Евгения Кузнецова
Конспект занятия и презентация к занятию «Наши мамы» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия и презентация к занятию для старшей группы
2.03.2020г.
Конспект НОД по речевому развитию. Тема: «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».
Цель занятия: продолжить работу по приобщению детей к поэзии.
Задачи:
-формировать умение вслушиваться в поэтический текст;
-указать на необходимость помощи мамам;
-воспитывать доброе, внимательное отношение к мамам.
Публикация «Конспект занятия и презентация к занятию „Наши мамы“ для старшей группы» размещена в разделах
Предварительная работа с детьми: разучивание стихов и песен о маме, рассматривание иллюстраций по теме.
Ход НОД
Организационный момент «С добрым утром! Начат день!»
Основная часть
-Ребята, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? /ответы детей
-Правильно, такие слова как РОДИНА, МИР, а самое замечательное слово на свете МАМА.
-Ребята, а кто хочет рассказать о своей маме. /ответы детей: мама добрая, красивая, умная.
-Рассказывая о мамах, вы говорили, что мамы добрые, ласковые, что их работа приносит пользу обществу, что у них умелые руки. Что же умеют делать эти руки? /ответы детей.
-Правильно: готовить еду, печь, стирать, гладить, шить, вязать и т. д.
-Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то, что мамы работают – кто в магазине, кто в больнице, кто в школе, они еще справляются с множеством домашних дел. Чем и как можно им помочь? Кто из вас постоянно помогает дома по хозяйству? /ответы детей
-Многое вы, ребята, можете делать сами: убирать свои вещи на место, игрушки, книжки, поливать цветы, ухаживать за животными, звонить бабушке. Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать ее своим вниманием, заботой. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать. /ответы детей
-Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда её ребёнок поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и внимательный человек. И мамины глаза будут радостными. Поводов позаботиться о любимой маме очень много.
-Ребята, скажите, кто пишет стихотворения? /поэт.
-Вот послушайте стихотворение «Посидим в тишине», его написала поэт Елена Благинина.
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
Анализ стихотворения «Посидим в тишине» Благининой
Известная русская поэтесса Елена Благинина посвящала свое творчество детям и писала для детей. Практически все ее работы – это детская литература, несложная в восприятии для читателей любого возраста. Ее стихи учат доброте, послушанию и уважению к старшим, особенно к родителям. Они легки для восприятия и запоминания, а также играют серьезную воспитательную роль – прививают важные мысли, знакомят с новыми словами и выражениями.
Стихотворение «Посидим в тишине» посвящено уважению к матери. Главной героиней является маленькая девочка, которая рассказывает, что мама прилегла отдохнуть, и она соблюдает тишину, чтобы не нарушить ее сон. Как заботливый ребенок, несмотря на свое желание побегать и поиграть, она сидит тихонько, наблюдая за солнечным лучом. Поэтесса объясняет состояние ребенка через беседу с солнечным лучом – девочке не трудно пофантазировать о том, что он живой.
Лучик крадется по маминой подушке, и девочка замечает, что она бы тоже много чего хотела – подвигаться, побегать, почитать книжку, спеть песенку. Но потревожить мамин сон было бы плохим поступком, поэтому героиня молчит и ведет себя очень тихо. Луч, выслушав девочку, сделал круг по комнате, метнувшись по стене, и скользнул по героине, словно отвечая ей, что можно посидеть в тишине и вдвоем.
Стихотворение учит ребенка уважению к родителям. Взрослые часто устают от домашних работ, и дети не всегда это понимают и принимают. Благинина создает образ девочки, чтобы читающий ребенок мог примерить его на себя: это делает произведение более легким к восприятию. Забота родителей о детях важна, но не менее важна и забота детей о своих маме и папе. Автор не зря приводит большой список забав, которыми можно заняться, и совсем мало уделяет внимания сну мамы как таковому. Они противопоставляются друг другу, усиливая важность значения отдыха для матери.
Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на первом слоге. Рифмовка смежная и перекрестная, рифма чередуется мужская и женская. Много эмоционально окрашенной речи и восклицаний, анафоры придают строкам черты речи настоящего ребенка, что упрощает восприятие. Используются эпитеты («пустая комната», «золотой луч», «мамина подушка»); центральным литературным приемом является олицетворение солнечного луча, упоминается олицетворение игрушек («не шумят мои игрушки»).
-Ребята, а может кто-нибудь из вас поступал так же, как рассказывается в стихотворении Е. Благниной?
Физкультминутка «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко (на цыпочках руки тянуть вверх)
Нам от солнышка тепло (легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (приседание)
Звонко побежал ручей, (бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. (ходьба по кругу).
-А сейчас я прочитаю стихотворение А. Барто «Перед сном».
Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговори
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной
Не была.
У тебя все дела
Да дела.
У тебя я
Не стою
Над душой,
Я все жду,
Все молчу,
Как большой…
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,
Поглядим
На фонари
За окном.
-Теперь вы знаете, что ложась спать, о чём можно попросить маму,. /Посиди со мной, мамочка любимая, поговори со мной.
-Маме приятно будет слышать ласковые слова, сказанные ей.
-Много стихов мы прочитали сегодня о маме, а кто их пишет? /Поэт, поэтесса
-А композитор сочиняет музыку на стихи поэта, получается песня. Какую песню мы с вами сейчас споем? /[i]песня по желанию детей[/i]
Рефлексия
-Мама - самый лучший друг. Нежные и ласковые глаза у мамы, тёплые руки. Дороже её на свете никого нет. Об этом мы сегодня услышали в стихотворениях и спели об этом в песне.
-Понравилось вам занятие? /ответы детей
-Чем понравилось? /ответы детей
-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.
Гимнастика для глаз
Упражнение «Занятие закончилось»