Воронина Екатерина Николаевна
Конспект занятия «Пейзаж на стекле» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пейзаж на стекле»
Цель : Развивать художественно – творческие способности детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной технике рисования.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей о весенних изменениях в природе.
• Закрепить знания детей о свойствах стекла.
• Обогащать и активизировать словарь детей
Развивающие:
• Развивать интерес и любовь к устному народному творчеству
Публикация «Конспект занятия „Пейзаж на стекле“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• Развивать мелкую моторику рук,
• Развивать стремление самим научиться создавать пейзаж на стекле
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать, отвечать на вопросы
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с гуашью и стеклом
• Воспитывать любовь к природе.
Работа над словарем: «пейзаж», «песни-веснянки»
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : создание проблемной ситуации.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : ответы на вопросы.
3. Приемы поддержания интереса у детей : сюрпризный момент, художественно- продуктивная деятельность
4. Приемы оценки и самооценки: поощрение
Создание среды для организации и проведения занятия : Выставка изделий из стекла, репродукции картин, иллюстрации пейзажей, сундучок, письмо, совок, щетка, перчатки, лейка с водой, цветок
Технические средства: магнитофон П. И. Чайковский «Времена года»
Виды детской деятельности в занятии :
• Коммуникативная
• Познавательная
• Чтение художественной литературы
• Физминутка
• Музыкальная
• Самообслуживание
• Художественное творчество
Планируемые результаты:
• Познавательные: Повышение детского интереса в художественно-продуктивной деятельности, совершенствование знаний свойств стекла, закрепление сезонных изменений в природе.
• Речевые: Владение средствами языковой выразительности.
• Интеллектуальные: Свободно выражают свой замысел и воплощают его в рисунке
• Личностные: Ощущение незабываемых положительных эмоций, проявление самостоятельности, выражения индивидуальности
Критерии оценки деятельности детей в занятии :
1. Активно участвуют в коммуникативной деятельности.
2. Проявляют самостоятельность
3. Эмоциональность
4. Сопереживание
5. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками
6. Выполняют инструкцию взрослого при выполнении задания
7. Применяют самостоятельно усвоенные знания
8. Самооценка
Предварительная работа:
Рассматривание картин и иллюстраций художников пейзажистов, наблюдение за изменениями погоды на прогулке.
Интеграция образовательных областей
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание
Рассматривание изделий из стекла
Познакомить детей с
песней-веснянкой
Закрепить знания детей о свойствах стекла.
Развивать интерес и любовь к устному народному творчеству
Социализация
Практические действия Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию
Коммуникация
Отвечать на вопросы Развивать связную грамматически правильную диалогическую речь
Музыка Чайковский П. И. Продолжать знакомить детей с произведениями классической музыки
Физическая культура Физ. Минутка «Веснянка» Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании
Чтение художественной литературы Отгадывание загадок Формировать умение делать выводы, умозаключения
Художественное творчество
Изготовление пейзажа на стекле Развивать художественно – творческие способности детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования
Безопасность Работа со стеклом Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.
План занятия
1. Вводная часть: 4 минуты
Создание игровой ситуации
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели
2. Основная часть: 22-32 минуты
Беседа
Комментирование
Познавательно-исследовательская деятельность
Физминутка
Рассматривание иллюстраций
Художественно-продуктивная деятельность
3. Заключительная часть: 4 минуты
Оценка деятельности детей
Подведение итогов занятия
Длительность занятия 30-40 минут
Содержание занятия
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели. Воспитатель: – Ребята, подойдите ко мне.
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее постарайтесь отгадать.
«Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …»
Дети: Весна
Воспитатель: Ребята, а давайте Весну в гости позовем.
Дети: А как мы её позовем?
Воспитатель: В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Ребята, надо сказать такие слова (все вместе)
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
Появляется Весна
Воспитатель: Здравствуй, Весна - красна, мы рады твоему приходу.
Весна (грустным голосом) :
- Я весна – красна, бужу землю ото сна,
Наливаю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход,
Воспитатель: Но, ребята, посмотрите, что-то наша весна грустная.
Весна: Дорогие ребята в моей цветущей стране случилась беда. Налетела злая вьюга и всё засыпала снегом. И не стало видно проталин, подснежников,зеленеющего леса.
Помогите мне, ребята!»
(звучит музыка, весна кружась исчезает) Коммуникация
Художественная литература
Познание
Музыка
2. Основная часть
Беседа
Комментирование
Познавательно-
исследовательская деятельность
Физкультурная пауза
Рассматривание иллюстраций
Художественно-
продуктивная
деятельность
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Весне, одолеть зиму. Что же нам сделать?
Дети: Надо взять краски и снова все нарисовать.
Воспитатель: Это вы хорошо придумали, а что рисовать будете?
Дети: Надо природу нарисовать
Воспитатель: А кто помнит, как называется картина, на которой изображена природа?
Дети: «Если видишь на картине,
Нарисована река, или ель и белый иней
Или сад и облака, или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «Пейзаж»!
Воспитатель. А какими материалами можно изображать природу?
Дети: Простым карандашом, тушью, фломастерами, мелками и т. д.
