Светлана Рыбакова
«Родной язык — душа народа». Конспект занятия по русскому языку для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей второй младшей группы
«Родной язык — душа народа».
Цель: воспитание у детей любви к родному языку, формирование бережного отношения и гордости к родному языку.
Задачи:
познакомить детей с праздником «Международный день родного языка», с историей возникновения русского языка, интересными фактами о нашем языке;
обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности; формировать у детей чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, свое отношение к международному дню родного языка;
обогащение речи детей устаревшими словами;
развитие умения произносить скороговорки в разном темпе;
развитие познавательного интереса, потребности в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы живём? Кто знает, как называют жителей России? А разговариваем мы на каком языке?
Мы с вами – россияне, мы русские. Наш родной язык – русский!
У каждого народа есть своя культура, история, традиции, и язык. Сберечь его – очень важная задача!
Но язык был не всегда. В глубокой древности люди не умели говорить. Хотите узнать, как тогда люди общались?
В древние времена люди общались с помощью жестов, мимики и звуков.
Они не умели говорить, но потребность в общении была очень велика, ведь друг друга надо было как-то понимать. Хотя бы для того, чтобы выжить, сообща добывать пищу.
Раньше информацию передавали на расстоянии как могли: стучали в барабаны или рога, свистели, разводили сигнальный огонь.
Первобытные люди научились с помощью каменных орудий труда рисовать.
Это называется наскальная живопись.
Как вы думаете, что древние люди хотели рассказать нам этими рисунками?
Потом люди придумали слова и начали с их помощью общаться.
А уже через много – много лет Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, и люди учились писать и читать.
Вас, ребята, в школе научат писать и читать, когда подрастёте. А пока вы еще малыши, и вам нужно научиться сначала хорошо и четко проговаривать слова. Попробуем?
«Кукушка кукушонку купила капюшон. Как кукушонок в капюшоне был смешон», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа».
Дети произносят скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса, интонацией (медленно, быстро, шепотом, громко, нараспев).
Воспитатель: - А сейчас я превращу вас в зайчаток. Выходите, зайчатки, порезвиться.
Физминутка «Жили - были зайчики».
Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи уши)
На лесной опушке, (Разводят руками)
Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома)
В маленькой избушке,
Мыли свои ушки, (Трут ушки)
Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук)
Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево)
Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)
Воспитатель: - Ребята, скажите, вам нравится отгадывать загадки?
- У меня много загадок о нашем родном русском языке. Отгадаете?
1. На нем в России говорят,
Пишут и читать хотят,
Его в школе изучают,
Правила его все знают. (русский язык)
2. Тридцать три сестрички, ростом невелички,
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (буквы)
3. Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, нужно грамоте учиться (книга).
Воспитатель: - Раньше на Руси некоторые слова звучали по – другому, сейчас их называют устаревшими. Предметов, которые обозначали эти слова, давно уже нет. Я произнесу вам эти слова, а вы попробуйте догадаться, что они могут означать…
Черевички (кожаная обувь,
Кушак (пояс из широкого куска ткани)
Рушник (полотенце для украшения стен избы в праздничные дни).
Сейчас вы услышите ещё три устаревших слова, которые сейчас произносятся по-другому.
Очи (глаза)
Перст (палец)
Чело… (лоб)
Уста (губы).
Хоть вы ещё и малы, но уже сейчас вы можете стремиться к тому, чтобы ваш язык был «чистым», богатым, с правильным звукопроизношением…
Рефлексия.
Воспитатель: - Вам было интересно сегодня на занятии? Что нового вы узнали?
Спасибо вам за внимание!