Людмила Великородная
Конспект занятия по лепке «Вылепим посуду» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Совершенствовать знания детей о жизни, быте и культуре Донского казачества.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Расширять и систематизировать знания о жизни казаков, их обычаях, предметах кухонной утвари;
• Закрепить представление о предметах посуды, кухонной утвари, их классификации;
Публикация «Конспект занятия по лепке „Вылепим посуду“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Средняя группа
- Темочки
• Закрепить знания обобщающего понятия «посуда».
• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• Формировать навыки игровой деятельности;
• Развивать речь, мелкую моторику рук;
• Вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.
Образовательная область «Речевое развитие» :
• Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: стряпка, стряпуха, ухват, чугун, махотка;
• Развивать умения выражать ход своих мыслей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
• Развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• Закреплять элементы полоролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности
Методы и приемы:
Наглядный метод: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов кухонной утвари, продуктивная деятельность детей, приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий;
Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.
Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Информативно - рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.
Предшествующая работа: беседы о жизни Донских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественной литературы, знакомство с пословицами и поговорками.
Материалы, оборудование:
демонстрационный материал: презентация, магнитофон, атрибуты казачьего куреня.
Раздаточный материал: пластилин, доски, салфетки.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Под казачью мелодию дети входят в зал в одежде казачат
Воспитатель: Ребята, все вы знаете, что мы с вами живем на Донской земле.
А как называли людей, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?
Дети: Казаки
Воспитатель: Здорово дневали казаки и казачки!
Дети: Слава богу!
Воспитатель: А ну-ка, казачата, скажите, как назывались дома, в которых жили казаки?
Слайд. 1
Дети: Курень (казачий дом назывался курень)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да вот же он. Давайте туда зайдем.
Дети проходят в казачью комнату
Мы с вами находимся в одной из главных частей куреня – кухне.
Раньше у казаков кухня называлась - стряпка.
Слайд. 2
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему так называлась кухня?
Стряпать означало готовить еду. Отсюда и слова - стряпка, стряпуха. Давайте, повторим эти слова
Большую часть времени казачка проводила в стряпке. Она готовила вкусную еду для своей семьи.
- А знаете, в чем она готовила еду?
Слайд. 3
Воспитатель: В чугуне, в нем варили кашу, картофель, борщ. Попробуйте, какой он тяжелый.
Хозяйка чтобы поставить чугунок в печь, использовала ухват.
Слайд. 4
Ухват - это палка с надетой на нее металлической рогаткой.
Слайд. 5
Посуда, которой пользовались казаки, была сделана из дерева и глины. Вот деревянные ложки и чашки. Слайд. 6
Слайд. 7
А вот посуда, которая сделана из глины, это махотка и молочник в которых хранили молоко, квас, узвар.
Слайд. 8.9
Давайте повторим эти слова (Дети повторяют хором).
Воспитатель: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин?
Слайд. 10
Если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит, кувшин дышал. Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.
Слайд. 11
Ребята, а вы знаете, что в каждой казачьей семье, было традицией приглашать гостей к столу. Давайте и мы с вами накроем стол для наших гостей.
Слайд. 12
Воспитатель: Я рассказала вам очень много о предметах, которые казачки использовали для приготовления пищи. Как их можно назвать, одним словом?
Слайд. 13
Дети: Посуда.
Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
Слайд. 14
Посуда - это хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем лепить казачью посуду, некоторое время побудем мастерами – гончарами. Для этого нам понадобится пластилин, доски, посуда перед вами.
Воспитатель: А чтобы наши ручки были умелыми, хорошо выполнили работу, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Желтый подсолнух».
Желтое солнце на землю глядит, (руки вверх, потянулись, глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит, (повороты головой влево-вправо)
Только желтые лучи у него не горячи, (наклоны головой к левому и правому плечу)
Он растет на длинной ножке (руки вдоль туловища, встать на носки)
С лепесточками, как рожки, (развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, черных семечек полна (соединить над головой округленные руки).
Внимательно смотрите на нее и не перепутайте: кувшин более вытянутый, макитра - низкая и пузатенькая и т. д. (во время лепки воспитатель помогает детям).
- Что надо сделать, чтобы пластилин стал мягким? (Размять пальцами)
Я беру комок пластилина и разминаю его, чтобы он стал мягким.
Воспитатель предлагает желающему ребенку у доски показать, как надо раскатать шар. Дети повторяют этот прием лепки в воздухе.
- Да, правильно. Шар надо скатывать между ладонями круговыми движениями. Катаю пластилин до тех пор, пока шар не станет круглым, гладким.
Воспитатель предлагает желающему ребенку у доски показать, как сплющить шар в диск. Дети повторяют этот прием лепки в воздухе.
- Да, правильно. Оставляю шар на ладони, другой ладонью сплющиваю его, сминая ладонями обеих рук.
- Посмотрите, как я буду лепить макитру дальше. Диск лежит на левой ладони, а большим пальцем правой руки я вдавливаю середину, потом оттягиваю и подравниваю края.
Воспитатель направляет внимание детей на совершенствование изображения (сглаживание, выравнивание краев). Говорит ребятам, что можно стекой нанести узор на края макитры.
Закрепление способов и последовательности выполнения работы.
- С чего надо начать лепить макитру? А что потом надо делать? (Дети вспоминают способы и последовательность выполнения работы.)
Самостоятельная работа детей.
- Сядьте правильно, прямо. Начинайте лепить.
Во время самостоятельной работы воспитатель подходит к детям, оказывает индивидуальную помощь, уточняет технику и последовательность выполнения работы. Оказывает помощь совместными действиями с ребенком. Если кто-то из ребят быстро справится с выполнением задания, можно дать дополнительные комочки пластилина.
Анализ детских работ.
- Вот сколько посуды мы с вами вылепили для казаков.
Все вылепленные изделия рассмотреть, подчеркнуть, что они получились разные (глубокие и не очень, разноцветные). Предложить желающим рассказать, как они лепили, для чего их можно использовать.
Каждый труд итогом красен.
Результат у вас прекрасен.
Заключительная часть.
- Мы сегодня с вами своими руками изготовили посуду для казаков. Как по-новому вы научились лепить? (прием вдавливания, оттягивания и уравнивания краев).
-Ребята, как вы думаете, мы хорошее дело сделали? («Да!») «Сделал дело – гуляй смело!»
Игра «Горячий горшочек»
В конце занятия организуется выставка готовых изделий. Ребята рассказывают, кто какое изделие казачьей посуды слепил.