Ирина Тельпис
Конспект занятия: «Комнатные растения. Правила ухода»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.
Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.
Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка. Картинки растений, карточки-символы, изображающие строение растений. Фартуки, растения, клеенка, влажные салфетки, глобус.
Ход занятия
1. Мотивационно –ориентировочный этап.
А) приветствие.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся. А теперь поприветствуем друг друга, повторяйте за мной.
В: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
2. Поисковый этап.
Какое у вас настроение? Ребята, вы любите путешествовать? На чем можно отправиться в путь?
Мы с вами отправимся в удивительную страну, а в какую слушайте загадку.
Б) загадка.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут
Так в какую страну мы отправимся?
На нашем занятии мы будем говорить о комнатных растениях, познакомимся с новыми видами растений, научимся ухаживать за ними, узнаем какую пользу приносят растения. тогда отправимся с вами на поезде, становитесь в вагоны и повторяйте за мной:
Идет поезд не спеша- чух, чух, чух
Идет поезд к малышам- чух, чух, чух
Набирает поед ход- чух, чух, чух
И пыхтит как пароход -чух, чух, чух
В) рассказ.
Воспитатель: Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.
– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. (Показ на глобусе)
В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там растения растут деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.
Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Ответы воспитанников.
Воспитатель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях.
Г) Рассказ о комнатных растениях.
Алоэ- У алоэ есть второе название – «столетник». Связано оно с поверьем, что алоэ цветет лишь раз в сто лет. А после погибает. Но это заблуждение. Просто в наших домах очень трудно создать такие же условия, как на его родине — в Африке, за пустыней Калахари в Капской земле. Там алоэ цветет каждый год
Стебель у алоэ неровный, изогнут, на нем видны сухие чешуи – остатки старых листьев. У африканских племен есть легенда о том, как возникло алоэ и почему это растение имеет такую форму.
Традесканция- Если посмотреть на это растение с длинными свисающими стеблями, которое обычно подвешивают в горшке на окнах, то сходство со сплетнями можно найти. Свисающие с горшка стебли, которые густо покрывают торчащими в стороны листиками, так переплетены между собой, что их трудно отделить друг от друга, и трудно найти конец или начало ветки. «Бабьи сплетни» распространены на болотах тропических лесов в Америке. Это растение любит влажную почву, малое освещение: стебли располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток. Стебли хрупкие, легко ломаются. Если традесканцию поместить на солнечное место, то листья начнут становиться бледными, сероватыми. Это в них образуется водная ткань, предохраняющая растение от солнечных лучей. Традесканции бывают не только с зелёными, встречаются растения с белыми полосками, с коричневыми, с серебристыми полосками, с мохнатыми, покрытыми волосками стеблями и листьями.
Фиалка- это достаточно нежное растение с бархатными, мягкими листиками и красивыми цветочками разных цветов. Она «приехала» к нам из далекой знойной Африки. Именно поэтому фиалка не любит сквозняков и холодов, слишком частого полива.
Д) Сравнение комнатных растений.
Посмотрите на растения, скажите, что общего у всех у них и чем они отличаются?
Подумайте и ответьте, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)
Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду, удерживает растение в почве)
Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом, по стеблю проходят питательные вещества, листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород).цветы и семена для размножения. Растения у нас живое существо, которое дышит, двигается, питается, размножается, умирает.
Е) Игра «Собери растение из частей».
Ж) беседа о пользе растений.
Как вы думаете, какую пользу принося растения?
Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань, хлорофитум и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать. Ребята, расскажите, как правильно надо ухаживать за растениями
3. Практический этап.
Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.
Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?
Воспитанник: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.
Воспитатель: Как правильно поливать?
Воспитанник: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.
Показывает, как надо поливать.
Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.
Воспитатель: Как надо протирать листочки?
Воспитанник: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.
Показывает, как надо протирать.
Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?
Воспитанник: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.
(Показ воспитанника, как надо мыть)
Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.
Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?
Воспитанник: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.
(Показ воспитанника, как удалять пыль)
Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.
Как надо рыхлить?
Воспитанник: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.
(Показ воспитанника, как рыхлить землю)
ФИЗМИНУТКА
Посажу я зёрнышко в маленький горшок (дети сидят на корточках)
Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк (медленно встают)
А потом листочки, а потом цветочки (разводят руки в стороны, ладони вверх)
К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись
Практическая работа
В: А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах.
Обобщение.
Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво
Игра с мячом «Назови ласково»
Дети встают в круг, воспитатель в центре, бросает мяч детям, называя слово, дети называют это же слово в ласкательной форме.
стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля -земелька, корень - корешок.
Закренление.
Дидактическая игра «Подойди к растению, которое я назову»
Один, два, три, к фиалке иди!
Один, два, три, к герани иди!
4. Заключительная часть.
Воспитатель. Вы хорошо знаете, как ухаживать за растениями.