марина орлица
Занятие «Фартук для почемучки» с использованием опытно-экспериментальной деятельности детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: ситца, льна, шерсти, болоньи, мешковины.
2. Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы.
3. Расширять словарный запас детей, обогащая словами (болонья, ситец, драп, льняная, ситцевая, хлопчатобумажная, шерстяная ткани).
4. Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
5. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Публикация «Занятие „Фартук для почемучки“ с использованием опытно-экспериментальной деятельности детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Фартук
- Темочки
Материал: Набор тканей (10 х10 см, плетеные коврики из бумаги, пипетки, вода, бумажные салфетки,дидактическая игрушка Почемучка.
Предварительная работа: чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», демонстрация опыта «Прохождение воды через воду».
Ход
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!
- Поздоровайтесь с ними. Но кто-то еще стучится. Видно опоздали… (дид.
кукла Почемучка)
Воспитатель: - Здравствуй, гостья! Как тебя зовут?
Почемучка : - Почемучка!
Воспитатель: - Интересное имя. У нас таких имен нет. У детей другие имена.
Познакомьтесь, дети! (называют свои имена).
Почемучка : - Меня зовут Почемучкой, потому что у меня много вопросов «Почему?».
- И к вам я пришла совсем не просто так. Хочу, чтобы вы мне помогли.
Воспитатель: - Какие у тебя трудности?
Почемучка : - Вы вчера читали рассказ про Машу и я все слышала. Мне так захотелось
стать большой, что я надела фартук и решила помыть баночки в своем
уголке и вся промокла. Апчхи! Апчхи! А фартук такой красивый и почему
он промок. Апчхи! Вы не знаете?
Дети: высказывают предположения
(он из ткани; он тонкий; надо надеть другой)
Почемучка : - Я ходила в магазин «Ткани», где мне дали различные образцы тканей, но я
затрудняюсь выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук…
- Вот посмотрите (показывает всем детям образцы)
- Из какой же ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок!
- Как это узнать? (чуть не плачет)
Воспитатель: Не волнуйся, Почемучка!
Мы с детьми поможем тебе разрешить твою проблему.
- Дети, давайте же расскажем Почемучке немного о тканях и их свойствах.
- Подойдите к столам, рассмотрите все образцы и найдите знакомые вам
ткани (дети трогают, рассматривают ткань).
- А теперь расскажите из чего их делают (называют лен, хлопок, шерсть).
Почемучка : - А что такое лен?
Дети: - Лен – это растение. Когда цветет лен – все поле в голубых цветочках.
Отцветет лен, созреют коробочки с семенами. Специальные машины
собирают семена, а стебли льна стелют на землю и ждут пока микробы
съедят клей, которым волокна льна плотно склеены с сердцевиной. Затем
лен увозят на льнозаводы и там его треплют, мнут, расчесывают на
отдельные волокна, как мы расчесываем волосы. А из волокон прядут
льняные нити, из нитей ткут ткань и шьют вещи (показывают картинки и
волокно льна).
Почемучка : - Что шьют из льняных тканей?
(дети отвечают)
Почемучка : - Здорово! А что за ткань? (показывает ситец).
(дети отвечают)
Почемучка : - Почему ситец? Чем он отличается ото льна?
Воспитатель: - Давайте, дети, вместе с Почемучкой помнем немножко ткани (мнут).
- Что можете сказать Почемучке? (ситец тоньше, легче)
- Ситец еще называют хлопчатобумажной тканью.
Почемучка : - Интересно! Какая-то хлопчатая?
Дети и восп. : - Да, хлопчатая, хлопчатобумажная. Ткань из хлопка.
(хлопчатая бумага – название 19 века)
Почемучка : - Это растение?
Дети: - Да! Это такое растение, как кусочек ваты, когда отцветает. Хлопок
собирают, сушат на солнце, вяжут в большие тюки, везут на прядильную
фабрику. Там его расчесывают и прядут в хлопчатобумажные нити. Из
нитей ткут ткань. Из ткани шьют вещи.
Почемучка : - Какие вещи шьют?
