Оксана Павлова
Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности «Четыре стихии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по исследовательской деятельности
на тему
«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
Цель;
- Закрепить знания детей о свойствах природных стихий : вода, воздух, земля, огонь в многообразии их проявлений и пользой для человека.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности „Четыре стихии“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
1. Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.
2. Закреплять знания детей о природных стихиях опытным путем.
3. Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы
4. Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов умение высказывать гипотезы формировать умение правильно строить предложения развернуто и точно отвечать на поставленные вопросы.
Оборудование:
Материал для опытов: 2 стаканчика: один пустой, другой с водой, фильтры, вертушки, почва в прозрачных стаканчиках, луковицы для посадки, влажные и сухие салфетки - на каждого ребёнка.
Демонстрационный материал – металлический поднос, 3 плавающие свечи, свеча - фонарик, лейка с водой, ёмкость с землёй, 2 стакана - один с чистой водой, другой - с грязной, фильтр, воронки, вертушки, воздушные шарики,
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное рзвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Этапы проведения:
1. Познавательная задача, постановка проблемы.
2. Выдвижение предположения.
3. Способы доказательства: экспериментальная деятельность - проведение опытов.
4. Обобщение знаний, вывод.
Предварительная работа: изучение свойств воды и воздуха, наблюдение за ветром на прогулке, чтение рассказов познавательного характера о воде, беседы с детьми о растениях, рассматривание семян разных растений, заучивание стихотворений о воде, воздухе, огне, земле.
Проведение
Дети входят в зал под песню «Волшебник недоучка.»
Воспитатель - Ребята, послушайте короткую сказку.
«Поспорили как-то между собой птица, рыба и крот - Что важнее: воздух, земля или вода? Птица говорит: «Воздух важнее всего, без воздуха я не могла бы летать…» Рыба спорит: «Нет, вода важнее всего, без воды я не смогла бы плавать» А крот им отвечает: «Земля всего важнее, я живу в земле» Долго бы они спорили между собой что важнее, но вдруг появилась спичка и принесла с собой огонь. Испугавшись огня, птица поднялась в воздух, рыба уплыла в воду, крот спрятался в земле.
- Я всех важнее и сильнее, – подумал огонь.
Воспитатель: Подождите, а давайте проверим действительно это так?
Нельзя понюхать и сорвать
Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой,
Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьёт,
А если выпьет, то умрёт.
.Первым покажет свою силу-огонь.
(звучит музыка – Танец огня, появляется огонь)
1 блок – Огонь (на экране фото огня)
Огонь - Как вы думаете, я действительно важнее всех: сильнее воздуха, воды и земли? (ответы детей)
Воспитатель - Давайте проверим.
Опыт №1. Потушить огонь.
На столе у воспитателя железный поднос, на нем три плавающие свечки, рядом прозрачные стаканы с водой и землей; свечи зажигает воспитатель.
Одну свечу нужно погасить с помощью воды, вторую - с помощью земли, третью – сильным потоком воздуха (сильно дунуть на пламя)
- Что вы увидели? (огонь погас, мы потушили его землей, водой и воздухом)
- Напрасно, огонь думает, что он сильнее всех: и вода, и земля, и воздух смогли затушить огонь.
Огонь - где можно увидеть меня? Ответы детей (фото на экране - горящая спичка, свеча, костер, пожар, огонь в плите, салют, молния)
- Огонь - я могу быть опасным, а могу быть полезным.
-Воспитатель - чем опасен огонь? (огонь может вызвать пожар)- Как обращаться с огнём, чтобы он не был опасным? (нельзя играть с огнем, включать плиту, зажигать петарды)
-Огонь - какую пользу я могу приносить? Хотите это узнать?.
Опыт №2. Тепло и светло.
Воспитатель зажигает свечку в закрытом стеклянном подсвечнике.
- Огонь, какой? (яркий, светлый)
- Верно. Когда в комнате темно, можно зажечь свечу. Огонь дает свет. Поднесите руку, что вы чувствуете? (тепло)
- Правильно, огонь дает тепло, может согревать. Как ещё человек использует огонь? (С помощью огня можно вскипятить воду, приготовить еду.)
Огонь - огонь важен? Важен! Без меня человеку нельзя обойтись.
Воздух – это-то, чем дышим,
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
-А сейчас покажет свою силу воздух.
2 блок – Воздух (шум ветра появляется воздух)
Воздух - ребята, подумайте, что всех нас окружает: вода, огонь, земля или воздух? Что вокруг нас? (пощупать воздух рукой) Вокруг нас воздух.
Воспитатель - а для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Верно, мы дышим воздухом, и не только мы. Все животные, и даже растения дышат воздухом. Какие вы знаете предметы, внутри которых есть воздух? (шар, колесо, мяч, воздушный шар, резиновые игрушки, надувной матрас)
-Воздух- как же я туда попал? (человек накачивает воздухом колесо, воздушный шар) - Как вы думаете, я неподвижен или я могу двигаться? (ответы детей)
Воспитатель - давайте проверим.
