Евсюкова Майя
Конспект занятия «Лесная викторина» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лесная викторина
ЦЕЛЬ
Закреплять экологические знания детей, совершенствовать нравственно-ценностное отношение старших дошкольников к природе.
ЗАДАЧИ
Развитие познавательного интереса, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
Закрепление знаний старших дошкольников о лесе и его обитателях. Повторение и закрепление правил поведения в природе, которые дети изучали.
Воспитание любви к природе, понимания необходимости сохранения ее целостности.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Публикация «Конспект занятия „Лесная викторина“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дикие животные. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2018
Мягкие игровые модули. Стульчики (по количеству детей). Столы (для размещения наглядного дидактического материала). Гимнастические коврики (2 шт.). Ткань (2 отреза). Обруч гимнастический.
Экран, проектор, компьютер, презентация к НОД, аудиозаписи «Звуки леса».
Наглядный дидактический материал (картинки с изображениями обитателей леса). Муляж осы. Берестяная шкатулка. Письмо от Старичка-Лесовичка. Пластиковые корзинки (2 шт.). Фишки – кружочки из картона. Шишки ели и сосны. Плетеные корзины (2 шт.). Бросовый материал – пробки красного и зеленого цвета. Книги о лесе и лесных жителях. Надписи с правилами поведения в лесу: на оборотной стороне бумажных паззлов (третье задание, картинок с «лишними» изображениями (седьмое задание); на свитке в виде бересты (подвижная игра «Совушка) и двух плакатах (пятое задание). Карточки с вопросами ко всем заданиям (для воспитателя).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Наблюдения в природе; восприятие художественной литературы о лесе и лесных обитателях; рассматривание наглядных дидактических пособий по теме мероприятия; составление описательных рассказов о лесе и лесных обитателях, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»; беседы об охране окружающей среды и правилах безопасного поведения в природе.
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель:
К нам пришли гости. Поздороваемся с ними! Сегодня утром к нам в зал залетела оса с письмом от Старичка-Лесовичка. Он приглашает нас в лес на увлекательную викторину. Закройте глаза.
Звучит мелодия «Звуки леса».
На экране появляется изображение лесной поляны.
Воспитатель:
Открываем глаза. Мы с вами оказались в лесу на цветочной полянке. Здесь очень красиво и хорошо. Посмотрите! Я нашла сундучок с посланием от Старичка-Лесовичка. Интересно, что он нам пишет?
Текст письма:
Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас у себя в гостях, на этой чудесной цветочной полянке. Ребята, лес – наш друг! Для жизни ему необходимо солнце, дарящее ему тепло и свет, почва и вода, а еще чистый воздух, покой и тишина. Чтобы сохранить лес, нужно знать определенные правила. А вы их знаете? Давайте поиграем и вспомним эти правила! Ваш Старичок-Лесовичок.
На экране появляется изображение Старичка-Лесовичка.
Дети разделяются на две команды.
Воспитатель:
Сейчас отгадаем загадки и дадим название командам.
Текст загадок:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
Кур крадет.
(Лиса).
Под большущей сосной
Он в берлоге спит зимой.
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь).
Воспитатель:
Как называются детеныши лисы? (Лисята) Как называются детеныши медведя? (Медвежата) Итак, у нас две команды: «Лисята» и «Медвежата». За каждый правильный ответ команды получают фишки – кружочки. Победит та команда, которая наберет больше фишек! Готовы?
Педагог ставит в пластиковые корзинки картинки с изображениями семейств лисы и медведя.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – игра «Экологический светофор».
Воспитатель перечисляет, что можно и что нельзя делать в лесу. Участники команд соглашаются, поднимая пробку зеленого цвета, или отрицают ответ, поднимая пробку красного цвета. Некоторые ответы являются дискуссионными.
В лесу можно:
Ломать ветки.
Оставлять после себя мусор.
Разорять гнезда и муравейники.
Сидеть на траве.
Собирать съедобные ягоды.
Уничтожать ядовитые грибы.
Разжигать костры.
Отдыхать на пне.
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ – «О зеленых обитателях леса – деревьях».
Воспитатель задаёт вопросы поочередно двум участвующим командам.
На экране появляются картинки – ответы.
Как называется плод дуба? (Желудь).
У какого дерева вместо листьев иголки? (У ели, у сосны).
Какое дерево весной зацветает первое? (Ольха).
У какого дерева есть сережки? (У березы).
На каком дереве растут шишки? (На ели, на сосне).
Листья какого дерева дрожат даже в тихую, ясную погоду? (У осины).
У какого дерева ствол белый с черными пятнышками? (У березы).
У какого дерева летом семена с белым пухом разносятся по ветру? (У тополя).
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА – пальчиковая игра
Воспитатель:
Старичок-Лесовичок принес вам плетеные корзинки с шишками. Какие шишки лежат в корзинках? (Еловая, сосновая). Ребята, возьмите по одной шишке. Готовы! Повторяем за мной.
Текст.
Шишку в руку я возьму
И в ладошке покручу.