Дети: - Постельное белье, сорочки, рубашки, платья…
Почемучка : - Понятно. Но ответа для себя пока не нахожу.
- Может я фартук из этой ткани сошью? (показывает на шерстяную). Что это
за ткань? Из чего ее делают?
Дети: Называют («драп», «кашемир», «шерсть», шерстяная ткань).
Почемучка : - «Шерсть» - это тоже растение?
Дети: - Нет, не растение!
Воспитатель: - Дети тебе подскажут ответ на твой вопрос!
(проводится физкультминутка по загадке)
…Сбились тесно, дружно в кучки
На лугу пасутся тучки.
Ждут хозяева придут,
Их кудряшки отстригут.
Шерсть сбивается в колечки.
Блеют на лугу … (овечки)
Почемучка : - Знаю, знаю -> Овечки.
- Из овечки делают ткань? (удивляется)
Дети: - Нет! Не из овечки, а из шерсти овечек. Их стригут, как и нас в
парикмахерской, электрической машинкой. Затем шерсть отправляют
на фабрику. Там прядут нити, а из нитей ткут ткань. Шьют одежду
(выясняют, какую одежду шьют из шерсти – драп).
Почемучка : - Вы все говорите ткут, ткут ткань. Ничего не понимаю!
Воспитатель: - Дети, объясните Почемучке!
Дети: - Посмотри, Почемучка, на наши коврики. Мы их сплели, соткали из
бумажных полосок. Представь, что этот коврик из ткани. Полоски – это
нити. Они переплетаются и получается ткань.
Почемучка : - Она же дырявая. Вот дырочки!
- Почему они здесь!
Дети: - Эти дырочки пропускают воздух!
Почемучка : - Как?
Воспитатель: - Дети, покажите Почемучке, как воздух проходит через дырочки –
отверстия (дети дуют через дырочки на Почемучку)
Почемучка : - Точно, точно воздух, ветерок! Как хорошо!
Воспитатель: - Конечно, хорошо. А такие вещи приятно будет носить?
Дети и Почемучка : - Да! Тело будет дышать!
Почемучка : - Так это же бумажная ткань, а не настоящая…
Воспитатель: - Дети, давайте покажем Почемучке, что и в настоящей ткани есть
дырочки.
- Что для этого сделаем? (отвечают – взять лупы).
- Правильно. Возьмите лупы и рассмотрите все образцы, которые лежат на столах. И скажите, все ли ткани будут пропускать воздух?
Дети: находят одну ткань воздухонепроницаемую, говорят, что она плотная.
Почемучка : - Вы мне показали, доказали какая ткань пропускает и не пропускает воздух
Вы дули на меня – я была сухая, а мыла посуду и вся промокла (плачет).
Воспитатель: - Что же делать, как помочь Почемучке?
(дети предлагают проверить ткань на непромокаемость)
Почемучка : - Как узнать непромокаемую ткань?
( дети предлагают варианты: капают, брызгают и видят результат)
Почемучка : - Что я вижу!
Воспитатель: - Что же видит Почемучка?
Дети находят ткань, под которой салфетка осталась сухая, вода скатилась. Не промокла. Непромокаемая!
Почемучка : - Ура! Эта ткань мне подходит. Из нее мне надо сшить фартук.
- А что это за ткань?
(дети могут ответить, а могут и затрудниться)
Воспитатель: - Эта ткань называется болонья. Нити этой ткани не встречаются в природе.
Их придумал человек.
- Обратите еще раз внимание, как плотно они прилегают друг к другу. И поэтому такая ткань не пропускает ни воздух, ни воду.
- Дети, какие вещи вы встречали из болоньи?
(дети называют)
Почемучка : - Спасибо, дети, что вы мне помогли выбрать ткань для фартука. В
свободное время поможете мне его сшить!
(дети соглашаются)
Воспитатель: - Дети, так о чем же вы сегодня узнали?
(что есть такая непромокаемая, воздухонепроницаемая ткань болонья)
- Откуда вы это узнали? (из опыта)
- Какие вы молодцы, как здорово помогли Почемучке, провели эксперименты с водой и тканью, удивили всех наших гостей!