Опыт №3. Ветерок (музыкальная пауза)
Ребята, возьмите в руки вертушки и с ними быстро пробежите по залу. Что происходит? (вертушки крутятся) Почему? (ответы детей)- Когда мы дуем, мы толкаем воздух, и он движется. Ветер – это движущийся воздух, поток воздуха. – Что такое ветер? (ветер – это движущийся воздух)
Воздух - Когда можно увидеть, как движется воздух? (ветер качает деревья, шелестит листьями, поднимает пыль, гонит по небу облака, надувает паруса, крутит крылья мельницы)
–Хотите подержать воздух в руках? Мы его поймаем в воздушный шарик, попробуйте надуть шарик. Получилось?
–Почему шар надулся (в него попал воздух) –А теперь выпустите воздух из шариков.
Воспитатель - Вы правильно заметили, что мы все дышим воздухом. -
Воздух - Скажите, где вам легче дышится: здесь в помещении или на улице? (на улице дышится легче) - Знаете почему? На улице воздух чище, его там больше, он движется и легче уносит пыль. А в помещении ветра нет, и пылинки остаются, не выветриваются. Как вы думаете, для чего мы открываем форточки, когда идем гулять? (чтобы проветрить группу, чтобы воздух в группе стал чище)
-Воздух- А гуляем для чего? (чтобы дышать чистым свежим воздухом) - Скажите, ребята, я важен? Важен!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В лужи, в море, в океане
И в водоворотном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у нас кипит
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить
3 блок – Вода (шум воды,появляется вода,на экране водопад,река)
Воспитатель- Мы с вами пришли к выводу, что и огонь и воздух по-своему важны. А как мы решим на счет воды? Важна ли вода? Кому нужна вода? ( вода нужна всем: людям, животным, растениям)
Вода- А для чего я нужна людям? Как человек использует воду? (мы пьем воду, готовим еду, умываемся водой, стираем бельё, моем игрушки, водой поливаем растения)- Верно, без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь. - Какую воду мы пьем? (мы пьем кипяченую воду)
Воспитатель - Правильно, самая чистая кипяченая вода. - У меня два стакана с водой. Сравните воду в стаканах. Чем она отличается?
(в одном стакане вода - чистая, в другом – грязная (мутная)
- Какую воду можно использовать для мытья рук, для стирки белья, для варки супа? (чистую воду нужно использовать)
- Открою вам секрет, как из грязной воды сделать чистую. Воду в этом стакане (грязную, мутную) надо очистить. А сделать это можно с помощью фильтра.
Опыт № 4. Фильтр.
- Берем фильтровачную бумагу сворачиваем конусом, вставляем в пустой стакан воронку, бумагу – получается фильтр. Наливаем грязную воду в стакан с фильтром.
У детей на столе два стакана: один пустой, другой с грязной водой, фильтр. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вся вода очистится, сравнить её с водой в стакане у воспитателя.
- Какой стала вода? (вода стала чистой)
- Что мы использовали, чтобы очистить воду? (использовали фильтр)
- Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить такую воду нельзя.
Вода - Теперь ответьте, важна ли я? (Важна!
Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверное, сказать ей:
Родная! Земля наша милая,
Добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все. Что мы любим,
Все создано ею:И горы, и реки, и лес. И цветы,И осень, и лето, и дождик и ты!
4 блок – Земля (пение птиц, появляется Земля)
- Мы с вами уже узнали, что стихии – вода, воздух и огонь – очень важны для человека! А важна ли земля? Что в ней такого особенного? Важного? Как вы думаете? (ответы детей)
Земля- земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля – матушка, матушка – кормилица. - Почему? (Земля дает пищу для всех) - Верно. Издавна кормит людей матушка Земля. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь мешок картофеля. Земля у нас под ногами.
Воспитатель- Как называется самый верхний слой земли, в котором растут растения? (этот слой земли называется почва)
- Вспомните, какие растения мы с вами сажаем в почву в конце зимы? (лук, семена цветов)
- Правильно. А для чего мы сажаем лук? (чтобы вырастить зеленый лук, и есть витамины весной)
- Земля - а вы знаете как сажают лук.? (сначала приготовить землю,-сделать углубление в почве, посадить луковицу донцем,полить водой)
Воспитатель- Верно. У нас все готово и мы сейчас займемся посадкой лука. (сажаем лук)
Земля- Скажите, ребята, важна ли я? (Земля важна и всем нужна)
Вывод
Воспитатель -- Уважаемые ученые, давайте вспомним нашу сказку.
Что важнее: вода, воздух, земля, огонь (Все важно, и вода, и воздух, и земля, и огонь важны и нужны по-своему)
-А сейчас послушаем конец сказки.
- Услыхал этот спор человек и сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас важны и земля, и вода, и воздух. И не о чем тут спорить!
(Все стихии выходят, берутся за руки и говорят: «Теперь мы будем все дружить,мы все важны для человека.»
Сюрпризный момент.
Все стихии вручают детям угощение
. Огонь-печенье, Воздух-воздушные шарики, Вода-компот, Земля –яблоки.
Воспитатель- желаю вам уважаемые ученые, продолжать исследовать,делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.