Воспитатель: Рисовать можно на чем угодно или почти на чем угодно. Это может быть ткань, асфальт, чашки, тарелки, оконное стекло, фоторамка и любая другая поверхность
Воспитатель: Ребята смотрите, Весна оставила сундучок, и письмо.
(ставят сундучок на стол)
Давайте прочитаем его.
(читают письмо)
«Ребята в этом сундучке лежит то, что пригодится вам, чтобы нарисовать пейзаж».
Воспитатель: А как мы сундучок откроем – у нас ключа нет
Дети: Надо волшебные слова сказать
Воспитатель: Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова.
(берутся за руки и идут вокруг стола)
«Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри».
(сундучок открывают, а там лежат стеклянные бутылочки и ватные палочки)
Воспитатель: На какой предмет похожа бутылочка?
Дети: На вазу.
(подходят к выставке изделий из стекла)
Воспитатель: Ваза – Сосуд изящной формы для фруктов, цветов или декоративный
Чаще других в современном жилье можно встретить стеклянную вазу. Ее обычно используют в качестве емкости для живых цветов.
Воспитатель: Ребята наверное Весна оставила нам эти сосуды, чтобы мы на них пейзаж нарисовали. Но прежде чем приступить рисовать давайте вспомним свойства стекла.
(ставят на стол)
Воспитатель: Если вы положите в вазу цветок, то его будет видно?
Дети: Да, потому что стекло прозрачное.
Воспитатель. А какое ещё бывает стекло по цвету?
Дети: Синее, красное, зеленое –
стекло окрашивается (цветное);
Воспитатель: Если мы нальем воду в вазу, что произойдет?
Дети: Вода останется в вазе. Стекло не пропускает воду.
Воспитатель. А если карандашом ударить по стеклянной посуде, что вы услышите?
Дети: Мелодичный звук. Стекло звучит
Воспитатель. Что произойдёт, если я упущу стеклянное изделие?
Дети: Оно разобьётся. Стекло хрупкое.
Воспитатель. Как же надо обращаться со стеклянными изделиями?
Дети. Изделия из стекла нельзя бросать
Воспитатель. Как надо собирать разбитое стекло?
Дети. Надо надеть перчатки и смести веником на совок.
Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы и хорошо знаете свойства стекла. Зная свойства стекла можно легко отгадать загадку.
«Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь.»
Дети: Стекло.
Воспитатель: Ребята,а в сундучке еще ватные палочки имеются значит Весна хочет, чтобы мы ватными палочками рисовали. Ватные палочки у нас есть на чем рисовать тоже, а какими красками рисовать будем
Дети: Гуашью
Воспитатель: Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью
. Дети:
- Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета.
-Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места.
- Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами.
-Много краски на палочку не набираем.
Физминутка
Воспитатель: А сейчас, ребята, поиграем игру «Веснянка», (идут на ковер)
становитесь в круг.
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей, (Дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают, (Дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (Дети медленно встают).
(подходят к иллюстрациям картин)
Воспитатель: Весну люди ждут, о ней пишут музыку, стихи, картины
Посмотрите внимательно на эти пейзажи
Любой пейзаж нам может рассказать о многом: о настроении художника, о его чувствах, о его отношении к миру природы.
А сейчас каждый из вас станет художником и будет рисовать свой пейзаж.
(дети рассаживаются за столы)
А теперь садитесь, закрывайте глаза, представьте, что вы в лесу, на полянке.
«Пришел художник молодой
С веселой кистью озорной
Пейзаж весенний рисовать
Там было небо голубое,
Светило солнце золотое,
Там ветерок прохладный был
Звенел веселый ручеек
И птицы пели песни
Радуясь весне!»
- Открывайте глаза, берите «волшебные палочки» и постарайтесь нарисовать то, что каждый из вас увидел
Дети рисуют, звучит спокойная музыка.
По окончании работы выложить все работы на стол. Коммуникация
Художественная литература
Познание
Безопасность
Художественное творчество
Музыка
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов занятия Воспитатель :
Ребята, посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Молодцы, вы постарались и нарисовали весеннюю картину.
(Предлагается детям рассмотреть работы и выбрать самую понравившуюся.)
Воспитатель: Чем тебе понравилась эта работа?
-А как вы считаете, справились с заданием? - Что вам больше всего понравилось рисовать?
- Если у вас не будет кисточек и бумаги, вы сможете нарисовать рисунок?
(Щебет птиц)
Вы слышите, как в лесу стало весело и радостно?
(Появляется)
Весна: Это вы помогли оживить природу. Большое вам спасибо
Преподнесу вам дар я необычный
Палитру красок солнечного дня.
Чтоб хотели много знать и отлично рисовать!
С любовью, с мастерством играя,
Поможет овладеть талантами она!
– До новой встречи детвора! Музыка
Коммуникация Социализация
Художественная литература
Длительность занятия 30-40 минут
Литература:
1. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» Творческий центр-М,2008г
2. Казакова. Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование» М: ТЦ «Сфера», 2005 г.
3. Курочкина Н. А. «Знакомим с пейзажной живописью» Учебно-наглядное пособие. Детство-Пресс, 2005 г.
4. Позина. Е. «Времена года в стихах, рассказах и загадках» - М:Т «Стрекоза»2007г.