вам загадаю одну загадку, а вы внимательно слушайте.
«Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья…»
Дети: Кукла!
- Правильно ребята – это кукла.
Для вас у нас сегодня организована выставка кукол. Посмотрите какое разнообразие, в современном мире существует огромное множество кукол. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее, бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а некоторые куклы могут даже разговаривать.
-Ребята, куклы это что? (игрушки).
-У вас у всех дома есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей)
- Скажите если игрушка, сделанная из дерева, какая она? (деревянная).
-Из глины? (глиняная).
-Из соломы? (соломенная).
- Из дерева? (деревянная).
-Из резины? (резиновая).
- А из ткани? (тряпичная).
-Откуда у вас появились игрушки? (ответы).
-Где их покупают? (ответы).
-А как они попали в магазин? (ответы).
-Где делают игрушки? (ответы).
-Правильно, игрушки делают на специальных фабриках игрушек.
-А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка:
Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).
- Ребята, а как вы думаете, откуда появились игрушки?
-А как вы считаете, как раньше изготавливали игрушки? (ответы детей).
Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было очень мало. Их изготавливали вручную и стоили они очень дорого, не все могли их купить. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В сибирских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.
В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, куклы для нее делали мама, бабушка или старшие сестры. Когда дети подрастали - делали кукол сами. На примере кукол они получали знания об окружающем мире, учились рукоделию, осознавали своё предназначение в мире.
Изготовлять кукол было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов. Дети сами делали для себя игрушки или их родители помогали им. А игрушки делали из разных материалов. Из соломы (показ, из глины (показ иллюстраций, или брали просто деревянную палочку, заворачивали ее в тряпочку и играли с ней, кормили её, поили, пели колыбельные песенки. Играли так же как и вы играете, также кукол шили (показ иллюстраций, вязали (показ, а потом также играли с ними.
А затем в магазинах стало все больше и больше появляться игрушек, и ваши мамы играли уже красивыми куклами.
- Посмотрите внимательно на кукол.
-Какая особенность их объединяет?
- Правильно! Они безликие. Дети, играющие с тряпичной куклой, не имеющей лица, придумывали ей разное настроение (грусть, веселье, удивление). Бабушки и мамы учили детей «вертеть» кукол с пяти лет. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Практическая часть:
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам тоже попробовать изготовить такую же куколку. Проходите и садитесь за стол.
Выполнение куклы :
Берём большой белый лоскут ткани (какой он формы, сворачиваем его в трубочку, сгибаем пополам, перевязываем верёвкой. Это у нас получается голова и туловище куклы. Берем цветной лоскут, так же сворачиваем его в трубочку. Завязываем на концах нитки (кисти рук). Крепим руки к туловищу и ниткой закрепляем руки.
III.Заключительный этап
-Ребята что нового вы узнали сегодня на занятии?
-О чем бы вы хотели рассказать своим друзьям и родителям?
-Посмотрите ребята, какие красивые куклы у вас получились,
осталось завернуть их в платочек и можно идти играть.