Татьяна Шумицкая
Конспект занятия «Изучаем свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
• Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и способами его обнаружения.
• Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
• Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, к окружающей жизни, любознательность.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Конспект занятия „Изучаем свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Воздушные шары; емкости с водой; стаканчики, «кораблики», стеклянные колбочки, соломинки, поролоновая губка, мешочки, цветные ленточки, изображение планеты Земля, изображение Луны, схема – свойства воды; схемы – свойства воздуха; аудиокассета.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(дети стоят полукругом на ковре) Ребятки, сегодня мы будем работать в лаборатории, для исследований нам понадобится вода. Воду мы с вами уже изучали, поэтому давайте вспомним наши опыты и расскажем, какой же бывает вода.
• Вода бывает прозрачная и непрозрачная
• У воды нет вкуса. А морская вода на вкус соленая.
• У воды нет запаха, если она чистая.
• Лед, снег – это тоже вода, но твердая.
• Пар – тоже вода. Вода бывает теплая, холодная, горячая.
• Вода жидкая, она течет. Вода не имеет формы.
А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы будем изучать сегодня :
Через нос проходит внутрь
И обратный держит путь. (воздух)
Мы с вами знаем, что все живые существа дышат воздухом. Представьте, что бы произошло, если бы наша планета Земля утратила воздух? (все погибло)
Давайте вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Вы почувствовали запах свежего воздуха. (чистый воздух ничем не пахнет, воздух не имеет собственного запаха).
А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает (надо поднести ладошку ко рту, к носу и подышать. Ладошке тепло от дыхания, это значит, мы дышим)
Обратить внимание детей на картинку с изображением планеты Земли.
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух – это удивительная оболочка вокруг Земли. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или суше, везде есть воздух.
Сейчас мы проведем несколько опытов с воздухом и попытаемся раскрыть его свойства. Пожалуйста, пройдите все в лабораторию. (садятся за столы)
Воздух занимает все пространство, даже самое маленькое. Чтобы проверить это проведем опыт с поролоновой губкой.
• Рассмотрите губку. Что вы видите? (дырочки, отверстия) Что в этих дырочках (воздух)
Давайте погрузим губку в воду, что мы увидим? (в воде появились пузырьки, воздух из дырочек выходит в воду)
Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? (нет, но он всегда вокруг нас) Почему мы не видим воздух? (потому, что он чистый, он не имеет формы, он прозрачный через него все видно)
Беру в руки стакан. Как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? Вот мы сейчас проверим.
• Поставьте корабль на воду. Опустим его на дно стаканчиком: переворачиваем стакан вверх дном, накрываем плавающий кораблик и медленно опускаем его в воду; стакан надо держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан (корабль погружается вместе со стаканом. В стакане есть воздух,он не пускает туда воду)
Давайте докажем, что воздух есть в каждой емкости, любого размера.
• Возьмем тонкую колбочку, опустим ее в воду, но держим ее, немного наклонив. Что появляется в воде? (мы слышим бульки и видим пузырьки воздуха) Почему утонул пузырек (воздух вышел, колба наполнилась водой)
Я знаю еще один интересный способ, как увидеть воздух.
• Берем трубочку, опускаем в воду. Делаем вдох, выдыхаем в трубочку, у вас получится буря. Откуда пузырьки? (мы выдохнули воздух и в воде увидели его в виде пузырьков)
Расскажите, какие мы проводили опыты, чтобы увидеть, что воздух движется (дули на воду, делали волны, использовали веер, ладошки, чтобы подгонять воздух). Мы не можем увидеть ветерок, который подгоняет воздух, потому что он прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с ленточкой.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Ветерок». Вы будите изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные движения. (дети выходят на физминутку)
Все молодцы, очень красиво изображали ветерок. Пройдите за столы, и мы продолжим наши опыты.
Ребята, а вы любите пускать мыльные пузыри? Давайте порадуем себя, попускаем мыльные пузыри! (дети пускают пузыри) Как вы думаете, что у них внутри? (воздух)
Где еще можно поймать много воздуха сразу? (в воздушных шариках) Правильно, мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шаре. А сейчас мы попробуем поймать воздух в мешочек и ощутить его.
• Возьмите мешочки, проверьте, есть ли в нем что-нибудь. Теперь скрутите его со стороны отверстия. Что случилось с мешком? (мешок надулся, стал выпуклым) Что же это может быть, ведь в них ничего не положили? (в закрученном мешочке был воздух, хотя он и не виден, его можно обнаружить) .
Скажите, а воздух имеет вес? (да) Расскажите, как мы об этом узнали? (мы надували воздушные шарики и взвешивали их на палочке)
Нам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Я предлагаю еще и услышать его:
• Возьмите колбочку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что слышите? (звук)
• Теперь возьмите кусочек клеенки, приложите край к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (лист дрожит, заставляет дрожать воздух, получается звук. Воздух обладает силой, издает звуки)
Правильно, воздух обладает силой, звуки распространяются по воздуху. Звуковые волны могут распространяться только в упругой среде. А вот например, на Луне, где нет воздуха, сможем мы разговаривать или услышать какие-то звуки? (нет, на Луне звуки не передаются, потому, что там нет воздуха. А звуки бывают только там, где есть воздух Послушайте какие хорошие слова написал Сергей Викулов (пальчиковая гимнастика) Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда – целы они,
Все возродится снова.
Закрепим с помощью карточки-схемы свойства воздуха :
- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА
- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
- ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ
-ВОЗДУХ УПРУГИЙ
- ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС
- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
- ВОЗДУХ ЕСТЬ В ЛЮБЫХ ПРЕДМЕТАХ, РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ
- ВОЗДУХ НУЖЕН ВСЕМУ ЖИВОМУ
Ребята, о чем мы сегодня беседовали? (о воздухе)
Какой из опытов вам больше всего понравился? (ответы детей)