В кулачке зажму и разожму,
В другую руку переложу.
Опять зажму и разожму.
Вновь в ладошке покручу
И в корзинку положу.
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ – игра «Что с какого дерева?»
Воспитатель:
Сегодня утром дул такой сильный ветер, что перемешал все листья и плоды. Вам необходимо подобрать деревьям их листья и плоды. Подходите к столам. Готовы? Каждой команде нужно собрать цепочку из трех паззлов. На первом паззле изображено дерево, на втором – лист, на третьем – плод (ель – иголки – шишка; дуб – лист – желудь).
По окончании игры воспитатель предлагает детям перевернуть собранные цепочки и прочитать получившееся слово. Из двух слов составляется фраза: «Береги лес!».
Воспитатель:
Для чего нужно беречь лес? (Чтобы его сохранить).
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ – «О наших пернатых друзьях».
Воспитатель задаёт вопросы поочередно двум участвующим командам.
На экране появляются картинки – ответы.
Кого мы называем пернатыми? (Птиц).
Каких птиц вы знаете?
Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, чайка).
Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка).
Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел).
Какая птица прилетает первой в наши края весной? (Грач).
У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль).
Какая птица охотится ночью? (Сова).
ПОДВИЖНАЯ ИГРА – «Совушка».
Текст – описание игры.
Обозначается гнездо совы (стул помещается в обруч). В гнезде помещается водящий Совушка, выбранный по считалке, например «Начинается считалка. На дубу скворец и галка. Улетел домой скворец. И считалочке конец». Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков, разлетаются по поляне. На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в свое гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать.
К концу игры воспитатель незаметно подкладывает в гнездо небольшой свиток в виде бересты. Обращает на него внимание детей. Дети читают «Не разоряйте гнезда птиц!».
Воспитатель:
Послушайте пословицу. «Возле леса жить – голодному не быть!». Так чем же в лесу можно полакомиться? (Грибами, ягодами).
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ – «О грибах и ягодах».
Воспитатель задаёт вопросы поочередно двум участвующим командам. Часть ответов проиллюстрирована картинками, которые спрятаны на импровизированных полянках (гимнастические коврики, прикрытые тканью). Отвечая, дети ищут картинки с соответствующими изображениями. Картинки – ответы также появляются на экране.
Какие вы знаете съедобные ягоды?
Какие вы знаете съедобные грибы?
Какие бывают ягоды? (Съедобные – несъедобные).
А какие еще бывают ягоды? (Лесные – садовые).
Какие ягоды растут на колючем кустарнике? (Ежевика).
Какие ягоды растут на болоте и имеют кислый вкус? (Клюква).
Какая ягода получила свое название от слова «земля»? (Земляника).
Какую ягоду используют, чтобы вылечиться от простуды? (Малина).
Какая ягода сильно пачкает руки и лицо, когда ее ешь? (Черника).
Бывают грибы съедобные, а бывают … (Несъедобные).
Грибы, имеющие особый рыжий окрас, называются… (Рыжики).
Грибы, которые растут под березой, это … (Подберезовики).
Грибы, которые часто растут под осиной, называются… (Подосиновики).
Смертельно ядовитые грибы, родственники мухомора называются … (Бледные поганки).
Самые красивые ядовитые грибы? (Мухомор).
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Запомните правила: «Нельзя сбивать грибы – вы можете повредить их грибницу. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!».
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ – «О лесных животных».
Воспитатель задаёт вопросы поочередно двум участвующим командам.
На экране появляются картинки – ответы.
Как заяц готовится к зиме? (Меняет окрас).
Где живет белка? (На дереве, в дупле).
У какого дикого животного есть рога и копыта? (Олень, лось).
Какое лесное животное питается желудями? (Кабан).
Какое животное, как и медведь, зимой впадает в спячку? (Еж).
Как зимуют змеи? (Сворачиваются в большой клубок).
Что означает выражение лиса «мышкует»? (Ловит мышей).
Чем питается еж? (Насекомыми).
Какое животное живет под землей и роет там ходы? (Крот).
СЕДЬМОЕ ЗАДАНИЕ – дидактическая игра «Четвертый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети выбирают лишнее и объясняют, почему они так решили (бабочка – медведь – кузнечик – жук; волк – лиса – дятел – заяц»). В дидактической игре используются картинки с изображениями животных. Воспитатель обращает внимание детей на отложенные картинки с лишними изображениями. Предлагает перевернуть их, и дети читают правило «Нельзя загрязнять лес, это дом для зверей и птиц».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Воспитатель:
Ребята, настало время подвести итоги нашей викторины.
Дети подсчитывают заработанные фишки – кружочки. Определяется команда – победитель. Прежде чем угоститься, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза.
Звучит мелодия «Звуки леса».
Воспитатель:
Вот мы и вернулись. Старичок-Лесовичок дарит вам подарки – книги о лесе и лесных жителях. Давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали? (Ответы детей). Какие правила поведения в лесу мы запомнили? (Ответы детей).